Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Сільський гламур» — предшественник глянца и сериалов

В Музее современного искусства Украины открылась выставка украинской кустарной картины<br> 1930-х—1960-х годов
18 августа, 2011 - 19:20
НАИБОЛЕЕ ЛЮБИМОЙ В УКРАИНСКОЙ СРЕДЕ БЫЛА «АЛЕНУШКА» / ТЕРМИН «СЕЛЬСКИЙ ГЛАМУР» ПОЯВИЛСЯ В НАЧАЛЕ 2000-х ГОДОВ. ЭТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, КАК ТЯГОТЕНИЕ НАРОДА К ПОДЧЕРКНУТОЙ ВНЕШНЕЙ ЯРКОСТИ. НА ФОТО: ТРИ ПОПУЛЯРНЫХ СЮЖЕТА КУСТАРНОЙ КАРТИНЫ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ

Об особенностях экспозиции, названной «Сільський гламур», рассказал «Дню» автор проекта и владелец коллекции Антин МУХАРСКИЙ:

— Первые картины для коллекции я приобрел лет эдак двадцать назад. Идея проекта и термин «сельский гламур» появились в начале 2000-х годов. Этим термином я охарактеризовал такое социально-культурно-экономическое явление, как тяготение нашего народа к подчеркнутой внешней яркости, которое часто не соответствует доходам. Когда люди с крестьянским менталитетом приезжали в город и начинали играться в «гарадских»... В конечном итоге эти картины являются предтечей увлечения украинцев мексиканскими сериалами и глянцевыми журналами.

Это фольклор, который я решил собрать и представить не как китчевую картину, а как украинский народный поп-арт. Здесь есть все составляющие поп-арта, когда тиражируется какой-то архетипичный сюжет, попсовая история, которой рядовой зритель насыщает свой досуг, свой интерьер. В таком контексте их еще никто не представлял. Кустарная картина — это попса 1930—1960-х годов.

Тогдашние условия жизни народа стали причиной появления такого искусства. Лучших его представителей истребили, а других загнали в «стойло». Народ мечтал о красивой яркой жизни, и появлялись полотна, поражающие изобилием красок и народной фантазии. Кустарная картина отличается от ремесленной тем, что художник выносил ее на базар для продажи. Сюжеты, имевшие наибольший спрос, дорисовывались и тиражировались. Самые старые в моей коллекции работы — 1930-х годов. До того на рынках искусством не торговали. Это, по большей части, послевоенное явление. После войны государство позволило заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, и создавались целые артели. В 1960-х с ними начали бороться, отбирать лицензии и уничтожать это искусство.

Среди сюжетов кустарной картины можно выделить с десяток самых популярных — «Три богатыря», «Аленка», «Цветы», «Лебеди» и тому подобное. Наиболее любимой в украинской среде была «Аленка». Это феномен народной культуры. Это портрет замечтавшейся паненки, на которую крестьянские женщины смотрели и мечтали: «Когда-то и я буду такая красивая, с прической, в цветочках». О происхождении «Аленки» исследователи спорят до сих пор. Одни говорят, что это может быть сестрица Аленушка из русской народной сказки. Я придерживаюсь версии о происхождении сюжета, заимствованного с немецких почтовых открыток. Были популярные баварские карточки с изображением девочки с оленем на фоне замка, а на наших замка уже нет: олень украшен цветами, с веночком, а девушка, вместо немецкого наряда, изображена в украинском костюме. Соломенная шляпка около ее ног — это символ женской раскованности, который восходит к викторианской Англии. Это символ свободомыслия и первые ростки эмансипации. Конечно, в народе не знали, откуда «Аленка» появилась и как развивался сюжет. Людям просто импонировала харизма девушки, изображенной на картинах.

А еще очень популярным был сюжет «Люди идут к храму». Его дарили на различные праздники — крещение, венчание... Каждую картину преподносили по определенному поводу. Например, «Цветы» — как почтовые открытки. Были женщины, у которых этих цветов дома было по 10—12 работ! «Лебедей» презентовали счастливым семьям на семейные праздники: свадьбу, помолвку, серебряную свадьбу. Веселый сюжет «Ховайся, Петре з Наталкою, іде мати з качалкою» и «Соперниц» дарили незамужним девушкам, разведенным женщинам и даже вдовам. Это народные варианты знаменитых картин Николая Пимоненко.

Ни одна из картин не подписана. Внизу некоторые помечены, где и когда они приобретены. Случаются подшитые снизу газетами 1950—1960-х годов. В таких случаях именно по дате газеты можно выяснить время приобретения картины. Рисовали на клеенке и ткани для заворачивания посылок, которая продавалась на почте, — хлопок или тоненький ситец, лен. Мастер брал обычный мел, смешивал с желатином, наносил грунтовку, а затем по ней рисовал масляными красками. Использовались также специальные кальки. Главное условие классической кустарной картины — красный кантик. В 1970-х началось вырождение этого искусства. Начали рисовать яркими красками — гуашью и красками из наборов для школьников.

Я знаю около тридцати мест, где рисовали кустарные картины. Это по большей части северо-центральная Украина — Сумщина, Черниговщина, Полтавщина, Киевщина, немного Харьковщины. За год художник создавал до ста картин. На каждую работу уходило около трех дней. Была определенная корпоративная культура. Художники собирались и учились рисовать так, чтобы картины были похожими одна на другую, чтобы невозможно было проконтролировать, кто сколько нарисовал.

Когда надоедало рисовать распространенные сюжеты, художники выдумывали свои собственные. Эти работы отражают то, как сельские художники представляли себе красивую жизнь. На них — горы, голуби, русалки, замечтавшиеся девушки, лебеди. В Западной Украине популярной была религиозная тематика. Картина «Девушка в лодке» по своему стилю напоминает работы Амедео Модильяни — удлиненный силуэт, интересная модерная композиция. На кустарных полотнах часто изображаются украинские хаты и горный пейзаж, который можно увидеть разве что где-то в Таиланде. Иногда художники позволяли себе даже ню...

Всего в коллекции Антина Мухарского около тысячи картин. Впервые они выставлялись три года назад в Украинском доме. Нынешняя экспозиция состоит из 80 отдельных работ и сплошного полотна из около 600 картин худшего качества. 26 августа состоится торжественное открытие проекта и презентация каталога «Сільський гламур», а сама выставка будет экспонироваться до 4 сентября.

Олеся ПУПЫНИНА, Летняя школа журналистики «Дня». Фото Константина ГРИШИНА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ