Небольшое помещение киевского театра «Актер» переполнено зрителями. Кто-то приблизительно представляет, что именно сейчас будет происходить на сцене, а кто-то лихорадочно листает веб-страницы в поисках подсказок. Одна женщина, прочитав синопсис за две минуты до начала, шепчет подруге: «Так что, о войне все будет, что ли?» Название «Восток-Запад» и в самом деле сразу вызывает ассоциации с политической повесткой дня, но спектакль о другом — о трудностях, с которыми сталкиваются подростки соответствующих регионов Украины.
СВЕЖАЯ КРОВЬ ДРАМАТУРГИИ
Этот спектакль — побег от проекта «Class Act: Восток-Запад». Его в 2016 году начала реализовывать Наталья Ворожбит при поддержке «Театра Переселенца». Эту методику еще в начале 1990-х внедрил шотландский театр Traverse. Новых сценаристов они искали среди обычных школьников. За очень короткий период те писали небольшие пьесы на 5-7 минут, которые профессиональные актеры и режиссеры оживляли на сцене.
Украинцы трансформировали оригинальную концепцию под отечественные реалии — работают с детьми только из восточных и западных регионов. В первый набор попали школьники из Николаевки Донецкой области (города, с которым «Театр Переселенца» уже был хорошо знаком) и Попасной Луганской области, а также из шахтерского городка Нововолынск, от которого всего несколько километров до границы с ЕС. В 2017 году мастера работали с детьми из Счастья Луганской области и поселка Клесов (Ривненщина) — эпицентра пресловутой добычи янтаря.
Режиссер Влада Белозоренко приобщилась к Class Act в прошлом году. «Для меня этот проект стал поворотным, потому что я поняла, каким театром мне интересно заниматься в данный момент, — говорит она. — Поэтому когда Слава Жила (художественный руководитель театра «Актер») предложил мне сделать репертуарный спектакль, я была полностью «за», ведь хочется, чтобы эти пьесы жилы дальше». Влада сознается: было очень сложно выбрать, что именно из наработок за два года включить в спектакль.
Из пяти абсолютно разных пьес только в одной показывалась война, точнее, ее следствие — переселение. В других авторы рассказывают о тревогах, общих для многих подростков. «Еще год назад я поняла, насколько этим детям важно быть услышанными не только со сцены, но и в личном общении с нами, — делится В.Белозоренко. — Тогда, читая пьесы, думала, что это о детских проблемах во взрослом мире. Только в день премьеры я поняла, что и для меня в 30 лет они являются актуальными».
ТЕАТР — НЕ СНОТВОРНОЕ
Спектакль начинается шумно — на сцене появляются все персонажи первой пьесы «Сквозь боль к звездам». Юная девушка имеет сразу двух поклонников. Интеллигент в вышиванке говорит с ней стихотворениями, а парнишка в спортивном костюме плюется суржиком и требует поцелуев. Девушка уже почти покорилась выбору суровой и эксцентричной матери, но «недостойный» вариант все же пытается повернуть ситуацию в свою пользу.
Над пьесой работало трое подростков — Влад Волощенко из Николаевки, Инна Якобчук и Богдан Мазурок из Нововолынска. «До проекта я играл на гитаре и занимался спортом. С драматургией столкнулся впервые, подобного опыта у меня раньше не было», — рассказывает Богдан. По его словам, тройка авторов работала над пьесой дружно. Сюжет ничего общего с их биографиями не имеет, поэтому история выстраивалась с нуля. Богдан Мазурок сознается, что был приятно удивлен первой сценической интерпретацией их произведения и доволен второй. Парень говорит: «Во время общения с актерами, режиссерами я открыл для себя новый мир — театр, отображение в нем жизни и человеческих отношений. Я почувствовал, как они частицу своей души отдавали нам, переживали и радовались вместе с нами». Богдан также вспоминает те дни, которые дети из противоположных концов страны провели вместе: «Мы рассказывали друг другу о своем крае, своей жизни, мечтах и надеждах. Я понял, что мы одинаковы, хотя и живем в разных регионах. Теперь я мечтаю познать свою страну, ее людей и историю, побывать в разных интересных местах».
В настоящее время парень учится в 10 классе. Говорит, что продолжает заниматься музыкой и спортом, а после проекта стал намного больше интересоваться культурой и театром в частности.
Изменилось представление об этом виде искусства и у Надежды Шерстюк из поселка Клесов. «До проекта я не имела никакого представления о театре, — вспоминает девушка. — Театра у нас никогда не было, и немногие его посещали. Как и большинство населения Клесова, я думала, что это неинтересные спектакли, на которых можно только спать. Но когда я попробовала себя в драматургии, оказалось, что это чрезвычайно увлекает». Надежда рассказывает, что у нее и ее одногодков жизнь ограничивается линией школа-дом, они плохо представляют, что их ожидает за пределами этого маленького мира. Утешение — в творчестве: девушка очень любит рисовать, а вот стихотворения, которые иногда писала в старших классах, прятала как можно дальше от всех.
Пьесу «Примарні скарби» Надежда Шерстюк создавала вместе с Максимом Довганем из города Счастье. По сюжету, брат с сестрой пробираются в заброшенный дом своей бабушки, чтобы отыскать приобретенные ею при жизни сокровища. Но неожиданно они встречаются с ее призраком. «Когда пьеса ожила на сцене, это были незабываемые ощущения. Я даже плакала от счастья, до этого у меня никогда не было столько позитивных эмоций. Впервые я была уверена в том, что это самые лучшие, самые яркие дни в моей жизни, и, надеюсь, не последние, — рассказывает Надежда. — Столько прекрасных людей я встретила на проекте, с подростками с Востока мы тоже очень подружились. Захотелось больше путешествовать по Украине, увидеть собственными глазами, насколько люди разные и в то же время похожи».
В настоящее время девушка учится на первом курсе ривненского вуза. «После проекта мое мировоззрение изменилось, я стала совсем по-другому мыслить, — говорит она. — Начала писать новую пьесу о реальных событиях из моей жизни. Мечтаю, чтобы в моей жизни было больше творчества, в свободное от учебы время буду больше писать и рисовать».
ОБНАРОДОВАННЫЕ ТАЙНЫ
Три из пяти отобранных для постановки пьес — автобиографические. Это значит, что за короткий период взрослые смогли завоевать доверие подростков и создать им комфортные условия для самовыражения. На детей художественная интерпретация их тайн произвела психотерапевтический эффект.
«Я писала стихотворения и песни для друзей о том, что меня действительно волновало. Однажды мама нашла, прочитала, но не восприняла это всерьез. После этого я прятала все написанное, — рассказывает Оксана Тарасюк, школьница из Клесова. — Очень рада, что меня отобрали в проект, и что я решила открыть свои секреты именно этим людям. До этого я пробовала писать одну пьесу, но позже поняла, что это не совсем то, что нужно. До этого я никогда не называла подобные тексты пьесами, а теперь уже привыкла. Да и слово «драматург» мне очень понравилось».
Оксана сама писала пьесу «Невезучі на друзів». Маленькие личные драмы одной девочки и двух ее бабушек разворачиваются на фоне шума помп незаконной копанки янтаря и мяуканье кота Марсика. Колоритный язык, эмоции и мысли, которыми девушка наделила героев, заимствованы из жизни едва не дословно. Автор делится впечатлениями: «Я была шокирована тем, как точно сыграли актеры, как режиссер все расставила — будто она там жила, а не я. Единственное, чего не хватало в новом спектакле — драйва от музыки. В первой версии от нее еще больше бежали мурашки по коже». На вопрос о том, что изменил в ее жизни Class Act, одиннадцатиклассница отвечает: «Я и дальше играю на гитаре, сочиняю песни и стихотворения. Но сейчас я пишу гордо, с хорошими мыслями, мне больше не страшно это делать. И я нашла новых друзей, которые вдохновляют меня».
Виталий Шмитько на момент запуска проекта учился в одной из школ Попасной. Сначала он очень не хотел говорить об одном приключении из своей жизни, но потом все же написал на его основе пьесу «Камінь». Главные герои — семья переселенцев, которая выехала в Харьков. Подросток, который пытается адаптироваться к новому городу, со временем попадает в плохую компанию. Один их глупый поступок будет иметь непоправимые последствия. «Впервые режиссер Стас Жирков поставил мою пьесу как комедию. Сейчас Влада изменила ее полностью, сделала драматичной, передала именно те эмоции, которые я вкладывал в нее», — рассказывает Виталий.
До проекта парень, как и его друзья с запада, ничего не знал о театре и не был в нем. Он вспоминает: «Раньше я был обычным подростком, который любил потусоваться. Из целей — только найти работу после школы. А в нашем городе какой выбор — только рабочие профессии. После всего этого мое мировоззрение перевернулось. Я пошел учиться на журналиста в киевский вуз, а театр стал неотъемлемой частью моей жизни». Виталий исполняет эпизодическую роль в одной из постановок «Театра Переселенца», а до этого играл главную роль в своей же пьесе во время показов в разных городах Украины. Парень уже успел посетить Западную Украину, влюбиться во Львов и убедиться, что тамошний люд может быть доброжелательным.
КОГДА ВСТРЕТИМСЯ?
Завершающий элемент спектакля — автобиографическая пьеса «Голос» Татьяны Лищук из Клесова. По сюжету, пятилетняя девочка, что не умеет говорить, встречает втрое старшую Софийку, которая с удовольствием учит ее этому. Искренность и чуткость делают свое — постепенно ребенок начинает произносить первые звукосочетания.
«У меня есть родные, которые поддерживают, но на то время у меня было мало друзей. Я больше увлекалась чтением и настольными играми, — вспоминает Татьяна. — Актеры и режиссеры относились к нам с уважением, поддерживали наши стремления. И первый, и второй спектакли стали для меня большой радостью». Знакомство со сверстниками с востока вызвало у девушки желание поехать к ним в гости и посмотреть, как живут и учатся тамошние дети. План на следующие несколько лет — объездить все регионы Украины.
Главная героиня Татьяниного спектакля стала объединительным звеном для всех пьес. Она угощает зрителей из первых рядов яблоками, пугается шипения кота и звуков грозы, что похожи на автоматные очереди. «Эта девочка чувствует и понимает больше чем все, — объясняет трансформацию роли Влада Белозоренко. — Она очень важный персонаж, потому что через нее проходят все события спектакля, да и мира в целом. Думаю, что она способна объединить восток и запад».
На сцене героиня так и не получает ответа от подруги-львовянки на вопрос: «Когда мы встретимся?» Сегодняшние подростки с востока и запада убеждены: такие встречи имеют решающее значение для их жизни и для страны в целом. «Class Аct раскрывает детей, которые замкнуты в себе. Здесь осуществилась моя мечта, чтобы кто-то прочитал мое произведение и оценил его. А еще создатели проекта нас любят и подчеркивают, что мы талантливы», — говорит Оксана Тарасюк. «Подростки, пообщавшись некоторое время, уже не делят друг друга на «восток» и «запад», общаются искренне и открыто, своим примером разрушают мифы в головах друг друга», — отмечает Виталий Шмитько. «Class Act помог нам сблизиться и понять, что у нас есть много общего. Мы все мечтаем, чтобы быстрее закончилась война, наступил мир, и, чтобы никто больше не мог нас разделить», — подчеркивает Богдан Мазурок.