Хотя уже существует множество разножанровых произведений, посвященных королеве Франции, дочке киевского князя Ярослава Мудрого — Анне, в формате комикса, или «ленты рисунков», как это звучит на французском, ее биографию представляют впервые. Этот жанр пока не обрел достаточной популярности в Украине, но инициаторы выставки «Рисованная лента» (проходит в Национальном заповеднике «София Киевская») убеждают, что такое представление истории сориентировано, прежде всего, на младшего зрителя, главный критерий восприятия которого — заинтересованность формой. «Микс истории и мифа», сосредоточение на творчестве, а не на документации фактов — так создатели очерчивают свою идею.
«ПОПЫТКА ОЖИВИТЬ АННУ»
Проект в виде 14 картин-повествований о разных периодах жизни Анны — от детства до ее последних дней объединил четырнадцать мастеров из Киева, Полтавы и Волыни. На его подготовку ушло почти полгода. Прежде всего — работа художниц, потом написание текста и его стилизация и нанесение на готовые полотна. Художественным оформлением текста занималась Светлана Михно, а ответственной за написание текстовой части стала известная украинская писательница Дзвинка Матияш. Сам проект она называет «попыткой оживить Анну Ярославну», хотя отмечает: это было непросто из-за значительной отдаленности во времени.
«Людям, которые жили тысячу лет назад, важно, что мы о них помним. Этот проект — своеобразный мостик между тем, что было в прошлом, и тем, что есть сейчас. Мы пытаемся схватить все детали, чтобы показать: мы все очень похожи — что в настоящее время, что тогда, нас объединяют подобные вещи. Мы так же боимся болезней и неудач, так же ищем опоры», — рассуждает писательница.
«ДАЖЕ У НЕОБЫКНОВЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ БЫЛА ОБЫЧНАЯ ЖИЗНЬ»
Идея создания проекта принадлежит киевской художнице и архитектору Ксении Ларели. Ее картин на выставке две: «Древний Киев» (о детстве Анны Ярославны на фоне жизни древней столицы) и «Династические хлопоты» (о сватовстве, в связи с которым на княжеский двор прибывают французские послы). Важную роль в этих произведениях играют символические детали. Так, художница обращает внимание на то, что на первом полотне изобразила маленькую Анну в образе Оранты, Берегини. А на втором зафиксировала момент прощания героини с Киевом, когда она оставляет на стенах Софии Киевской свое имя — этот ее автограф можно увидеть и сегодня.
Примечательно, что каждая из художниц выбирала близкие себе сюжеты и пыталась изобразить выбранные фрагменты максимально оригинально, показать нетривиальный взгляд на жизнь Анны.
«Нам в этом проекте дали свободу, не ограниченную никакими концептуальными рамками. Только попросили: не смотрите фильмы, не считайтесь с другими картинами — должны увидеть героиню своими глазами, пропустить ее жизнь через себя», — говорит автор картины «Королевская семья» Ольга Машевская. К слову, это полотно дает несколько необычное понимание образа Анны — не как королевы, мудрой правительницы, которая сделала значительный вклад в развитие французского государства, а как женщины и любящей матери четырех детей. «Я стремилась показать, что даже у этой необыкновенной женщины была обычная женская жизнь», — объясняет автор. Добавляет, что этот сюжет ей особенно близок и понятен, ведь сама имеет детей и, к тому же, руководит студией детского творчества.
Художницы охотно делятся впечатлениями от работы над проектом, заверяют, что работалось легко и с удовольствием. Например, Ольга Гальчинская, автор картин «Венчание» и «Коронация», уверенна, что «сюжет сам нашел ее». На полотне Ольги изображен эпизод, когда Анна приносит присяге на книге, которую привезла из Древней Руси, из библиотеки отца, — на Реймском Евангелии. «Дело в том, что когда я училась в художественной академии, мой дипломный проект был «Библиотека Ярослава Мудрого» — и это полностью «моя» тема!» — делится художница.
ЮНОСТЬ И «НЕКАНОНИЧНОСТЬ»
Стилевых ограничений, как и тематических, не было никаких. Творцы проекта рассказывают, что сначала была задумка объединить все картины общими элементами орнамента, но потом отказались от такой идеи, чтобы полностью сохранить авторский стиль. Это дало возможность приобщать к проекту авторов, которые работают в собственных «неканонических» техниках. Среди них — самая молодая участница, одиннадцатилетняя Наина Зайцева («Учеба и развлечения»), которая рисовать научилась сама. Девочка с улыбкой рассказывает о том, что до этого ее дважды выгоняли с художественных студий за тот же «свободный стиль».
Еще одна юная участница, Анастасия Тараненко, создала картину «Графиня де Крепи» о малоизвестном эпизоде из жизни Анны — ее второй брак после смерти мужа с графом Раулем де Крепи. Говорит, что не испугалась даже того, что у самой недостает жизненного опыта, чтобы почувствовать такой сюжет. Однако уверенна, что сюжеты о настоящей любви — это всегда красиво.
Презентация выставки в башне Анны Ярославны на территории «Софии Киевской» при участии ансамбля юных домристов одной из киевских музыкальных школ, которую, кстати, приурочили ко дню влюбленных, видится красивой и правильной попыткой хотя бы на короткое время возобновить связь времен. Инициаторы проекта уверенны, что он будет иметь будущее, в частности возлагают надежду на то, что им заинтересуются украинские детские издательства и его можно будет расширить до детского графического романа.