Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Понижающий коэффициент интеграции

Нужен ли Украине неравноправный Таможенный союз с «дырами»?
6 сентября, 2011 - 19:55

В июле нынешнего года официально и окончательно заработал Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. И одновременно значительно усилилась степень «уговаривания» Украины присоединиться к этому объединению. Столь же одновременно усилилась резкость высказываний руководителей России в отношении украинской позиции по данному вопросу. Никаких «изъятий» и исключений — таков был смысл очередного сочинского высказывания президента России Дмитрия Медведева относительно позиции Украины. То есть — или Украина подписывает все документы по Таможенному союзу и берет на себя все выгоды и обязательства по членству в этой организации, или никакого вам Таможенного союза!

Начать с того, что напрашивается вопрос: а не слишком ли жесткая позиция для переговоров с дружественным суверенным государством, в чьем положительном решении вы к тому же заинтересованы?.. Но главное даже не в этом. Дело в том, что в самом Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России мы видим немало «изъятий», а проще говоря, — «дыр», которые с очевидностью используются в интересах лишь одного из партнеров.

Напомним, что еще в декабре 2009 года, при формировании принципов Таможенного союза, от Минска в одностороннем порядке вдруг потребовали согласиться с произвольно, непонятно по какой методике произведенными в Москве расчетами, из которых следовало, что отныне поставляемую согласно имеющимся межгосударственным договоренностям в Беларусь нефть надо делить на две части. При этом меньшая часть, предназначенная (согласно российской трактовке) «для внутреннего потребления» соседей, поставлялась бы через границу беспошлинно, зато другая — значительно большая — часть облагалась бы в полном противоречии с принципами Таможенного союза 100% пошлиной. Обосновывалось это беспрецедентное требование тем, что Беларусь-де использует вторую часть нефти для переработки на собственных заводах, после чего в виде высокооктанового топлива экспортирует «с выгодой для себя».

Сама постановка вопроса о каком-то «разделении» любого товара на некие «части» — для «внутреннего» и «внешнего» пользования — абсолютно абсурдна и в корне противоречит всей логике развития отношений внутри Таможенного союза, который как раз и создавался для торговли без каких-либо ограничений; при этом естественное право любого покупателя — поступать с купленным товаром, как ему заблагорассудится: сразу потреблять, закладывать в хранилище или перерабатывать в своих интересах. То же касается и поставок природного газа: цена его, уж во всяком случае, должна быть ниже, чем та, по которой он продается в дальние страны, не входящие, кроме того, в Таможенный союз.

В нашей же ситуации мы столкнулись и продолжаем сталкиваться с парадоксальной ситуацией, когда цена газа для ближайших соседей — Беларуси и Украины — оказывается выше, чем для далекой Германии. Что за политика такая, учитывая, что одна из двух упомянутых стран — член того самого Таможенного союза, а другую в этот Союз упорно зазывают? Выходит, в принципы, на которых строится именно этот Таможенный союз, заложены двойные стандарты? Это когда Россия, скажем, минувшим летом, столкнувшись с неурожаем гречихи, настаивала на своем праве — именно ссылаясь на правила Таможенного союза — закупать гречневую крупу у белорусских соседей без каких-либо ограничений и ценовых надбавок, но одновременно при этом продолжала настаивать на своем праве поставлять в Беларусь нефть с ограничениями и при этом залезать к ней в карман. Ничего себе «равенство партнеров», и хороша интеграция, допускающая подобное поведение! Получается, когда речь идет о двух жизненно важных для российского бюджета товарах (а это и есть нефть и газ, поскольку ничего другого страна, по сути, уже и не производит!), то трактовка принципов Таможенного союза — одна, а если речь заходит о любой другой продукции, важной уже для российских партнеров, то с российской стороны мы видим уже совсем другую трактовку.

Между тем в августе мы услышали из уст обоих высших российских руководителей новый термин — «интеграционный понижающий коэффициент». Речь зашла о том, что в отношении Беларуси — как члена Таможенного союза — Россия, начиная со следующего года, готова использовать этот самый коэффициент при расчете цены за поставляемый газ. Здесь же опять прозвучал намек в адрес Украины: будете в составе Таможенного союза (читай: на наших условиях) — и в отношении вас тоже заработает этот самый понижающий коэффициент.

На самом деле подобная схема пахнет, мягко говоря, некрасиво — и это еще очень мягко, дипломатично сказано. Меньше всего экономическая интеграция по самому своему определению имеет с примитивным шантажом — какими бы высокими терминами он ни прикрывался. Напомним — в который уже раз, — что интеграция предполагает дружественную политику и равноправные отношения партнеров, независимо от их величины, обладания либо необладания природными ресурсами или ядерным оружием. С этой точки зрения, политика газового давления со стороны России даже на ближайших партнеров и соседей есть не что иное, как деградация любых интеграционных отношений. Поэтому правильно будет сказать, что минувший август явил нам понижающий коэффициент интеграции — в результате продолжающихся действий самой России.

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, Москва
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ