Учитель пения из шахтерского городка Макеевки — Павел Тютюнник — уверен, что петь может каждый, и разработал оригинальную методику... Он, выпускник вокального отделения Донецкой консерватории, мог бы стать певцом — природа одарила этого человека красивым мощным баритоном. Но судьба сложилась так, что потомок древнего казацкого рода выбрал другой путь. Сегодня он творит чудеса — возвращая людям данное от природы умение петь.
Павел Тютюнник деятельностью своей «Школы украинского бельканто» пятнадцать лет доказывает, что каждому человеку природой дан голос и музыкальный слух, и помогает раскрыть этот дар. Он говорит: «Во время пения наша душа становится на место». Чтобы показать людям, каковы они на самом деле, с душами, которые на своем месте, он учит их петь.
— Природа внутри нас есть изначально, поэтому нам не нужно учиться. Главное — быть искренними, быть смелыми, открытыми и добрыми! Приносить радость друг другу, чтобы услышать голос собственной души, нужно не побояться быть простым, — говорит Павел Васильевич. — Нужно научиться раскрыть душу, как окно...
ЧУДЕСНЫЕ УЧЕНИКИ, ЧУДО-ШКОЛА
В этом году его «Школа украинского бельканто» отпраздновала 15 лет со дня основания. Как известно, бельканто — стиль исполнения, являющийся основой итальянской вокальной школы. Бельканто отличается исключительно мелодичной связностью, напевностью, легкостью, подвижностью, способностью исполнять виртуозные пассажи.
Успехи учителя пения из Макеевки — Павла Тютюнника — неоспоримы: на нынешнем музыкальном шоу «Х-фактор» победил один из его воспитанников Алексей Кузнецов. Многие ученики школы становились лауреатами бесчисленных всеукраинских конкурсов, поступали в ведущие музыкальные заведения мира. Так, в свое время его ученица Татьяна Васечкина стала студенткой Венской консерватории.
Теоретики вокального искусства признают, что от природы человек может воспроизводить полторы октавы звукового ряда. Потенциал выдающихся певцов больше на целую октаву: он может достигать двух с половиной октав. Например, легендарной оперной певице Евгении Мирошниченко было подвластно ля-бемоль 3 октавы! Непревзойденной в истории вокального искусства (по диапазону своего голоса) была знаменитая перуанка Имма Сумак, обладавшая чрезвычайно красивым голосом, который охватывал аж 4 октавы звукового ряда! Удивительно, но факт: некоторые ученики школы Тютюнника приближаются к этим вершинам, а Наталья Рыбальченко — даже превзошла! Но нет у теоретиков музыки названия, определяющего высоту голоса, который охватывает более четырех октав!
Тренировочные упражнения в школе Тютюнника длятся часами. Это очень кропотливая и тяжелая работа — достичь глубин человеческой психики, вернуть себе голос, заложенный самой природой. Павел Васильевич напоминает библейского Ноя, строившего громадный корабль для спасения чистых душой.
Особенной красоты голосом (тенор-бас) обладает бывший шахтер, а сейчас ученик «Школы украинского бельканто» Леонид Сергиенко. Он пришел к своему учителю всего полтора года назад и уже выступил во многих концертных залах Донецкого края. Удивил господин Сергиенко нынешним летом и киевлян, выступив вместе со своим учителем в столичном Доме учителя. Этому певцу не нужны усилители или микрофоны: его голос мощно и чисто звучит для огромных аудиторий. На концертах в Киеве Леониду Сергиенко аккомпанировала народная артистка Украины Светлана Глух.
— Всякий раз, встречаясь с Леонидом Федоровичем, — рассказывала пианистка, — я переживаю двоякое чувство: с одной стороны, восторг от осознания красивого от природы голоса, а с другой — мне очень жаль, что этот одаренный человек не начал петь на профессиональной сцене еще с юности. Я уверена: он не только удивил бы, но и очаровал бы мир своим талантом!
В репертуаре Леонида Сергиенко преимущественно украинские народные песни, многие произведения написаны на слова известной поэтессы Лины Костенко. Исполняет он и произведения своего учителя — Павла Тютюнника. «Холодная Балка» — одна из таких песен. Ее можно назвать своеобразным признанием в любви родному краю — шахте, и Макеевке, где долгие годы живет народный певец Леонид Сергиенко.
КАК РАЗБИТЬ СКОРЛУПУ СТРАХОВ?
Но высочайшие вокальные достижения своих учеников — не самоцель для самобытного маэстро из Донецкого края. Самое важное — раскрыть красоту человеческой природы с помощью пения. Нужно видеть, как Павел Тютюнник радуется, когда человек, который и рот стеснялся открыть, начинает издавать (после его урока) гармоничные звуки. Тайну своего ремесла мастер не прячет за семью замками. Основное в «лаборатории» пения Павла Васильевича — его философия.
— Птиц не нужно учить петь, — замечает педагог. — И человек должен чувствовать себя раскованным — тогда мелодия сама из него польется, его голос будет творить самостоятельно...
Что касается техники получения звука, то маэстро Тютюнник положил на постижение этой тайны не один десяток лет своей жизни. Он искал подсказки в древних книгах, общался с выдающимися певцами и их учителями, например, с учителем Анатолия Соловьяненко (Александром Николаевичем Коробейченко). Как-то в руки Тютюннику попала брошюра профессора Московского университета Грузинова, изданная еще в 1964 г. В ней автор описывал свои эксперименты и патологоанатомические опыты, в результате которых понял, где зарождается истинный голос. Наблюдения Павла Тютюнника на сто процентов совпадали: да, естественный голос — результат не гортанного, а бронхиального дыхания. Хотя следует отметить, что не все вокальные школы признают это открытие. Господин Тютюнник с болью замечает, что даже студенты консерваторий порой подвергаются диктату со стороны своих преподавателей, пытающихся получить голос из гортани. Свой истинный голос человек подает сразу, едва родившись. Им он заявляет на весь свет: «Я — есмь!». Это говорит его личность, его душа. Далеко не всем удается удержать ту высокую ноту своей души.
Павел Тютюнник на своих занятиях делает все, чтобы человек снова прокричал так естественно и непринужденно, как впервые, при рождении. А это не так просто! Ведь каждый из нас успел приобрести всевозможные комплексы и страхи, которые мешают раскованно сделать это. Задача заключается в том, чтобы избавиться от страхов. Для этого учитель использует разные приемы. Например, друг за другом его ученики ойкают, как бы от боли. Ойкают так, что стены дрожат! Следующее упражнение — ойканье, но уже от радости и восторга.
— Как крик не похож на пение, так разбивание скорлупы птенцом не похоже на полет, — подчеркивает учитель. — Сначала выкричаться нужно. Это только умники думают, что свои эмоции человек должен держать под контролем. Считаю — нужно, чтобы голос раскрывался, как бутон. А с ним у нас расцветают наши природные качества. На этом этапе мы не пением занимаемся, а рождением. Итальянцы говорят: до голоса докричаться надо. Пение — это высшая суть человека. Поэтому, возвращая себе истинный голос, не нужно держаться за свою прежнюю оболочку, за характер. Мы дух свой должны распеть! Для этого нужно в ребенка превратиться и стать простым. Нужно чувствовать свою высокую ответственность, служить красоте, роду своему.
Известный в Украине этнолог Александр ФИСУН деятельность Павла Тютюнника определяет так: «Этот человек занимается духовным воскрешением широкой украинской общественности. Он ставит вопрос не узко, а стремится, чтобы следующие поколения пели. Конечно, такая задача подвластна лишь подвижнику».
Солист Национальной филармонии Украины Владимир МИРКОТАН добавляет:
«Тютюнник интересен прежде всего тем, что работает на высоких эмоциях. Заставляет человека включать все свои силы, фантазию, энергию. У нас очень много певцов, которые и правильно поют, и мелодия, и голос, и тембр голоса у них прекрасны, а слушатели им не верят. Потому что нет чувств, волнения, творческого взлета! Явление Павла Тютюнника можно сравнить с признанием в любви. Именно так нужно любить публику, как говорил Паганини, чтобы и она это почувствовала. Тогда энергия идет волной на слушателя».