Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Картины в... музыке

Премьера перформанса «Босоногие Боги» стала открытием нового произведения, мира и нового синтетического искусства...

Синтез искусств - актуален в современной культуре. Иногда в результате содружества, взаимопонимания, взаимного влияния художников рождаются очень интересные, даже уникальные творения. И тогда задумываешься над корнями такого результата. Возникает множество вопросов наподобие: как это получилось, что было первичным в задумке и кому она принадлежит, какова ее цель, чем особым отличался ход работы, донесены ли основные месседжи и, собственно, в чем они заключаются?..

В этом году внимание многих поклонников современного искусства привлекла премьера перформанса «Босоногие Боги» на музыку известного композитора Сергея Пилютикова, в основу которого легли произведения выдающегося художника Александра Дубовика, которому и посвящен опус. Она состоялась на открытии IV Фестиваля высокого искусства Bouquet Kyiv Stage-21 в Софии Киевской.

Многочисленная публика была в восторге от услышанного, увиденного и горячо приветствовала авторов действа, особенно Сергея Пилютикова и Александра Дубовика, которому недавно исполнилось 90! Среди множества восторженных отзывов приведем, в частности, слова выдающейся украинской композиторки Леси Дычко: «Синтез музыки, цвета и слова произвел неизгладимое впечатление! Пилютиков так глубоко вошел в творческую атмосферу Дубовика - известного художника, философа, поэта, - что звучание полностью ее отразило. Режиссерски все было весьма продуманно. Выступление Дубовика в конце - высокая точка! Он красиво читал стихи. Молодежь очень внимательно слушала и воспринимала все с воодушевлением, что является весьма хорошим показателем!»

Мне, присутствующей в этот момент в толпе слушателей, было невероятно приятно быть свидетелем такого успеха. И я решила попробовать исследовать этот феномен глубже, пообщавшись отдельно с каждым «виновником» события.

АЛЕКСАНДР ДУБОВИК: «МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ – ЭТО ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ»

- Пан Александр! Я часто вижу вас на концертах. Чем музыка вас привлекает?

- Я разную музыку люблю: классику, хороший джаз, рок... Еще студентом бегал на концерты Рихтера. Это было время, когда сюда приезжали замечательные музыканты с мировым именем. Билеты нельзя было купить, их спрашивали от Бессарабки. Я пробирался через окна на второй этаж филармонии...

У меня всегда была большая фонотека. Чтобы получить хороший диск, надо было постараться. Я их собирал, имел «блат» в магазине грампластинок. Это было увлечение музыкой!

- То есть у вас есть потребность в музыкальных впечатлениях?

- Знаете? Музыка и живопись – это параллельное мышление. И музыка, и живопись облагораживают жизнь, делают ее приемлемой. Когда ты остаешься наедине с собой – это божественно!

- А чем привлек вас Пилютиков?

Я слушал несколько его произведений. Мне понравилась его музыка. Она разнообразна, одновременно агрессивна и интеллигентна, наконец - она просто мастерски сделана.

У меня были стихи - 12 од. Там речь идет о жизни и смерти. Я хотел, чтобы кто-то положил их на музыку. Думал, чтобы получилась какая-то целостная сюита или оратория. Мне нужен был автор, который мог бы это осуществить. В таких вещах необходима тонкость, их следует чувствовать кожей. Я спросил совета у музыковедки Леси Олийнык, она назвала Сергея Пилютикова.

- Как вам работалось вместе?

- Мне с ним легко и свободно. Дело в том, что иногда очень важно посмеяться над собой. А он это умеет!

- Вы были участником процесса создания композиции? Какой-то план работы существовал?

- Нет Я сказал: «Сергей! Делай, что хочешь, что придет в голову! Хулигань, расслабляйся... Мы так договорились.

- То есть какая-то конкретная тематика над вами не довлела...

- Он сам выбирал тексты, могли быть какие-то другие. Моя оратория стала только поводом, он оттуда взял только отдельные фрагменты.

В целом он представил какое-то свое видение. Я это очень хорошо воспринял. Все увидел и услышал даже не на репетициях. Я на них не был. На концерте он мне дал листочек, и я должен был прочитать оттуда четыре фразы. Получилось несколько иначе, чем я себе представлял.

- А кто отбирал картины?

- Я не нависал и не подбирал работы, был против идеи привозить их. А вот воспроизведения на экране - это хорошая идея. Конечно, нужно было подумать, что именно показывать, но в целом я доволен. Там было «попадание» - любовь, мысли, чувства - в целом все получилось!

- Что вас в музыке Сергея, которую вы впервые услышали, поразило? Или, наоборот, может, что-то не удовлетворило, не понравилось?

- Это - продолжение его. Эта музыка не высосана из пальца, она не болезненно создавалась, не вложены в какие-то заскорузлые схемы. Но одновременно это настоящая музыка! Иногда нужно позволить себе двигаться в тех пространствах, которые ты сам создаешь. Он - свободный человек и тем мне нравится.

- Электроника вас не смутила?

- Нет. Я всегда знаю, что за этим стоит, и все прекрасно понимаю! Ведь музыка может быть построена на нескольких звуках и выражать массу чувств, эмоций.

СЕРГЕЙ ПИЛЮТИКОВ: «БАХОВСКОЕ ПОЛИФОНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВО - МНОГОМЕРНОЕ, МНОГОЛИНЕЙНОЕ»

- Сергей! Ваше произведение вызвало большой интерес. Что стало его первотолчком, начальной идеей?

- На самом деле все очень прозаично. Причина более приземленная, чем может показаться на первый взгляд. Я до недавнего времени с творчеством Дубовика был совсем не знаком. Но знаю, что каким-то странным образом он хорошо относился к моей музыке. Александр с женой Ириной часто посещают наши концерты. И вот на одном из них известная музыковедка Леся Олийнык нас познакомила.

Мы поговорили, и он пригласил меня на выставку. Там я понял одну вещь: Александр Дубовик имеет абсолютно индивидуальное лицо, его картины сразу узнаваемы, их нельзя спутать ни с чьими другими. Сейчас наступил век индивидуальности, и общими схемами или, как говорил Валентин Сильвестров, общими формами движения никого не удивишь. Ценится личность. И я ее увидел, почувствовал мгновенно.

После того, как он подарил мне три своих книги и я прочитал его стихи, - а это и тексты, и стихи, и философская поэзия одновременно, - они меня просто захватили. Я не ожидал, что рядом со мной может жить такой мыслитель! Это человек из прекрасной эпохи XIX-XX веков, мудрый литератор, поэт. Его стихи - о земле, любви, мире, в которые вложен огромный смысл!

Я знал, что у него в этом году - уникальный юбилей. Так и возникла идея создать совместный проект.

- А тема «Босоногие Боги»? Это, как я прочитала, строка из стихотворения Дубовика?

- Дело в том, что Александр поразил меня абсолютной молодостью. Обычно люди, когда пересекают определенный жизненный рубеж, превращаются в этаких умников и менторов, они «глаголят», поучают, капризничают и т. п. А когда я разговаривал с ним, то вдруг почувствовал такую нежную, свежую зелень, будто человеку 18! Разницы в годах я совсем не почувствовал. Мы общались словно ровесники, пили кофе в кафе, и там возникла идея объединить эту «босоногость» - ребенка, юношу, хулигана, который бегает по земле босыми ногами, а с другой - невероятный умственный гумус, насыщенность, которые есть в этом человеке. Определение «Босоногие Боги» попало в самую точку, в десятку! Вот такая юношеская наивность - и целая Вселенная.

- Получается, что какого-то отдельного текста для произведения не было?

- С текстами велась чрезвычайно сложная трехмесячная работа. Сценарием занималась моя супруга Галина Пилютикова. Она перелопатила всю поэзию Дубовика и, выбирая отдельные «мыслеобразы» из разных опусов, составила общий сценарный план. Мы там видим всю историю его жизни, любви, творчества.

- То есть были кусочки, которые сложились в пазлы. Это построено отлично!

- Да! Причем это - второй сценарий. Первый был богаче. Он рассчитан на более длительное время с привлечением хореографического театра, барабанного шоу и еще многое другое. Но, к сожалению, финансовые возможности нам не позволили это осуществить. Возможно, когда-нибудь мы еще к этому вернемся, а сейчас остановились на эконом-варианте сценария.

- А электроника как появилась?

- Это вообще уникальная вещь. Дело в том, что я делаю всегда то, в чем являюсь специалистом. Очень талантливая выпускница нашей Киевской консерватории Татьяна Хорошун, которая разбирается в электронике, слушала у меня лекции по акустической музыке. Поэтому, когда встал вопрос о введении электроники, у меня не было никаких сомнений относительно кандидатуры Тани. И я не ошибся.

- Это полностью ее музыка или ты ей давал какие-то темы?

- Все писалось по общему посекундному сценарию. Я ей сказал: «Мы отходим от отношений ученик-педагог и входим в состояние партнеры-сотворцы». Здесь была уникальная сердечная связанность. Все могло разрушиться без совместного дыхания, мысли. Первым писал произведение я (акустические части) и отдавал ей, рассказывая, что хотел выразить, как оно должно звучать, от чего следует выстраивать мысль, какими будут тексты, и она вошла в это, поняла. Таня настолько блестяще «отталкивалась» от моей музыки, что возникало не просто сочетание звуков. Я ненавижу, когда в электронике что-то наляпано, намешано, когда компьютер владеет человеком, а не наоборот. Здесь было очень тонкое проникновение. Она брала эпизоды из моей музыки, обрабатывала их, придерживалась тональности...

- Конечно, это же должно было перетекать одно в другое, что и получилось!

- Да! Все выглядело абсолютно органично. Обычно электроника звучит на уровне «интересно, но скучно». А здесь - электроника такая эмоциональная, какой я сам не ожидал. Татьяна блестяще справилась с работой.

- Ты показывал Дубовику какие-то фрагменты произведения или он все услышал прямо на концерте?

- Хочу сказать, что организацией процесса занимался Дом «Мастер Класс». Специалисты, которые там работают, - люди европейского мышления. Мы с ними решили не взаимодействовать с Дубовиком в творческом процессе, потому что это должен был быть подарок, приношение ему. А какой же подарок, когда человек будет все заранее знать? Это же неинтересно! Мы все делали втайне от него.

- А картины, которые были выставлены, кто подбирал?

- «Мастер-класс» пригласил очень известного режиссера Олега Липцина, который и занялся этим вопросом. Я не очень разбираюсь в компьютерной графике. То есть к графическому дизайну и построению видеоряда я не имею никакого отношения.

- Все вместе сложилось, получается, уже на репетициях?

- Да!

- И много их было?

- Музыкальных - немало! Они проходили в Союзе композиторов.

- А само действо когда родилось?

- Работа шла поэтапно: сначала мы справились с музыкальными задачами. Затем пригласили режиссера, который работал с нами. Он позвал актера. Одновременно звуковики и графики получили сценарий, весьма подробно прописанный, и единственное, о чем я их просил, четко придерживаться плана. Они начали подбирать картины, которые постепенно складывались в определенный сюжетный ряд, выдвинули идею трансформации этих изображений. Из образов возникали картины, разрушались, появлялись личности, знаки художника (Дубовика)... По сути, это было баховское полифоническое действо - многомерное, многолинейное. Все менялось одновременно, и каждый зритель-слушатель видел и слышал что-то свое....

И тихая кульминация. Слушай: «У неразумных Бог - неразумный, у простодушных - наивный, у злых - мстительный, у хитрых - всепрощающий, а у полных сердцем - поле цветов»! Как и называется фестиваль - «Букет»!

- Но цветы для меня почему-то в этом случае ассоциировались с идеями хиппи, стремлением к свободе, освобождению от ограничений, сдерживающих факторов, догм, принятых канонов... Ведь цветочные поляны - это, кажется, из их манифестов. С другой стороны, премьера перформанса «Босоногие Боги» стала одновременно открытием фестиваля, нового произведения и шире - нового мира, нового синтетического искусства...

- Знаешь! Александр Дубовик, когда чуть не упал в конце со сцены (свет ослепил!), потрясающе вышел из положения! Он вдруг, не растерявшись, воскликнул: «Панове! Мир разрушается!» Все подумали, что так записано в сценарии. Это же шедевр! Он все-таки гениальный человек!

Ольга ГОЛИНСКАЯ, музыковед

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів