Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Экстракт интеллектуальной высоты»

Лариса Ившина на встрече с «живым» Львовом — об ответственности, умении выбирать и исторической памяти

В эту среду во Львове начались Дни «Дня», которые продлятся до 7 июня при поддержке Национального университета «Львовская политехника» и, в частности, Международного института образования, культуры и связей с диаспорой. Прежде всего состоялось открытие Фотовыставки «Дня» с участием Ларисы Ившиной. Приятно, что благодаря областному объединению организаций работодателей Львовщины в рамках мероприятия состоялась акция «Подарок родной школе» — десятки школ региона получили книги «Дня». Председатель совета объединения организаций работодателей Львовщины Иван РЫВАК отметил, что «газета актуализирует вещи с виденьем будущего. Осмотрев выставку, назвал бы ее «Сегодняшние проблемы с оптимистичным виденьем завтрашнего дня». Ведь в каждом фото — очень много философского содержания, заставляющего критически мыслить».

 Андрей ЯЦИВ, заместитель директора МИОКа, модеровавший открытие, подчеркнул: «В рамках Дней «Дня» во Львове встречаются специалисты из разных отраслей, техническая и гуманитарная элита, а также активная студенческая молодежь. Фотовыставка газеты открывает нам, украинцам, нашу страну, акцентирует внимание не только на болевых точках общества, но и на точках роста, показывает не только деградацию политического класса, но и эволюцию характеров граждан, подсказывает, какие «витамины» нужны для развития общества».

Также 22 мая в рамках открытия Дней «Дня» во Львове состоялась встреча главного редактора Ларисы Ившиной с львовской общественностью. На этот раз общались не в стенах Львовской политехники, а в здании Tech Startup School. Это достаточно символично, ведь такая атмосфера напоминает о кредо газеты — «идентичность и модернизация». Интеллектуальная беседа «по мотивам» бестселлера «Дня» «AVE. До 100-річчя Гетьманату Павла Скоропадського» продолжалась почти два часа, и за это время собеседники успели обсудить многое — и недооцененную роль Павла Скоропадского, и личность Михаила Грушевского, и миссию Джеймса Мейса, и неизученные уроки украинцев, которые возвращаются через сто лет просроченным счетом. Предлагаем читателям наиболее интересные фрагменты.

«ПРОФЕССИОНАЛИЗМ — ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ПАТРИОТИЗМА»

 Игорь КАЛИНЕЦ, писатель: — Я воспитан на Галичине и для меня авторитетом является не так гетман Скоропадский, как Евгений Коновалец. Вызывает удивление, что он возглавил восстание против гетмана, хотя известно, что Скоропадский в конце своего правления начал контакты с белогвардейцами. А недавно я прочитал, что Коновалец жалел, что возглавил восстание против Скоропадского. Интересно узнать, чем это можно объяснить.

 Лариса ИВШИНА: — Входить в споры с историками довольно сложно. Я сама не всегда могу найти убедительные ответы на все вопросы, которые мы задаем. Для себя я реставрировала образ Гетмана из его мемуаров, а еще больше — из его отражения в воспоминаниях Елены Скоропадской о своем отце. Определенным образом это объясняет созревание самой семьи, которая тоже должна быть в почете у украинцев. Не только Гетман, но и все они, потому что эта семья делала много для Украины.

Что касается других героев, то у каждого из них было свое виденье развития страны. В книге мы сравниваем Скоропадского и Маннергейма. У них до определенного времени был похожий путь развития: вместе учились, оба присутствовали на коронации последнего царя. Но неразрушенный народ Маннергейма дал ему мандат на создание государства. А украинцев мучили сомнения, насколько Скоропадский украинец. И эта проблема перекочевала к нам через 100 лет. Ведь профессионализм — это высокое проявление патриотизма. Непрофессиональный человек мало полезен. Москва подозревала, что у Скоропадского «бонапартистские планы», что он хочет стать императором, потому что рушится царская Россия и он реально мог бы перенять власть. Всем известны его планы о присоединении Кубани. И о Крыме он иначе и не говорил, как об украинском: «Украина без Крыма — как тело без ног». Исходя из этого  в нем увидели почерк государственника. Конечно, он был окружен большими компромиссами, но немцев в Украину привел не Гетман, это «заслуга» его предшественников. А мифы, насаженные советской идеологией, оказались живучими. Даже Винниченко после всех катастроф, после Голодомора, еще контактировал с большевистским правительством, хотел вернуться и не исключал сотрудничества. Только Скоропадский был непримиримым врагом большевизма.

«БЕЗ ЧЕТКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ НЕВОЗМОЖНО ДВИГАТЬСЯ ВПЕРЕД»

 — К сожалению, за 28 лет мы не поняли, чьими наследниками являемся. Не протянули эту «нить» от древних князей и до Гетманата, а объявили себя наследниками республики во всей полноте поражений. И еще удивляемся, почему над нами витает эта аура «предательства и победы». Потому что мы не встали на защиту тех людей, которые реально творили государство. А Скоропадский помогал лидерам социалистов, которые оказались в лагерях, поехал на похороны  Петлюры. К нему относились непримиримо, писали очень тяжелые вещи, а он на это никак не отвечал. Если вспоминать об убийствах украинских лидеров за рубежом, то это наводит на мысль, что и наследник Скоропадского, Данил, не просто так отошел. В тот момент была прерванная преемственность, династия. Украинцы должны были почувствовать, что «нам чего-то не хватает». И не только собственной аристократии, но и хотя бы памяти о ней, что такая когда-то была.

 Когда откроем книжку «Аvе» на странице, где изображен портрет Гетмана с дочерью, то поймем, что уже давно грустим по таким лицам. Это в известной мере «антропологическая катастрофа». Мы говорим об утраченном украинстве, его нам не хватает, потому что помним, как массово завозили людей на территории, где были убиты украинцы. Один итальянский писатель говорил, что в Харькове после Голодомора утрачена культура украинства. В известной мере это так. Где-то она утрачена, где-то она может быть наращена, но факт — она изменена. С этим нужно считаться и с этим нужно работать. Это не значит, что Украина не может состояться как политическая нация и как государство, которое может быть успешным. Но каждый раз нужно не преумножать свои травмы, не приобретать новые, а хотя бы лечить старые.

 Без четкого взгляда на историю древнюю и новейшую невозможно развиваться и двигаться вперед. У нас есть инновационная библиотека — «Новейшая история для чайников». Потому что часто бывает, что на каждый предмет все имеют свое суждение, в этом случае действительно «каждый — президент». Нужно сделать так, чтобы новейшая история имела свою опорную точку. Мы ставим своим читателям вопросы: «Правильно ли мы боремся?» Чем был первый Майдан? Почему люди, против которых выступал первый Майдан, после второго Майдана оказались «в шоколаде»? Были ли эти майданы революциями? Или были они просто бунтами и восстаниями? Состоялись ли какие-то изменения в базовых отношениях в обществе? Мы тратили пассионарную энергию без решения основополагающих вопросов. Вот теперь пришел отсроченный счет. С этим нужно что-то делать, потому что гуманитарная наука должна быть честной, публичные интеллектуалы в пределах своих возможностей должны стимулировать эти процессы. Думать и отвечать на запросы времени. И потому наша книжка «Аvе» — вовсе не об анахронической истории, не о том, что отшумело 100 лет тому назад, а о том, что послало сигнал в сегодняшние времена, — не повторять тех ошибок.

 Кто-то из известных римлян сказал: «Нация, которая не учит историю, — вечно дети». Поэтому и президенты у нас — подросткового возраста. Какие вопросы ставит нам столетие Гетманата Скоропадского? Первое — как случилось так, что через 100 лет только газета «День» объявила 2018-й Годом Гетманата, а в конце года еще и издала книгу? На государственном уровне такого не было. Это значит, что мы и дальше — в плену стереотипов, никуда не продвинулись, это означает крах гуманитарной стратегии и информационной политики.

«УКРАИНСКАЯ ИСТОРИЯ ТВОРИЛАСЬ НЕ ТОЛЬКО В ХАТАХ ПОД СТРЕХОЙ, НО И ВО ДВОРЦАХ»

 (Вопрос из зала): — Не кажется ли вам, что фигура Павла Скоропадского недооценена из-за переоценки фигуры Михаила Грушевского?

 — Когда я начала работать над историческим проектом «Дня», то сразу обратилась за консультациями к специалистам. Попросила совета у одного почтенного историка, который создал много прекрасных книжек, в частности о гетмане Дорошенко. Тогда я чувствовала потребность взять азбуку исторических знаний и популяризировать ее через газету. Он мне ответил, что нужно в первую очередь перечесть все тома Грушевского. Я поняла, что на это может не хватить и всей жизни. Поэтому нужно было найти людей, которые перечитали всего Грушевского. Конечно, основополагающие, избранные элементы я читала. То был дух того времени — сплошная левизна, понимание того, что «мир — хатам, война — дворцам». Но наша история творилась не только в хатах под стрехой, но и во дворцах. И огромная честь тем людям, которые принадлежали к благородному состоянию и отдали себя для страны.

 Прекрасный пример — Вячеслав Липинский. Он — выдающийся теоретик и соратник Скоропадского. Я долго шла к открытию его знаний. А мэр Днепра сделал в городе улицу имени Липинского. Заслуга «Дня» — мы его подвигли к этому, а Филатов «перевел Липинского через Днепр».

 Мы уже не имеем возможности воспроизвести то национальное государство, которое себе думали, образца другого века. Теперь мы имеем другой состав народа, другой мир и должны предлагать народу адекватные решения, не забывая при этом украинские ценности, отобранные временем. Грушевский будет оставаться в памяти как историк, нужно ихучить этот «слепок» времени, но очевидно, что это не есть то, что нам нужно в настоящее время. Потому что Скоропадский предусмотрел, что, когда большевизм упадет, только тогда мы увидим последствия руины. А мы себе думали, что вышли из Советского Союза — и все у нас замечательно. Но реальная руина, которая состоялась и в душах людей, и в городах, длится до сих пор. Были смещены центры ценностей. Кое-что уцелело там, где была семейная память, крепкий корень, влияние незаидеологизированных историков. И счастьем было вырасти без телевизора. Я счастливый человек советской школы, который не испытал тех ментальных бомбардировок, которые испытали мои однолетки в других средах и других школах.

«ДЖЕЙМС МЕЙС РАССКАЗЫВАЛ О ГЕНОЦИДЕ В ПОСТГЕНОЦИДНОЙ СТРАНЕ»

 — Для меня много открыл Джеймс Мейс, который прибыл со своим свежим взглядом на национал-коммунизм, который написал в «Дне» свои ценные колонки. Когда он выступал в парламенте на слушаниях, посвященных голодомору-геноциду и его жертвам, у него было лишь 5 минут. После этого он пришел в редакцию и написал свою колонку «Свеча в окне». И ежегодно мы наблюдаем за свечами в окне — а их мало. Сплотить нацию по ценностным ориентирам нам еще надо научиться. В Израиле люди останавливаются в память о жертвах Холокоста, кто бы где ни был. И это — воспитанное достоинство. Народ сделал вывод из этой трагедии. Понятное дело, что нет потомков тех, кто умер во время Голодомора, но мы должны сделать вывод за них, если мы — народ. И здесь есть большие проблемы в гуманитарном образовании, в школьном образовании, в преподавании, в донесении. Говорят холодным сердцем, говорят неправильно.

 Читать Грушевского — стоит. Но отрывками. А больше стоит читать Джеймса Мейса, потому что он заставил посмотреть нас на себя со стороны. Он был безработным в постгеноцидной стране, которой он пришел сообщить о геноциде. И это и есть свидетельство геноцида. Потому что если бы страна была здорова, то Джеймса мы бы встретили иначе. Еще одно свидетельство геноцида — в Запорожье хотели поставить памятник Сталину. Только на территории, которая испытала геноцид, возможно это. Это признак «общественной антисанитарии» глубинного уровня. Хотя этнические украинцы способны тоже на многое, но я сейчас говорю о регионах массового поражения. Потому что Западная Украина не испытала Голодомора.

«ЖУРНАЛИСТИКА — ПРОФЕССИЯ, КОТОРАЯ ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ПОЗИЦИЮ»

 — Мы должны оценить масштабы катастрофы и понять, сколько усилий нужно вложить в культурную реставрацию. Я была неспокойным человеком, который пытался ездить в Донецк выступать в тамошнем университете еще при первом приходе Януковича-премьера. Мы не боимся честных разговоров, не боимся зацепить чей-то авторитет. Ведь при большом количестве разговоров в обществе недостает честных бесед. В наше время сплошного прагматизма должны быть сподвижники. Журналистика — это такая профессия, которая предусматривает позицию. Нас учили, что журналистика — это «с одного места перенести в другое». Но это не так. Поэтому, создавая историю, нужно думать, хотим ли мы жить иначе. Потому что «хвост ошибок» тянется за нами, он не оторван.

 В деятельности последнего президента были те черты, которые давали надежду в будущем вырастить что-то. Но в его деятельности также было немало тех сторон, которые позволяли подозревать, что все не совсем так. Потому что пафос и патриотические вещи звучали очень высоко, но с самого начала не было реальных шагов на демонтаж олигархата. И недовольство от этого «сдетонировало».

«ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА — БЫТЬ ОТВЕТСТВЕННЫМ»

 — 100 лет тому назад аристократа провозгласили гетманом. А сегодняшний украинский народ на это способен? Нет. А почему? Во-первых, мало аристократов, а во всех других — мышление не сформировано, у них связи не собраны. Мы книжку «Аvе» начинаем с того, что «распалась связь времен». Это шекспировская проблема для украинства. Эту связь нужно соединять.

 Мы должны предусматривать вызовы нашего общества, нашего времени и быть к ним готовыми. Когда Маргарет Тэтчер приехала в Украину и выступала в парламенте, она сказала не слишком революционные, но очень точные вещи, которые немногие услышали. Она не стала отговаривать нас от независимости, а сказала: «Если вы так решили, то должны взять на себя всю полноту ответственности. А это то, чего у вас так долго не было». Эту фразу, такую энергетически сильную, не оценили. Много говорили о правах и свободах, но мало — об обязанностях. Обязанность человека — быть ответственным. И это очень хорошо понимал Гетман. Для него обязанность означала пожертвовать личным комфортом, спокойствием своей семьи и взять на себя ответственность за судьбу анархической страны с несформированной внутренней структурой, которая давно не знала, что такое государственность, а помнила о Гонте и сечевиках. Когда он жил на эмиграции, то говорил: «Что вы хотите от народа, воспитанного театром?» В настоящий момент можно сказать: «Что вы хотите от народа, воспитанного нашим информационным пространством?» Мы в настоящее время говорим об ответственности, а она означает, что у нас были первые, вторые, третьи выборы, и уже можно было чему-то, да и научиться, как выбирать.


«Проекты «Дня», как кирпичи, строят государственное сознание»

Екатерина ТАТАРЧУК, студентка факультета журналистики ЛНУ им. Ивана Франко:

— На днях в стенах НУ «ЛП» состоялось торжественное открытие XX юбилейной фотовыставки газеты «День». Мероприятие, которое абсолютно четко демонстрирует, что в государстве есть интеллектуальные элиты, которым есть что сказать. Ведь именно сейчас, когда в Украине происходят определенные общественные сдвиги, и страна имеет только два варианта — быть «Фениксом, который возродился» или зависеть от тех, кто финансирует, эта фотовыставка разрушает стену между народом и институцией государства. Потому что авторы демонстрируют силу вести диалог, поставив на принципы общественно важные вопросы — какая наша идея... кто мы... что влияет на формирование нации. Фотовыставка становится местом, куда приходят личности Львова, величие которых не показное, но чувствуется. Очевидно, что многие из них не являются медийными персонами, поскольку глубинный анализ — не тренд. Они не представляют шоу, которое не имеет смысла, зато после услышанных их размышлений чувствуешь интеллектуальный катарсис и понимание алгоритма создания государства. А их отзывы о фотовыставке — это достойная сатисфакция работы коллектива газеты и главного редактора Ларисы Ившиной.

Многолетняя деятельность газеты воплощена в статьях, которые, как кирпичи, строят наше государственное сознание. Именно они влияют на интеллектуальный фундамент нации. А потому фотовыставка появляется определенным инструментарием, который эмоционально усиливает содержание всей проделанной работы редакции. Потому, что там собраны фотографии, которые вряд ли были бы на страницах других изданий, поскольку показывают не сенсационность, а содержание.

Андрей СОДОМОРА, писатель и переводчик, справедливо заметил: «Ощущения на фотовыставке трогательные, поскольку вера в то, что невзирая ни на что, что мы видим и что происходит, мы все-таки не свернем с этого пути, которым должны идти. Газета «День» делает огромную работу, потому, что она как раз держит этот шаг в том направлении, каким нам нужно идти, реагирует на разные события, и это есть прекрасный ориентир для нас. Выставка, фотографии — это те перелетные моменты, которые вливаются в реку нашей истории, нашей жизни, ведь они показывают преемственность поколений».

Важным является и то, что фотовыставка содержит настолько сильное содержание, которое имеет неразрывный контакт с разными поколениями, а очередь молодежи, которая хочет услышать и увидеть, — наглядное подтверждение этого. В стенах вуза, где учат журналистов, газета «День» имеет необыкневенный спрос, потому своими впечатлениями от выставки поделилась и Ольга КВАСНИЦА, доцент факультета журналистики ЛНУ имени Ивана Франко: «Визит редакции газеты «День» во Львов — возможность интеллектуального и культурного диалога общества, это синергия ума и духа, это сшивание страны конструктивными смыслами. В нынешнем контексте идет речь о ХХ Международной фотовыставке, которая путешествует по Украине уже не один месяц. Наконец ее могут увидеть львовяне. Мы имеем возможность в один момент увидеть всю Украину, разную Украину: растерзанную войной и политическими перипетиями, исцеленную детскими улыбками и глазами любви матерей и жен, жажду к жизни ветеранов украинско-российской войны и надежду на новую страну, которая трансформируется. Следует отдать должное главному редактору Ларисе Ившиной за неутомимое желание реализовывать такие мощные интеллектуальные проекты, как организация фотовыставки, издание книжек серии Библиотека «Дня» и ежедневное издание одноименной газеты».

Переполненное помещение на фотовыставке газеты «День» — это настоящее продвижение в украинском обществе. Ведь это дает четкое понимание, что в Украине интеллектуальную элиту хотят слышать. Для львовян приятными являются отзывы Ларисы Ившиной, которая поделилась своими размышлениями о галицких зрителях: «Я люблю следить во Львове на фотовыставке за публикой, она здесь собирает людей, которые смотрят на нее иначе. Все в этом очень правильно, и добавляет нам ощущения тыла. Фото показывают разные аспекты жизни, ведь у каждого из нас есть свои «комнаты» в душе, куда мы заходим. Вдумчивый зритель это все увидит».

Деятельность редакции газеты «День» — это не просто тираж, а инструмент в нашем обществе, который аккумулирует взаимодействие культурной и научной элиты, для воссоединения поколений, которое защитит интересы Украины и не даст ей уйти из политической карты мира. Примечательным является то, что именно при содействии главного редактора газеты «День» Ларисы Ившиной и коллектива этого издания этот моральный рост общества возможен.


ВПЕЧАТЛЕНИЯ

«ВЫСТАВКА «Дня» ИЗМЕРЯЕТ НАШУ СИЛУ И ТВЕРДОСТЬ В КОНФИГУРАЦИИ НЕЖНОСТИ»

 Роман ЯЦИВ, проректор по научной работе ЛНАИ:

 — Выставка «Дня» не только документирует широкий диапазон нашего национального бытия и характера, нашей идентичности, а также измеряет нашу силу и твердость в конфигурации нежности, которая присуща украинцам. Нежность стала частью силы, которая дает нам возможность отстаивать свои критерии красоты и достоинства в любых обстоятельствах, дает более крепкую субстанцию той тверди, которая нам очень нужна, чтобы мы с перспективой и оптимизмом смотрели в будущее. Чтобы мы понимали, что только когда будет такая комбинация свойств украинской души, украинского сердца, подсознания, мы сможем строить реальную Украину, которая не будет мифической, которая не будет обманчивой, зазеркальем неизвестного. Глядя в глаза времени, себя можно открывать глубже. И эта сканизация времени через лица, ситуативные события — это живая жизнь, которая дает нам концентрацию силы, боли и красоты. С точки зрения эстетики, до такой степени проработаны эти произведения, что я удивляюсь, насколько согласованно работали и идеологи, и режиссеры, и эксперты, которые отбирали эти произведения, чтобы увидеть целостность и чтобы мы почувствовали в себе эту большую мощь, которой является украинская нация.

«ЛАРИСА ИВШИНА СОЗДАЕТ ВОКРУГ СЕБЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ СРЕДУ»

Антонина КОЛОДИЙ, доктор философских наук, профессор:

— С пани Ларисой Ившиной меня уже многократно сводит судьба. Я чрезвычайно ценю людей, которые создают вокруг себя интеллектуальную среду. Этого Украине не хватает в большем масштабе и большем количестве. А она это делает давно, успешно и в очень правильном направлении. Спокойно заполняет те пустоты, лакуны, о которых или не говорят, или говорят мало. И эти исторические проекты чрезвычайно ценны. Об исторической памяти сейчас много говорят. А нужно не только говорить о ней, но и возрождать ее. Мне очень приятно, что меня пригласили. Каждый раз радуюсь возможности быть в молодежной среде, потому что уже по вопросам видно знания, интересы людей. Нам нужно по актуальным вопросам, вопросам истории, культуры, создавать общенациональный дискурс. Чтобы у нас все общество втягивалось в обсуждение этих проблем. Потому что гражданское общество у нас достаточно развитое, но это почти закрытые среды, которые варятся в собственном соусе. Общаются между собой, пишут, делают что-то для общества. Но это ядро должно распространять свое влияние на все общество. А этого нет. И выборы показали, что это действительно так.

«День» НИКОГДА НЕ ТЕРЯЕТ СВОЕ ЛИЦО»

Татьяна ХОМЕНКО, доцент кафедры зарубежной прессы и информации факультета журналистики ЛНУ имени Ивана Франко:

— Из года в год в разных сферах — в политике, в культуре — меняются лица. А газета «День» никогда не теряет свое лицо. Она показывает нам нас, какими мы есть. Она пытается дотянуть нас до важного уровня, до уровня силы духа. Она всегда держит высокую ноту, высокое напряжение, которое очень нужно, особенно сегодня. Лариса Алексеевна демонстрирует собой тот экстракт, о котором она часто говорит, — экстракт интеллектуальной высоты, целеустремленности и непоколебимости. Вот она взяла этот вектор, и она не только сама идет, но и ведет. Она упрямо тянет этот плуг. Это человек изнуряющей работы, но она не одинока в этом. Она тянет за собой людей, она готовит «вытяжку», тот экстракт нашей жизни, и подает его так, чтобы подтолкнуть каждого к своему частному, автономному открытию: открытие в истории, культуре. Она готовит материал, который заинтересовывает читателя, вынуждает идти дальше и искать. Поиск, изумление в этом экстракте — очень важно. Потому что наши открытия начинаются с удивления.

«ВДОХНОВЛЯЕМСЯ КАДРАМИ С ВЫСТАВКИ...»

Дарья и Сашко БАЛАБАИ, кинорежиссеры:

— Очень красивые кадры, выставка очень насыщенная, есть кадры и с передовой, и из мирной жизни. Мы ими только вдохновляемся. Наша фотография на выставке — это фото девушки с фотоаппаратом, которая занимается в центре «Каритас» при церкви святого Юра. Эта организация работает с особенной молодежью. Мы создали для них «искусственную» реальность, чтобы они могли выполнять привычные для нас социальные действия, овладевать профессиями. Эта девочка на фотографии была фотографом. Она была в восторге от того, что держит в руках фотоаппарат, и это видно на фото.

«ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ СМОТРЯТ В ДУШУ»

Роман КОРЖ, проректор НУ «ЛП» по научно-педагогической работе:

  — Я во Львовской политехнике отвечаю за это действо (за проведение фотовыставки «Дня». — Авт.) И когда ее монтирую, то вечером первый сам хожу и смотрю. И ежегодно появляются новые впечатления, новые фото, которые западают в душу. Фотографии, которые смотрят в душу, позволяют что-то менять и делать этот мир лучше.

Напомним, что фотовыставка газеты «День» будет проходить во Львове (в главном корпусе Национального университета «Львовская политехника», ул. С.Бандеры, 12) до 7 июня. Успейте осмотреть всю экспозицию  и проголосовать за фотографию, которая понравилась больше всего.

Ирина ЛАДЫКА, выпускница Летней школы журналистики газеты «День» 2018. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів