ЖКХ по-американски
Мы начали свою жизнь в США, поселившись в... я даже не знаю, как это назвать, с «коммунальной точки зрения» я бы назвал это «КОММУНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР» (КК). В собственности этого КК находились (это, конечно, частная собственность, а не объединение жильцов): 12 трехэтажных двухподъездных домов — это около 300 2—3-комнатных квартир, все наружные (в пределах территории КК) и внутренние сети и коммуникации, бассейн, спорткомплекс, централизованная прачечная, огромная парковка, обширная «зеленая» территория (настоящий цветущий сад!). Вся уборка и озеленение территории, профилактика бассейна и крупные ремонты осуществляли подрядные организации, отобранные путем открытого конкурса (как и поставщики газа, воды, электричества, Интернета). В офисе сидели лишь менеджер и три работника (на 12 домов!). Интересно, что в компьютер менеджера поступали все суточные подомовые (но не поквартирные) расходы электричества, газа, воды, тепла — через специальную автоматизированную систему технического и коммерческого учета, а утечки и потери потоков там сразу видны по резкому изменению среднесуточного расхода, и их тут же устраняют (кстати, средние реальные потери во всех американских электросетях — 6,5%, в водопроводных сетях — 8% — данные 2007 г.). Кроме того, 300 квартир выдавали еженедельно гору вторсырья (сбор мусора в США строго раздельный, под каждый вид — отдельный контейнер, и экологически просвещенные американцы послушно кладут чего куда надо), доход от продажи которого поступал на счета КК.
ВАЖНЕЙШИЙ ПРИНЦИП американских коммунальных кластеров: не покупать и не транспортировать извне тепло и горячую воду — это слишком затратно. Тепло и горячая вода производятся строго внутри КК. Горячую воду поставляет общедомовой бойлер с насосом (в подвале или на крыше). Для отопления имеются несколько путей:
— каждая квартира имеет небольшой встроенный газовый или электрический тепловентилятор (вариант — общедомовой тепловентилятор-кондиционер в подвале или на крыше);
— в более современных квартирах в стены (иногда в пол и потолок) вмурованы гибкие провода-тэны; кухонные плиты там тоже электрические, так что газовой разводки нет вовсе;
— может быть малая котельная для всего КК (это нечасто, потому что никто не хочет прокладывать и поддерживать лишние коммуникации и иметь лишние потери). Но в таких котельных давно уже не ставят паровых котлов — там стоят малые парогазовые установки (ПГУ), которые производят не только тепло, но и электрический ток (так называемая «когенерация»), и имеют кпд вдвое выше паровых котлов. Также на крышах многих жилых домов (особенно в южных штатах) смонтированы солнечные панели.
— в северных американских штатах для отопления жилых помещений и подогрева воды широко используются тепловые насосы (тепловой насос нагревает квартиру, а охлаждает вокруг дома почву или водоем). В жилых домах США работают уже сотни тысяч тепловых насосов. А в Украине?
Стоимость услуг ЖКХ в США относительно невелика: 1 кВт электроэнергии — 10—15 центов (в разных штатах по-разному), 1 м3 воды — 35—55 центов (при этом в США 70% воды потребляет сельское хозяйство, 25% — промышленность, и только 5% идет на коммунальные нужды), 1000 м3 газа — 150—200 долл. (для сравнения: стоимость бензина — 1 долл./литр ); а вот тарифов на тепло и горячую воду нет — их КК получает «от себя» по себестоимости. Но аренда квартиры — это очень дорого. Так, у нас в Пало Алто аренда обычной двухкомнатной квартиры (площадь 50—55 м2, высота потолка 2,5 м, туалет и ванная совмещены, кухня он гостиной отделена лишь барной стойкой) в доме средней руки стоит 1000—1200 долл./мес.
Американское ЖКХ, как и любая другая отрасль в Америке, стремится к инновациям, например:
1) Компания «Bloom Energy» недавно начала продажу компактных автономных электростанций (Energy Server-100kW), основанных на твердых оксидных топливных элементах (т.е. там происходит так называемое «беспламенное» горение газа с прямым преобразованием в электрический ток). Расход газа на 1кВт производимой энергии уменьшен в восемь раз (!) по сравнению с традиционными электростанциями. Одна такая станция может обеспечить электроэнергией (отопление, кондиционирование, освещение) 100 частных домов или одно среднее офисное здание. Экологически озабоченное руководство Google уже приобрело такую станцию для своего головного офиса в Маунтэн Вью (20 минут езды от нашего Пало Алто). Да, пока еще эта станция очень дорогая, это малосерийное производство, но, как говорится, следите за рекламой.
2) Америка прощается как с традиционными лампами накаливания, так и с люминесцентными лампами. На смену им приходят высокоэффективные светодиоды (light-emitting diode — LED). Так, маленький 10-ваттный светодиод последнего поколения имеет яркость примерно 20 люм/ватт, в то время как привычная нам 100-ваттная лампа накаливания дает лишь 15 люм/ватт (остальная энергия идет на пустое нагревание воздуха), т.е. светодиод эффективнее «лампочки Ильича» в [(100 : 10)•20/15] = 13 раз и к тому же имеет ресурс пять лет. Правда, пока светодиоды в два-три раза дороже ламп накаливания. Но на подходе уже новейшая технология освещения — SSL (solid-state lighting), продукт которой по стоимости будет сопоставим с обычной 100-ваттной лампой (2—3 долл. за шт.) и будет иметь ресурс 50 лет. (Если, например, во всех жилых и офисных зданиях Украины заменить имеющиеся лампы на светодиоды, можно будет закрыть одну АЭС — таков масштаб данной проблемы.)
3) В Northwestern University (Чикаго) создали наноматериал на основе теллурида с высокой термоэлектрической эффективностью, который способен напрямую конвертировать до 20—25% тепловых потерь (остаточного тепла) в электричество. Для ЖКХ это могут быть теплые (выходящие) вентиляционные и канализационные потоки, работающие кухонные плиты, камины, любые отопительные системы, даже летнее солнце в окне. Один небольшой термоэлектрический элемент из такого теллурида позволит получать как бы «из ниоткуда» электромощность до 200 ватт — даже в масштабах одного КК это немало, а в масштабах страны?!
Кроме того, многие американские фирмы разрабатывают и создают низкоэнергетическую бытовую технику.
1) Компания Xeros разработала стиральную машину, которая потребляет на 90% меньше воды, на 30% меньше электроэнергии и вдвое меньше моющих средств. Мельчайшие шарики пористого поляризованного нейлона добавляют в барабан вместе с (всего!) одной чашкой воды и каплей моющего средства. Нейлоновые шарики, которые работают как адсорбент и «мочалка» одновременно, оттирают грязь и впитывают ее вместе с грязной водой (их можно регенерировать). Сушка не требуется.
2) Инженеры США (Ames Laboratory) и Японии (Toshiba) буквально «наперегонки» разрабатывают домашние холодильники на основе магнитотеплового эффекта, который является «тепловым ответом» материала на изменение магнитного поля. Особенно эффективны для «магнитного охлаждения» сплавы редкоземельного металла гадолиния. Такие холодильники не имеют компрессора и экологически вредных фреонов, в них полностью отсутствуют движущиеся и трущиеся части, а энергии они потребляют в несколько раз меньше традиционных.
3) Пенсильванский университет (UPenn) и компания «Cool Sound Industries» конкурируют, разрабатывая бытовые холодильники и кондиционеры по новой термоакустической технологии (преобразование высокоамплитудных колебаний звуковой энергии в тепло — холод). Здесь также не будет ни компрессора, ни фреона, а расход энергии — в разы ниже.
ПРЕИМУЩЕСТВА коммунальных кластеров: 1) Это крупное хозяйство, и туда можно привлечь опытных менеджеров (разве такие придут, если под их началом будет всего 30 квартир и их полномочия будут заканчиваться на крыльце подъезда, а за исправность всех подводящих коммуникаций вокруг дома будет отвечать 10 разных фирм?); 2) Там есть реальная возможность избавиться от внешнего сверхдорогого источника тепла и горячей воды, превратив допотопную районную котельную во что-то более совершенное или заменив ее современными локальными источниками тепла. (И, аналогично, если украинские ОСМД будут по-прежнему покупать дорогущее тепло у теплосетей — они всегда будут убыточны, а обещанные им госдотации будут фактически тратиться на поддержку неэффективной теплогенерации, а не на развитие ОСМД.); 3) Там большие финансовые обороты (плюс недвижимость с территорией), и можно будет получать долгосрочные кредиты под небольшие проценты; 4) Там большие потоки тепла, газа, воды, электричества, отходов — есть где развернуться в деле энерго-ресурсо-сбережения (а в «одиночном» ОСМД энергосберегающие технологии не окупятся, т.к. потоки энергоносителей очень малы); 5) Там проще организовать раздельный сбор бытовых отходов, превратив это в доход; 6) Там будет возможность создать единую культурно-парковую зону отдыха для жителей КК.
В Украине основой подобного коммунального кластера (или макро-ОСМД) могла бы стать районная коммунальная котельная и те 20—40 домов (вместе с их территорией), которые она снабжает теплом и горячей водой, плюс все наружные (в пределах территории КК) и внутренние сети и коммуникации. Массовое внедрение укрупненных коммунальных кластеров в Украине приведет к тому, что вместе с жэками постепенно исчезнут и такие реликты постсоветского ЖКХ, как горжилуправления, гортеплосети, райЖЕО, РЭСы, электро- и водосбыты, а конкуренция за право быть поставщиком услуг для КК сильно повысит качество этих услуг и снизит их цены. И придет жилищно-коммунальное счастье.
Что же, хочу пожелать Украине удачи в нелегком деле реформирования ЖКХ. В конечном счете, любые реформы в любой стране заканчиваются неудачей исключительно потому, что у власти стоят неудачники...
КОММЕНТАРИИ
«НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬ МЕНТАЛИТЕТ ПОСТАВЩИКОВ ТЕХНОЛОГИЙ, СТРОИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
Елена РЫБАК, директор Европейско-украинского энергетического агентства:
— Сегодня теплоснабжающие компании Украины зачастую готовы инвестировать, например 100 тысяч гривен в котел, который окупится за 4—5 лет и сэкономит 5—10% энергии, вместо комплексной модернизации системы. Это похоже на латание дыр в решете. В идеале нужно начинать с утепления здания, установки теплопунктов, преизолированных труб, и только тогда, понимая каков объем реального потребления, можно модернизировать котельную. Такой поэтапный подход в небольших микрорайонах (30 зданий и 2 км труб) может обойтись в 2—3 миллиона евро и окупиться в среднем за три года (!) при этом показатель энергосбережения достигает 50%.
Изначальная инвестиция больше, но она экономически обоснованна. Сверхзадачей для реализации энергоэффективных проектов в секторе теплоснабжения должны стать долгосрочные задачи, а не просто модернизация инфраструктуры, только тогда мы можем обеспечить создание рынка эффективного использования энергии. Украине нужна схема модернизации теплоснабжения, при которой реализуемый проект будет иметь средний показатель сохранения энергии 50% (!). А это — во-первых, модернизация жилищного фонда (утепление домов). Во-вторых, установка индивидуальных теплопунктов в каждом доме (экономия от 15% до 25%). В-третьих, замена труб на преизолированные и переход от 4-трубной на 2-трубную систему (экономия от 10% до 15%). И наконец — модернизация котельной, когда есть реальная картина объема потребления энергии (экономия от 5% до 10%).
Следует подчеркнуть, что в первую очередь необходимо ориентироваться на оказание комфортных услуг потребителям, в итоге людей будут пониманать, почему они должны платить больше. К сожалению, сегодня большая часть проектов все еще ориентируется на производство (Supply driven development), а не потребителя (Demand driven development). И такой менталитет поставщиков технологий, строителей и потребителей необходимо менять.
Что касается финансирования подобных проектов энергосбережния на местном и государственном уровнях, то благодаря изменениям к Бюджетному Кодексу Украины, принятым в августе 2011 года, муниципалитеты снова могут заимствовать кредитные ресурсы у международных финансовых организаций. Тем не менее для систематической реализации проектов все еще необходимо минимизировать риски, связанные со сменой власти на местном уровне, готовить более качественные проекты, отвечающие европейским стандартам. Задолженности предприятий и отсутствие кредитной истории являются первоочередными препятствиями в привлечении средств, в случае если город или область не могут выступать «гарантом» кредита».
Но существуют и альтернативные механизмы. Сдача объектов в концессию или использование механизмов энергосервиса. Когда внешний инвестор заключает договора с теплоснабжающей компанией либо ОСМД (для зданий) и инвестирует в энергоэффективные мероприятия. Для привлечения такого рода финансирования по схеме государственно-частного партнерства, а тем более, если мы говорим об иностранных инвесторах — необходимо обеспечить прозрачность энергетического ринка, стабильность инвестиционного климата, равные условия для всех игроков ринка, функционирование независимого регулятора, определить долгосрочную стратегию развития энергетического рынка страны и поддерживать имидж Украины среди иностранных инвесторов.
«ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В ДОМАХ ПРИВЕДЕТ К ЗНАЧИТЕЛЬНОМУ СНИЖЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОСТА ЦЕН НА ГАЗ»
Андрей МИЦКАН, заместитель директора проекта Агентства США по международному развитию (USAID) «Реформа городского теплообеспечения в Украине»:
— Опыт США в реформировании ЖКХ, в частности теплообеспечения, как-то не характерен для Украины. Так как только в нескольких городах существуют централизованные системы теплоснабжения — так уж сложилось исторически...
В подготовленном нами отчете по зарубежному опыту Европы в области реформ теплообеспечения четко показано, как именно система теплообеспечения должна эффективно работать и к чему нам, Украине, следует стремиться. Так, в первую очередь, для эффективного реформирования теплоснабжения ЖКХ Украины необходимо уделить особое внимание закреплению законодательством легко понимаемой организационной структуры и ясно определенной организационной ответственности; установить четко описанную структуру расходов и принять справедливую структуру цен и твердо установленные процедуры пролучения тепла от электрокомпаний или продажи электроэнергии компаниями ТЭЦ, когда ими владеет компания ЦТ. Кроме того, структура цен и тарифов на энергию должна отражать фактические расходы, и вся продажа энергии должна основываться на измерении объема потребления. К тому же украинскому ЖКХ, несомненно, нужно решить задачу организации работы систем централизованного теплоснабжения с наивысшим энергетическим КПД (интегрированные системы децентрализованных ТЭЦ). Не менее важно решить проблему утилизации избыточного тепла и низкотемпературных источников тепла. И наконец, надо обратить больше внимания на использование биотоплива, отходов и возобновляемых источников энергии.
Что касается ОСМД, то энергоэффективное использование ресурсов внутри многоэтажных домов является основой энергетической политики как США та и Европы (все страны вводят жесткие нормы на теплопроводность и потери в зданиях). Именно эффективное использование энергии в домах приведет к значительному снижению потребления и снижению зависимости от роста цен на газ.
«УКРАИНСКИЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ БЕЗОТВЕТСТВЕННО ОТНОСИТСЯ К ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЮ»
Иван НАДЕИН, председатель Комитета энергетической независимости Украины:
— Энергопотребление жилищно-коммунального сектора в Украине по сравнению с мировыми практиками, в частности соседних европейских стран, является одним из самых больших. Наше ЖКХ сегодня одно из наиболее энергозатратных в Европе. Так, по показателям потребления природного газа, Украина в среднем в четыре раза превышает показатель соседней нам страны — Польши. Ведь в то время как наш западный сосед потребляет около 14 миллиардов кубометров природного газа (это обобщенный показатель потребления населения и промышленности), у нас только ЖКХ (население и предприятия теплокоммунэнерго) потребляет 28 миллиардов кубометров природного газа. Энергозатраты промышленности добавляют еще около 30 миллиардов кубометров этого энергетического ресурса.
Этот показатель потребления в 60 миллиардов кубометров природного газа демонстрирует потенциал, который сегодня имеет Украина для экономии энергоресурсов.
Для реформы отрасли ЖКХ с целью снижения ее энергозатратности, по нашим подсчетам, необходима сумма, равная двум годовым бюджетам Украины. Бесспорно, найти такие средства государство самостоятельно не в состоянии. Единственный возможный механизм для изменений — привлечение в эту отрасль инвестора. А правительству нужно обеспечить стимулирование вхождения на этот рынок и безопасность инвестиций. Пока не существует никакого механизма вхождения частного инвестора на рынок коммунальных услуг.
На сегодня отрасль ЖКХ — одна из крупнейших в Украине. В этой отрасли задействовано 10% всего работающего населения Украины. Она равна почти 30% всей экономики страны. А потери этой отрасли просто колоссальные. Так, только при производстве тепловой энергии теряется 22% ресурса. Еще 24% «улетучивается» при транспортировке. И еще 26% теряется при конечном потреблении. Это наши дырявые крыши, неутепленные стены, окна, двери и так далее. И не решая проблем этой отрасли, мы сегодня фактически ставим под угрозу вопрос энергетического суверенитета Украины. Потому что те огромные дыры ЖКХ, которые сегодня прикрываются за счет экономических ресурсов нашего государства, лишь разрастаются. И народное хозяйство в будущем просто не в состоянии будет их латать, что потянет нас на дно.
И в завершение хотелось бы подчеркнуть важность вопроса энергетической культуры населения. Европейский энергетический кризис 1970-х годов заставил европейского потребителя быть экономным. И у них энергетическая культура уже на уровне ментальности. Так, например, сегодня в Украине никто не задается вопросом: сколько стоит принять ванну. А европейцы знают, что это им обойдется в 10 евро. Конечно, для нас это удовольствие обходится в пять, а то и десять раз дешевле. Здесь еще также возникает вопрос адекватности цены. Однако однозначно то, что украинский потребитель довольно безответственно относится к энергопотреблению.