В Андреевский зал к журналистам все трое — Медведев, Назарбаев и Лукашенко — после подписания декларации о евразийской экономической интеграции вошли с видом победителей. Хотя реальные основания быть отцом нового межгосударственного объединения принадлежат исключительно лидеру Казахстана. Именно Назарбаев в далеком 1994 г. в выступлении в Московском университете впервые озвучил идею Евразийского союза (Лукашенко тогда был лишь депутатом-трибуном, получая популярность разоблачениями коррупции во власти, а Медведев — вообще только советником мэра Петербурга Собчака, который мог разве что его дочь Ксюшу на коленках подержать). И следует сказать, в тот момент идея Назарбаева звучала просто утопически, ведь еще продолжался «бракоразводный» процесс постсоветских республик со спорами о разделении имущества и границах.
За полтора десятка лет выкристаллизовалась политика Казахстана на международной арене, в которой ключевым словом является «многовекторность»: подход, который преследует несколько целей, не отдавая первенства ни одной из них. Это значит, что Казахстан приобщается к разным международным игрокам, не отдавая преимущества ни одному из них, но удерживая баланс в отношениях с Россией, Китаем, США и Европейским Союзом в приведенном перечне. Астана видит обеспечение собственной безопасности в привлечении стран-«тяжеловесов», соседей и стран необъятного азиатского региона в разнообразные структуры, чтобы гармонизировать и уравновесить их интересы и амбиции. Отсюда становится понятной активность Астаны в таких структурах как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), ЕврАзЭС, ОДКБ. Не случайно, по-видимому, после объявления на встрече в Москве о переходе к Единому экономическому пространству Назарбаев в интервью говорил о важности усиления роли упомянутых структур.
Впрочем, объявляя о ЕЭП как о следующем этапе после Таможенного союза, сам Назарбаев похвалил белорусского коллегу Александра Лукашенко за «мощный натиск», ведь они с Медведевым считали, что запускать этот проект с 1 января следующего года мало. Одновременно источник в администрации белорусского президента сообщил журналистам, что «суверенитет наших государств не может отменить даже самая тесная интеграция». Даже больше, позже сам Лукашенко заявил газете «Беларусь сегодня», что «если интеграция в ЕЭП наберет большую скорость, чем в Союзном государстве (России и Беларуси. — Ред.), то, возможно, они откажутся от дублирования».
Одновременно и белорусские, и казахстанские источники утверждают, что голоса их стран в ЕЭП «будут такими же значимыми, как и у Москвы, и суверенитет не пострадает». Здесь следует вспомнить, что предыдущая попытка создания Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана осенью в 2003 г. предусматривала, что 80% голосов в наднациональном органе будет иметь именно Москва. Что вызвало острые дискуссии в Украине о защите своего суверенитета и громкие жалобы на ее сопротивление этому из уст тогдашнего российского премьера, а ныне оппозиционера и сторонника украинской евроинтеграции включительно с НАТО (но вместе с Россией) Михаила Касьянова. Кстати, в Москве белорусская делегация говорила, что в будущем Евразийский экономический союз и ЕС «смогут интегрироваться друг с другом». Идея не кажется такой уже призрачной, если принять во внимание, что Россия предлагает Евросоюзу деньги на спасение Греции.
И здесь самое интересное. Именно Казахстан настоял, чтобы в декларации фигурировало Единое экономическое пространство, а не Евразийский союз, аргументируя это необходимостью поэтапного развития. И это логично, ведь следует еще реализовать подписанный договор о Евразийской экономической комиссии, которая должна приступить к работе с 1 января 2012 года. Как объявлено, механизм принятия решений в рамках комиссии исключает доминирование какого-либо государства. Вот здесь, по-видимому, и кроется причина решения президента Назарбаева как раз в канун московской встречи распустить парламент страны. Формально все выглядело предсказуемым. О роспуске заговорили еще весной, аргументируя это необходимостью приведения его состава к соответствию изменениям в конституции, которые предусматривают обязательное присутствие в нем другой партии, кроме победительницы (до сих пор там монополия правящей президентской партии). Даже в самой президентской партии уже не скрывают усталости от реальной однопартийности и при этом жалуются на отсутствие идей в оппозиции. Даже выдвигали идею образования коалиции с внепарламентскими партиями. Об этом в августе мы говорили с третьим — после президента и председателя партии — человеком в «Нур Отан», ее секретарем Эрланом Карином. И чувствовалось, молодой и креативный партийный функционер просто мечтает о парламентских баталиях. Словом, сама власть посодействует, чтобы в следующем составе мажилиса оказалась весомая (дают 15% голосов избирателей) оппозиционная партия «Ак жол», и вполне вероятно просто втянет туда (рекламой, благоприятными условиями) коммунистов...
И задача здесь, конечно, не только перевести острый политический дискурс со страниц прессы в парламентские стены (хотя и это важно, особенно, если принять во внимание растущее число молодых людей, которые ищут реализации своего протестного настроения не в политических партиях, а в исламских кружках, понятно, радикальных). Выглядит так, что роспуск понадобился и для переговоров в Москве: в случае невозможности достичь того или иного компромисса Назарбаеву не нужно было бы отказываться подписать итоговый документ, зато достаточно было его тихо похоронить невозможностью ратификации (ведь парламент не действующий). Но и другая задача, на перспективу. Новые выборы дадут президенту возможность не только привести в парламент новых людей (звучит и такой аргумент), но и сделать важные перестановки в исполнительной власти с целью сформировать собственное чиновничество для упомянутой Евразийской экономической комиссии. Уже говорят, что комиссаром от Казахстана там станет действующий ныне премьер Карим Масимов: фигура мощная, которая полностью способна уравновесить объявленного в Москве руководителя комиссии — российского министра Виктора Христенко, чтобы не допустить в процессе принятия решений, как неслучайно заверяли, доминирования какого-либо государства. Так же неслучайно заговорили, что в будущем комиссии стоит переехать в Астану.