Эта акция прошла в рамках международного проекта «Год Музыки Мирослава Скорика». Уникальность импрезы заключалась в том, что на одной сцене собралось почти 200 музыкантов! Это два симфонических оркестра — Украинского радио под управлением Владимира Шейко — нынешнего лауреата Шевченковской премии, Винницкой областной филармонии (дирижер Георгий Курков) и камерный хор «Винница» (руководитель Виталий Газинский).
Впервые в одной программе прозвучали все три концерта Мирослава Скорика для фортепиано с оркестром. Первый из них — «Юношеский» — исполнила 13-летняя Анна Небаба, второй — Йожеф Эрминь, который прибыл из Львова, и третий — украинский пианист Станислав Христенко, который живет и работает в США.
Во втором отделении в концертной версии винницких музыкантов прозвучала опера Николая Леонтовича «На русалчин Великдень» в авторской редакции Мирослава Скорика. Напомним, впервые часть опуса Леонтовича была исполнена еще в 1920 году. Композитор имел цель расширить оперу до трехактной, однако коварное убийство в 1921-м трагически оборвало его жизнь. В 1977-ом Мирослав Скорик и литератор Диодор Бобырь завершили и поставили произведение (тогда под руководством маэстро Ивана Гамкала). В 2017 году оно прозвучало на фестивале в Тульчине. Сейчас оперу автора бессмертного «Щедрика» в версии Мирослава Скорика после долгого перерыва услышали и киевляне.
АПЛОДИСМЕНТЫ МАЭСТРО ОТ УЧАСТНИКОВ КОНЦЕРТА. НА ФОТО (СЛЕВА НА ПРАВО): СТАНИСЛАВ ХРИСТЕНКО, ВЛАДИМИР ШЕЙКО, АННА НЕБАБА И ЙОЖЕФ ЭРМИНЬ
Завершился концерт сюрпризом — славной «Мелодией» в исполнении Винницких хора и оркестра, а также детского ансамбля скрипачей КССМШ им. Н. Лысенко. За дирижерским пультом стоял сам автор — Мирослав Скорик. Овации благодарной публики, полностью заполнившей зал, долго не утихали.
КОММЕНТАРИИ
«ЭТА МУЗЫКА — ЭТО ЦЕЛЫЙ МИР — НЕОДНОЗНАЧНЫЙ И ЧРЕЗВЫЧАЙНО ШИРОКИЙ»
— Музыка Мирослава Скорика чрезвычайно яркая, часто даже неожиданная относительно образов и контрастов. Для меня она — колоссальная полистилистика и полиэмоциональность: от очень прозрачного, порой вроде бы совершенно простого образа до глубинных философских обобщений, эмоциональных кульминационных всплесков, — подчеркнул дирижер Владимир ШЕЙКО. — Музыка эта написана словно для всего мира, она понятна и профессионалам, и людям мало осведомленным с академическим искусством. Впрочем, каждый может найти в ней частицу для своего сердца и ума.
КАМЕРНЫЙ ХОР «ВИННИЦА» И ОРКЕСТР ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ ИСПОЛНИЛИ В КОНЦЕРТНОМ ВЕРСИИ ОПЕРУ НИКОЛАЯ ЛЕОНТОВИЧА «НА РУСАЛОК» В АВТОРСКОЙ РЕДАКЦИИ М.СКОРИКА
Я имею огромное удовольствие исполнять произведения Мирослава Михайловича, для меня они — личное открытие, потому что эта музыка — это целый мир, неоднозначный и чрезвычайно широкий. Все три концерта, которые звучали, — разные по стилю. В то же время Мастер обращается с доброй улыбкой к каждому из нас, ко всему миру, к искусству вообще. Конечно, в этой музыке есть драматические моменты, но нет того, что разрушает человека, и это очень положительно.
«СКОРИК УЖЕ ВСЕ ВЫРАЗИЛ, НУЖНО ТОЛЬКО ВСЛУШАТЬСЯ»
— В детстве композитор Скорик был для меня недосягаемой легендой, признается пианист Станислав ХРИСТЕНКО. — Я и представить себе не мог, что когда-либо узнаю лично Мирослава Михайловича. Мне даже сейчас не верится, что выдающийся композитор, который написал столько прекрасных произведений, — вот здесь рядом со мной, общается и спрашивает о моих впечатлениях по поводу исполнения своей музыки! Фортепианная музыка Скорика — на удивление пианистическая, ее очень удобно играть. В нее влюбляешься сразу, ее хочется исполнять снова и снова. Именно таков Третий фортепианный концерт, образное содержание которого — вечно и всегда современно. Даже сами названия частей этого произведения свидетельствуют об этом: «Молитва», «Мечта», «Жизнь». Смысл музыки некоторых композиторов приходится иногда «додумывать», выдумывать, а Скорик уже все выразил, нужно только вслушаться в звучание, почувствовать эту музыку, погрузиться в ее образы, человеческие эмоции, в те философские идеи, которые волновали выдающихся композиторов всех эпох и времен. Скажем, молитовность будет присуща человеку и через 100, и через 200 лет. Другое дело, за что молится человек. Поэтому тема молитвы остается вечной. И не случайно концерт начинается и завершается молитвой.
«МАЭСТРО ЧРЕЗВЫЧАЙНО РАЗНЫЙ — И РОМАНТИЧНЫЙ, И КЛАССИЧЕСКИЙ, И ДЖАЗОВЫЙ...»
— Я играл все три фортепианных концерта Скорика. Но сейчас выбрал второй вполне сознательно. Мы с автором даже иногда спорим. Он почему-то ко второму концерту относится немного, мне кажется, прохладно. А мне тот его фольклорный период кажется наиболее интересным и, по большому счету, самым ценным. Думаю, что и в истории украинской музыки неповторимым останется именно этот фольклорный стиль Скорика, — считает Йожеф ЭРМИНЬ, пианист и музыковед. — Как по мне, мы должны дождаться от композитора произведения наподобие или равноценного «Карпатскому концерту», который считаю центральным произведением в его творчестве... Маэстро чрезвычайно разный — и романтичный, и классический, и джазовый, но всегда остается самим собой. Это я очень ценю. Он не надуманный, искренний, немного загадочный, не всегда понимаешь его, ведь он — гений. Он часто извиняется за то, что делает, иногда бывает ироничным, иногда даже уж слишком саркастичным, однако за всем этим звучит его душа. Музыка Второго концерта заканчивается речитативом, которым и начинается. Это — ощущение боли. Есть в этой музыке боль личности, и она проявляется во всем его творчестве. Так, как оно, наверное, есть в жизни.
«Я ИМЕЛ ДЕЛО С ЧРЕЗВЫЧАЙНО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОРКЕСТРОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ КОМПОЗИТОРА»
— Мирослав Скорик — наш любимый в Виннице композитор. Из украинских авторов мы исполняли его произведения едва ли не больше всего, — говорит Георгий КУРКОВ, пианист, органист, дирижер. — Незаконченную оперу Николая Леонтовича «На русалчин Великдень» Скорик дописал и оркестровал на основе авторского клавира. Для меня это была очень интересная работа, поскольку я имел дело с чрезвычайно профессиональным оркестровым мышлением композитора, его ощущением тембров оркестра и хорового исполнительства. Мы с большим успехом исполнили оперу во время OperafestTulchyn— в городе, где в свое время преподавал Леонтович.
Р.S. Сегодня стало известно, что основатель и художественный руководитель хора «Винница» Виталий Газинский, приехав ночью после киевского концерта домой, внезапно, к сожалению, ушел из жизни. Светлая память!