Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

По дороге в Вифлеем

28 ноября у православных и греко-католиков начинается Рождественский пост
24 ноября, 2011 - 20:46

В эти дни мы снова отправляемся в Вифлеем. Ведь Рождественский пост предлагается Церковью как возможность каждому из нас молитвенно прочувствовать и обнадеживающую радость, и испытания этой дороги. Когда-то, за тысячи лет до нас, этот путь уже прошел Авраам, откликнувшись на голос Творца. Здесь, под Вифлеемом, похоронил его внук Яков любимую жену, Рахиль, с которой вместе вернулся в Ханаан с заработков на проживание. В Ханаан, к могилам предков, рвались из Египта далекие потомки Якова и Рахили, ища обещанный Богом край свободы. А затем вместе со свекровью прибилась к вифлеемским полям моавитянка Рут, даже не предполагая, что ее внук Давид станет самым известным в истории царем и предком Мессии.

И вот снова наполнились людьми дороги в Вифлеем. Среди тысяч потомков Давида отправились туда на перепись и галилеянин Иосиф с помолвленной с ним Девой Марией. А с востока, теряясь в догадках, спешат за сиянием таинственной звезды трое мудрецов, чтобы поклониться Царю мира. Путь каждого из них начинался среди сомнений и колебаний. Они откликнулись на призыв дороги, лишь убедившись: их зовет Бог.

Праведный Иосиф вряд ли победил бы отчаянные мысли, если бы не остановился, не прислушивался к голосу с Неба и не услышал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 2родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мт. 1:20-21).

Опыт Иосифа Обручника раскрывает перед нами уникальную ценность молитвенной остановки на жизненном пути. Церковь приглашает нас время от времени отложить свои дела, выключить телефон и телевизор, выйти из электронной сети — и послушать Бога. Эта молитвенная остановка, пост, и является в первую очередь порой духовной передышки, порой слушания.

Сорокадневный пост, который отделяет нас от рождественских праздников, — это лишь маленький эпизод на нашем собственном пути к Богу. На этой стезе нам придется переживать страх, испытывать разочарования, терять ориентиры. Нас преследуют сомнения: туда ли мы идем? Реальна ли определенная цель? Действительно ли ждет нас кто-то там, впереди, в конце жизненного пути? И нужны ли мы Ему? Но без движения к цели, к нашему Вифлеему, мы так никогда и не найдем ответов на эти вопросы.

Ограничение в еде, отказ от развлечений, сужение круга контактов должны создать в нашей жизни пространство тишины. И, может, среди сосредоточенной тишины молитвы мы почувствуем сердцем услышанные вифлеемскими пастушками ангельские слова о том, что «ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2:11).

Эти слова на самом деле обращены к каждому из нас. И это нам протягивает руки в ожидании встречи Младенец из вифлеемских яслей. А вифлеемская звезда сияет перед нами, открывая радостную перспективу возвращения в потерянный Эдем, источник душевного покоя и внутренней гармонии — единение с Богом. В этом сиянии простирается перед нами дорога домой, которой может стать для каждого христианина Рождественский пост.

Игорь ИСИЧЕНКО, архиепископ Харьковский и Полтавский, УАПЦ
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ