Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Идеальная. Мир женщины в искусстве Китая»

Уникальная выставка в Музее Ханенко

На выставке представлены избранные произведения изобразительного и декоративного искусства 18 - начала 20 вв., посвященные образу женщины в творчестве китайских художников. Посредством представленных экспонатов ведется повествование не просто о внешнем виде героинь произведений, а скорее об условиях их жизни и восприятия в обществе Китая прошлых веков. Предмет за предметом повествует о канонах красоты, моде, повседневной жизни, религиозных аспектах.

Для европейцев с середины 13 века, времен известного путешествия венецианского купца Марко Поло в Китай, его различные традиции и чрезвычайно богатая и аутентичная культура часто воплощали в воображении само понятие «Азия». И в первую очередь именно через различные предметы и произведения искусства, которые привозили путешественники, купцы, дипломаты, происходило знакомство Востока и Запада. Интерес коллекционеров к творческому наследию Поднебесной не утихал никогда. Богдан Ханенко не стал исключением, хотя его интерес к Востоку разгорелось уже в конце жизни. Первые значимые приобретения классической китайской живописи 15-16 веков из собрания Артура Сомбона сооснователь музея совершил только в 1914 году на аукционе в Париже.

Одно из крупнейших пополнений коллекции китайского искусства состоялось в середине 20 века: 357 предметов из коллекции супругов Жаспар. Из них 183 были подарены Таисией Жаспар, а остальные выкупило государство. Андре Жаспар (кузен Шарля де Голля) в течение 20 лет был консулом Шанхайской французской концессии. Коллекционирование было достаточно распространенной практикой в высших кругах, поэтому дипломат часто бывал на аукционах, выставках, у антикваров в Шанхае, Пекине, на Тайване, а также покупал некоторые произведения во время путешествий в Корее и в Японии. И хотя современные исследования показывают, что лишь около 10% коллекции являются оригиналами художников эпох Мин и Цин (17-20 вв.), высококачественные копии также составляют немалый интерес. Львиная часть экспонатов выставки именно из этого собрания.

Исследовательница коллекции китайской живописи и графики Музея Ханенко и куратор выставки Марта Логвин отмечает, что выставка «дает возможность заглянуть в самобытный мир представления и мечты женщин старинного Китая». Экспозиция раскрывает несколько ключевых сюжетов, среди которых очень интересна тема женщины за рамками общественных ограничений. По контрасту к произведениям, воплощающим патриархальный взгляд на женщину в первую очередь как на объект желания, перед зрителем предстают легендарные героини-воительницы. Они радикально отвергали традиционные женские жизненные сценарии и брались за оружие, чтобы встать на пути врага, или поднимали восстания против несправедливых правителей.

Выставка разнообразна и будет интересна как любителям китайского искусства, так и тем, кто захочет познакомиться с ним впервые. Экспозиция продлится до 29 августа.

 

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, кандидат культурологии. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів