Вчера в бомбоубежище Культурно-образовательного центра «Мастер Класс» открылась инсталляция «Жертвоприношение» по одноименной ленте выдающегося российского кинорежиссера Андрея Тарковского. Ее автор — переводчик, ассистент и близкий друг Тарковского Лейла Александер-Гарретт. Были продемонстрированы видеофрагменты картины, фотографии и личные вещи Андрея Арсеньевича, а также показана документальная лента «Режиссер Андрей Тарковский» (режиссер Михал Лещиловский, 1988 г., Швеция), рассказывающая о съемках «Жертвоприношения».
Напомним, мировая премьера «Жертвоприношения» состоялась в Стокгольме 9 мая 1986-го. За две недели до этого аварийная система Швеции зафиксировала радиоактивные выбросы Чернобыльской АЭС. Картина, в которой главный герой во имя спасения человечества от атомной катастрофы приносит в жертву самое дорогое, многим показалась пророческой. Тарковский рассказывал, как долго искал место для сцены атомной катастрофы и паники. Это был тоннель, лестница и небольшая площадь перед ними. Там и была снята эта ужасная сцена. А спустя некоторое время был убит премьер-министр Швеции Улоф Пальме. Убийца стоял на том же месте, где находилась камера во время съемок фильма. Почтальон Отто как персонаж картины — своеобразная дань памяти Тарковского одному из своих постоянных актерских талисманов Анатолию Солоницыну, умершему в 1982-м от рака легких. Сцена горения дома снималась дважды — первый раз у камеры (Arriflex) отказала грейферная система, и пленка стала. Декорацию дома пришлось восстанавливать, и съемку провели еще раз, но уже сразу тремя камерами.
Автор инсталляции Лейла Александер-Гарретт была неизменным спутником выдающегося режиссера в течение всего периода съемок «Жертвоприношения». Воспоминания о тех днях Лейла описала в книге «Андрей Тарковский: собиратель снов», получившей в 2010 году приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон». Кстати, в Новом театре на Печерске прошла репетиция-чтение пьесы «Повешенный», автором которой является Лейла. В главной роли — Тамара Плашенко.
Организатором мероприятий, посвященных Андрею Тарковскому, выступает культурно-образовательный центр «Мастер Класс». Напомним, «День» уже писал, что в апреле прошлого года в центре был представлен проект «Отец и сын», посвященный творчеству Арсения и Андрея Тарковских. В рамках проекта проходил вечер поэзии Арсения Тарковского, вечер творчества Андрея Тарковского, а кульминацией стал концерт камерного оркестра New Era Orchestra «На каждый звук есть эхо на земле...», который в ноябре прошлого года с большим успехом прошел в Фонтенбло и в Париже — городе, где Андрей Тарковский жил последние годы своей жизни и был похоронен. Записи, сделанные во время концертов, звучали в инсталляции «Жертвоприношения».
Фильм «Жертвоприношение» — последняя киноработа Андрея Тарковского. Съемки картины проходили в Швеции в 1985 г. Сам режиссер считал этот фильм своей самой удачной работой. Этим фильмом выдающийся режиссер пророчил свою судьбу (в одном из первых вариантов сюжета главный герой должен был умереть от рака) и судьбу мира (атомная катастрофа в ленте оказалась предчувствием Чернобыльской трагедии). Идея фильма взята из киносценария «Ведьма» Аркадия Стругацкого. Настроение картины, трагизм ситуации, сложившейся в созданных режиссером мирах: макромире (человечество на пороге ядерной катастрофы) и микромире (жизнь главного героя, решившего пожертвовать всем самым дорогим, чтобы Господь изменил ход истории) — наилучшим образом иллюстрирует ария Erbarme dich Иоганна Себастьяна Баха. Кстати, исполнение этой арии и многих других произведений состоялось на концерте New Era Orchestra в кинотеатре «Киев».
29 декабря 1986 года Андрей Тарковский умер. Сотни людей пришли попрощаться с киномастером во двор Свято-Александро-Невского собора, где отпели Андрея Арсеньевича. На церковной лестнице известный виолончелист Мстислав Ростропович исполнил знаменитую «Сарабанду» Баха. Тарковского похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (Париж, Франция).