Первый показ сказки-феерии, состоявшийся в Большом зале киевского ТЮЗа в присутствии многочисленной крымскотатарской общины, стал не столько поучительным развлечением для детей (а этот спектакль рассчитан на зрителей от шести лет), как полномасштабной политической акцией – с выступлениями в начале и конце спектакля, а также большой пресс-конференции, которая также проходила в Большом зале театра буквально перед началом спектакля. Во время своих выступлений крымскотатарские деятели искусства и политики говорили о том, как важно «проговаривать», озвучивать самих себя и свои мечты. Как важно помнить о тех, кого в Крыму сейчас посадили в тюрьму и пытают. Помнить и о том, что когда-то спектакль «Легенды Бахчисарая» будет сыгран в Крыму, потому что так должно быть!
Сейчас, когда мы большинство информации черпаем из Интернета, бумажные программки – это редкость и роскошь. Однако именно с этого небольшого «листика» для многих зрителей начинается спектакль. В «Легендах Бахчисарая» она особенная: украшенная традиционным цветным орнаментом, словно сошедшим с тарелей Рустема Скибина, оснащена небольшим словарем, из которого узнаем, как сказать на крымскотатарском важнейшие слова: привет, спасибо, мама, папа, я тебя люблю. Оттуда же узнаем, что это самый первый спектакль в истории Украины по крымскотатарским сказкам («Путешественники», «Ложка соли», «Город семидесяти ремесел» и «Завещание гончара»). После такого анонса ждешь национальной экзотики, а на самом деле видишь одетую в восточную одежду универсальную историю о жизни, в которой продолжается бесконечное состязание Дня и Ночи (эти роли исполняли Полина Нестерова и Александра Гончаренко). В то же время центральная история связана с чудесным квартетом мастеров, обладателей самых традиционных из всех возможных профессий (Знахарь – Игорь Иванов; Сапожник – Сергей Кучера; Швец – Павел Игнатюк; Плотник – Кирилл Сирченко), которые вместе, просто за одну ночь творят чудо – по очереди вытачивают из полена, одевают, обувают и оживляют чудесную Куклу (Екатерина Артименьева), их общую дочь. А та потом становится не кем иным, как дочерью Хана (Олесь Павлютин) и его красавицы-жены (Дина Куца). Кукла олицетворяет собой лучшее от всех четырех настоящих дочерей мастеров, образы которых зритель видит словно в тумане, за полупрозрачным задником сцены (эти роли исполняют Диана Небось, Анастасия Малахова, Влада Прудник, Дарья Завгородняя). Всю долгую ночь, пока длится процесс «создания», на авансцене горит искусственный костер, согревающий упорных мастеров. Для зрителя же этот очаг не гаснет на протяжении всего спектакля и невольно напоминает мемориальный «вечный огонь». В память о захваченном Крыме и всех тех, кто уже пострадал и продолжает страдать от последствий российской аннексии.
Режиссер Ахтем Сейтаблаев смог найти очень спокойную, эпическую интонацию для того, чтобы рассказать о самых важных вещах. Кто-то из актеров произносит фразу или предложение – и дальше видим такой же спокойный танцевальный эпизод, изысканно-декоративный и в то же время исполненный универсальных смыслов (хореографы-постановщики Полина Нестерова и Александра Гончаренко руководствовались здесь общим пластическим решением Евгении Скрипник). Это же можно сказать и о музыкальной партитуре Усеина Бекирова – композитора, о котором в украинском театре было сказано очень много хорошего после премьеры мюзикла «Шинель» (киевский Молодой театр). Основанная на фольклорных темах, музыка здесь подчиняется общему сказочному ритуалу и пытается попасть в тот же лирико-эпический рисунок, что и костюмы Надежды Кудрявцевой, видеопроекции Александра Кришталя и сценография, придуманная Богданом Ждановым вместе с Ахтемом Сейтаблаевым. В итоге музыка становится тем животворным, насыщенным кислородом воздухом, который создает неповторимую атмосферу этого спектакля.
Следующий показ «Легенд Бахчисарая» – 26 декабря.
Юлия БЕНТЯ
Фото Руслана КАНЮКИ, «День»