Весной мир восхищался выдержкой и самообладанием японцев. Трагедия цунами и последующей аварией на электростанции «Фукусима» показала дух народа. Жители страны не стали в эти дни особо разбираться, кто виноват, а сразу поняли что делать. Сотни волонтеров пришли на помощь спасателям, чтобы помочь разобрать завалы, но что еще более важно, помочь пострадавшим. Их нужно было срочно вывезти в безопасное место, оказать первую помощь, накормить и обогреть. Это сейчас, по прошествии времени в стране развернулась общенациональная дискуссия о проблемах атомной энергетики. Все прекрасно понимают, что в ближайшем будущем стране без атомных электростанций не обойтись. Главное требование сейчас — обеспечить безопасную эксплуатацию, предотвратить насколько возможно повторение трагедии. Япония, живущая на вздрагивающей спине дракона, ни от чего подобного не застрахована в настоящем и даже в отдаленном будущем.
Как сенсацию мировые информационные агентства разнесли сообщение, что при разборке завалов в японских прибрежных поселках, волонтеры находят много сейфов. А там деньги, ценные бумаги и ювелирные, весьма дорогие украшения. Но все это не очень удивительно. В конце концов, там жили небедные люди. Интересное начинается дальше.
Во-первых, найденные деньги и прочие ценности, никто не присваивает, точнее, крадет, а аккуратно сдает, кому положено. Недавно сообщили о том, что нашли и сдали чиновникам денег на 50 млн. долларов. Во-вторых, что еще более удивительно, государственные чиновники не присваивают найденное и сданное, даже не переводят в фонд государства, а ищут и практически всегда находят владельцев или их наследников.
На дальнем от Японии западе в Великобритании мы наблюдали два совершенно разных события. С одной стороны разгул бандитизма, мародерства и варварства. Молодые люди независимо от этнического происхождения самозабвенно грабили магазины, а потом их поджигали. И не потому, что им нечего было есть и пить. Многие были если не из богатых, то довольно обеспеченных семей. В газетах писали, что молодые люди выносили ящиками мобильные телефоны, хотя у самих уже были точно такие. Некоторые по недомыслию думали на этом заработать при их дальнейшей продаже. И на этом быстро попадались. Точно также и с другой бытовой техникой. Просто какой-то инстинкт мародерства. Непродуманный поступок из-за возрастного элементарного незнания законодательства. Но, тем не менее, из песни слов не выкинешь, есть над чем задуматься очень многим в Англии: от правительства до родителей.
Преступники координировали свои действия в социальных сетях. Но точно также поступили и те, кто стал на их пути. В районе Лондона Саутхолл сикхи вышли на охрану своего храма. Члены турецкой общины собрали ополчение в Долстоне. В Ноттинг Хилле известный телеведущий и историк Дэн Сноу, пользуясь своими внушительными размерами (его рост около двух метров), лично задержал мародера. Стихийно появились что-то вроде добровольных народных дружин. На сайте Catch a Looter (Поймай погромщика) выкладывали фотографии преступников с указанием даты и места действия. На Google Maps и на сайте газеты The Guardian отслеживалась география погромов в режиме on-line. Хотя полиция уже призвала не увлекаться охотой на погромщиков, все-таки охраной правопорядка должны заниматься те, кому это положено. Тем более что расследования требуют профессионального подхода. И еще одно. Под воздействием родителей и соседей вчерашние любители «Погромов вместе с шопингом» начали сдавать награбленное. Сдали не все и не все, но тем не менее...
Причины погромов и анализ действий полиции сейчас активно обсуждается в Англии. Но уже некоторые меры предложены. Стандартная ситуация после таких выступлений во многих странах: полиция получает больше прав, увеличиваются ее численность и техническая оснащенность. Соответственно растут ассигнования на всю правоохранительную систему. Англия и тут пошла своим путем.
Премьер-министр Дэвид Кэмерон предложил расширить полномочия полиции. Плохая подготовка не только лондонских бобби, но их коллег в других городах названы главной причиной того, что волнения в Тоттенхеме перекинулись на другие районы Лондона, а затем на некоторые крупные города страны. Премьер объявил, что нормы, позволяющие полиции использовать спецсредства для разгона агрессивных толп (водометы, резиновые пули, слезоточивый газ), будут упрощены. Кроме того, полицейские получат право задерживать тех граждан, кто откажется снять маску с лица по требованию представителя закона. Наконец, Дэвид Кэмерон предложил разрешить полиции отключать для хулиганов доступ к социальным сетям, с помощью которых они координируют беспорядки, а также блокировать их SIM-карты.
Насчет плохой подготовки полицейских, то это еще как сказать. После получения четких указаний, они довольно быстро взяли ситуацию под контроль и не допустили расширения беспорядков в других городах. Другое дело, что бюрократические ограничения потребовали значительного времени на согласования и ожидания устных и письменных распоряжений. Эксперты это называют одной из основных причин нерешительных действий стражей порядка в начале волнений. И точно уже известно, что полицейские не были готовы к тому, что против них будет использовано огнестрельное оружие. Несомненно, что все это будет учтено, должностные инструкции пересмотрены и к олимпиаде правоохранители будут подготовлены лучше.
Но есть одна особенность. Все это будет сделано, но расходы на полицию не только не будут увеличены, но сокращены на 20%. Как это удастся совместить пока не совсем ясно. Такие намерения правительства встретили в штыки, как сами полицейские, так и оппозиция. «Это очень плохая политика»,— прокомментировал планы правительства глава лейбористов Эд Милибэнд.
С полицией британцы как-нибудь разберутся. Не такие проблемы стояли перед страной за ее долгую историю, но решения, и не самые плохие, ее истеблишмент находить научился. Острые дискуссии будут, но так было всегда. И такой традиции англичане не изменят.
Что же роднит такие далекие географически страны, как Япония и Британия? Вернее, их народы. Во-первых, чувство коллективизма. Ощущение плеча часто совершенно незнакомых и живущих в разных городах людей. Советская пропаганда затратила много сил и средств, чтобы доказать: в капиталистическом обществе человек сам по себе, он никому не нужен. Центральное телевидение показывало как падали люди на улице, а им никто не оказывал помощь. При этом за кадром оставалось то, что кто-то вызывал скорую помощь, и она приезжала буквально через минуту. Как-то довелось беседовать на эту тему с американским врачом. Он объяснил, что непрофессиональная помощь может значительно ухудшить состояние больного, поэтому, особенно в случае некоторых болезней, его гораздо важнее оставить в таком состоянии до приезда врачей. И населению это достаточно долго объясняли.
Люди в Японии и Англии прекрасно понимают, что в дни общественных бедствий, неважно по какой причине, нужно держаться вместе. Помогая другим, ты помогаешь себе. Поэтому там граждан ни к чему не призывают, им не нужно объяснять такие элементарные вещи, они их ощущают кожей. Поэтому не присваивают найденные ценности, потому что грабеж одних означает и грабеж самого себя. А, как известно, своя рубашка...
Во-вторых. Японцы и англичане, при всем критическом отношении к властям, доверяют своему государству. Поэтому знают, что отданные деньги не будут присвоены вороватыми и ненасытными чиновниками, а найдут законного владельца и будут ему возвращены. Кстати, тем самым уменьшаются общие расходы государства на ликвидацию аварии, и выигрывает каждый. И все это без разрывания тельняшки на груди, криков о преданности партии и прочей пропагандистской мишуры.
Вот чего нам очень недостает. Доверия друг к другу и своему государству. Но и оно должно быть достойно доверия и его оправдывать. Пока же мы наблюдаем прямо противоположное. Такое впечатление, что власть специально действует так, чтобы наше отношение ухудшить. А так бы хотелось обратного.