В Национальном музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко представлена выставка полотен современного китайского художника Чана ПЭННА «Схиляючись перед величчю творінь». Среди собственных композиций, созданных в традиционных для Китая техниках и стилях, художник представляет копии полотен, написанных почти тысячу лет назад.
— В Китае и в других странах Дальнего Востока, которые испытали значительное культурное влияние Поднебесной, копирование является самостоятельной и самоценной художественной деятельностью. Тщательное наследование помогает понять и миропонимание классиков, и целесообразность приемов, которые они применяли. Даже больше: стать рукой из плоти и крови, которая оживляет старинные работы, — подчеркнула куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела искусств стран Востока Марта ЛОГВИН.
Традиционная китайская живопись имеет много течений, но по стилю исполнения их можно разделить на две больших группы: «старательная кисть» и «живопись идей». Художник тщательным образом рассказывает о презентованных полотнах: «На этой выставке представлено чуть больше десятка избранных образцов живописи в жанре «цветы и птицы» в стиле «старательная кисть», созданных в эпоху Сунн (Х—ХІІІ вв.) и копируемых рукой современного художника. Для мастера, который работает в этом стиле, важно показать умение передавать мельчайшие элементы натуры с помощью линий». Вот почему, по его словам, необходимо внимательно продумать композицию и применить широкую гаму ярких чистых красок. «Достояние художников времен Сунн — это не просто реалистичные рисунки, но и такие, что передают «дух и душу» изображенного, прибавляют натуре новые краски, «вкусы» через ее эстетическое оформление», — подытоживает Чан Пэн.
«ЦВЕТЫ МАКА» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Картины выполнены на шелке, кажется, что даже дышат, когда на них не смотрит ничей пристальный взгляд. И впечатление это не обманчивое, ведь все элементы — цветы, плоды, травы, деревья — целесообразны и согласованы между собой, нет ни одной случайной черточки, в то же время полотна выглядят динамичными и живыми. Сюжеты изображаемых композиций разворачиваются вокруг внутренних ощущений от увиденного, фольклорных мотивов, сочетания движения и статики в одной плоскости. Все это достигается благодаря яркой, но приятной глазу, цветной гамме, что очень часто переходит в игру тонов и полутонов, которыми художник с легкостью передает весеннее пробуждение, ожидание растениями солнечных лучей на рассвете или сосредоточенность насекомого в засаде. Трогательно выглядят композиции, написанные по мотивам китайского эпоса или фольклора. Следовательно, созерцая «Кузнечиков и обильную ботву», посетитель выставки откроет для себя не только китайские символы плодовитости и непрерывности рода, но и задумается, о поисках собственно украинских соответствий.
Во время экспозиции были презентованы инструменты и природные минералы, которые использовались для их создания. А для особенно небезразличных и заинтересованных в тонкостях китайской живописи Чан Пэн провел интересную встречу и мастер-класс по созданию копий картин мастеров древности.
Экспозицию можно увидеть до 15 октября.