Международный фестиваль, который состоялся уже в 22-ой раз, остается открытым и демократичным в своих вкусах. Об этом всегда заботился его первый директор, известный композитор Иван Карабиц, который говорил, что не нужно бояться стилевых контрастов — любая музыка найдет своего слушателя. Ведь действительно, она обладает такими огромными, неограниченными возможностями, что загонять ее в прокрустово ложе одного направления, течения, определенной тематики было бы грубым неуважением к этой царице искусств. То, что кому-то может показаться пестростью, на самом деле — документально объективная картина современного состояния украинского и всемирного композиторского творчества. Думаем, это принципиальный, концептуальный момент: осознание фестиваля как документа эпохи — без приукрашиваний, умалчиваний и снобизма. И потому парадигма «Киев Мюзик Феста-2011» — от сориентированной на древнейшие источники современной духовной музыки через возрожденные раритеты классики ХХ века — до последних стилевых поисков в творчестве украинских и зарубежных композиторов, включая эксперименты новой, а также электронной музыки.
Важно, что состоялся многоаспектный диалог украинского искусства с музыкальными культурами разных стран мира (их было задействовано 17 — от Азербайджана до Японии).
Духовная музыка — значимый многослойный срез украинского современного творчества. Существует мнение, что далеко не вся музыка, написанная на духовные тексты, — богослужебная, предназначена для исполнения в церкви. Например, далеко не все картины на сюжеты Священного писания достойны стать рядом с освященными веками иконами. По-видимому, происходит «переадресация», расширение ареала влияния вечных библейских истин. Появляются произведения с особой атмосферой чистоты, смиренности, духовного углубления. Именно к таким следует отнести «Три духовных песни» Валентина Сильвестрова (премьерное исполнение) с удивительным феноменом только ему свойственного звукового пространства, способного лечить душу.
По-своему раскрываются в религиозной тематике композиторы В. Степурко, С. Лунев, В. Полевая, Т. Яшвили, А. Шух, М. Шух, М. Степаненко, К. Троценко и другие, чьи произведения просветленной нотой влились в звуковую фестивальную палитру. О мастерстве многих хоровых коллективов, в частности муниципального хора «Киев», мало сказать «совершенное исполнение», это — полное слияние с замыслом композиторов, с настроением духовного очищения. Настоящим катарсисом стало для многих слушателей произведение Александра Козаренко «Страсти Господа Бога Нашего Иисуса Христа (десять антифонов напева Острожского для чтеца, солистов, хора, оркестра и органа). В плотно заполненном зале Национального дома органной и камерной музыки (исполнители — хор и оркестр НДОКМ под управлением И. Андриевского) было очень много молодежи. Искренность, простота, мелодичная обворожительность древних напевов и вместе с тем эмоциональная возвышенность этой музыки вызвали в глазах у многих слезы. Этот концерт (в нем выступила также блестящая органистка Ольга Дмитренко), названный «Духовные горизонты», а также концерты «Псалмы и молитвы», «Пробуждение», прошедшие в церквях при огромном собрании публики, засвидетельствовали, что горизонты духа вовсе не чужды молодому поколению, широкому кругу слушателей и что не только «попсой единой» жив современный человек.
Вообще, большинство концертов «Киев Мюзик Феста» были созвучны утверждению поэта: «Душа обязана трудиться». И, может, самой напряженной душевной работы требовали от слушателя симфонические концерты. Самым сложным в этом плане был Концерт-открытие — в связи с трагедийно-драматическим содержанием большинства представленных произведений (Фраггиза Ализаде, Игоря Щербакова, петербуржца Александра Радвиловича — в «Чехов-симфонии» последнего гротесковые образы из произведений великого классика также несут трагическую нагрузку). Но более всего это выразилось в симфоническо-хоровой драме Ивана Тараненко «Благодатная Мария» на стихи Павла Тычины, где воспроизведены самые жестокие, самые страшные вехи нашей истории (I часть — Революция, ІІ — Война, ІІІ — Террор, IV — Голод, V — Молитва). Нельзя сказать, что композитору все удалось (самая большая неприятность — непродуманность звукового баланса симфонического и хорового массивов, некоторое динамическое однообразие), однако в произведении немало проникновенных страниц (например, его сущностный вывод — Молитва).
Спасла перегруженный трагическими эмоциями концерт замечательная «Купала» Евгения Станковича, уже ставшая симфонической классикой. А Национальный симфонический оркестр под руководством Владимира Сиренко получил возможность показать в этом блестящем произведении свою виртуозно совершенную форму.
Зато в Концерте-закрытии «Украина Forever», безукоризненно подготовленном симфоническим оркестром Национальной филармонии Украины во главе с Николаем Дядюрой, уже было намного больше оптимизма: и потому, что в Украину вернулся из Дании (и наконец прозвучал в своей первой редакции) Концерт для фортепиано с оркестром украинского классика Левка Ревуцкого в исполнении Романа Репки (рукопись произведения более 70 лет считалась утерянной!); и оттого, что в концертном обороте опять появился много лет не исполняемый Концерт для трубы с оркестром Александра Красотова — одно из прекраснейших произведений композитора прозвучало в исполнении Сергея Череватенко, уверенно одолевшего его фантастическую сложность; и потому, что в известный список прославленных украинских симфонистов вписано теперь имя одесситки Юлии Гомельской, патриотичного содержания масштабное произведение которой дало название всему концерту.
Основным поводом для высокого энтузиазма и серьезных надежд стала премьера симфонического произведения «Барьер» Сергея Пилютикова — музыки с могучей энергетикой, мгновенно заполонившей пространство и никого не оставившей равнодушным. По крайней мере, такими бурными овациями может гордиться каждый композитор.
Знаковым событием феста стал эксклюзивный проект «Восточноукраинский симфонический экспресс» (произведения композиторской молодежи Донецка) по гранту Донецкого облсовета при участии оркестра и хора Национальной радиокомпании Украины. Запомнились симфонические концерты под управлением дирижеров Наталии Пономарчук и Николая Лысенко. Изысканные камерные программы продемонстрировали: «Киевские солисты», камерный ансамбль «Новая музыка в Украине», Львовский оркестр «Академия». Знаменитая «Киевская камерата», исполнившая пять (!) концертных программ, достойна отдельного разговора. Огромный интерес у публики вызвал последний, «электронный» аккорд фестиваля — «ЕМ-visia 2011-ІІ», сфокусировавший свое внимание на личности исполнителя и его существовании в пространстве электроакустической музыки. Обо всем этом фееричном фестивальном разнообразии необходимо писать с конструктивным подходом. Еще один барьер преодолен, «караван» фестиваля подвигается дальше и уже устремлен к будущей цели.