Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Чтобы понять украинцев, надо увидеть Украину...»

...глазами фотохудожника Дмитрия Клочко
3 марта, 2005 - 19:42
Еврейское кладбище ХIV-ХIХ веков в Кременце / Скульптура из комплекса скульптур святых недалеко от монастыря Бернардинов ХVII—XVIII веков в поселке Олесько Львовской области. Она, как и другие, чудом уцелела. В советские времена декор внутри храма и вокруг него был уничтожен. В самом же монастыре разместили склады. Ныне здесь хранятся фонды Львовской картинной галереи. Сразу напротив находится знаменитый Олеский замок конца ХVI века Я родом из Тернополя и не знала, что в семи километрах от него сохранился

Дмитрий КЛОЧКО — фотограф. Его ведущая тема в фотоискусстве — украинцы и Украина. Сюжеты, иногда кульминационные, находит везде: на западе и востоке, юге и севере страны. Большинство тех мест до сих пор остаются малоизвестными, а то и вообще неизвестными для многих.

Друг газеты кобзарь Тарас Компаниченко привел фотохудожника к нам в редакцию. Свой визит аргументировал просто: работы Дмитрия — это органическое продолжение газетной рубрики и книжной серии «Дня» «Украина Incognita».

— Дмитрий, что для вас фотография? Расскажите немного о себе...

— Я родился в семье археологов в Киеве. С детства вместе с родителями ездил в различные экспедиции. В юношеские годы начал интересоваться историей. Где-то тогда увлекся и фотографией. Поступив на факультет журналистики Национального университета имени Тараса Шевченко, после первых лет понял, что это не мое. Даже когда писал дипломную работу, избрал тему, которая больше касалась истории. Журналистикой, фактически, так и не занимался. Фотография для меня — это, собственно, долговременное увлечение и профессия. Среди моих основных тем — украинцы и Украина: — страна очень интересная и неизвестная. Не нужно выстаивать очереди в посольства, чтобы полететь, например, в Сирию посмотреть замки крестоносцев. Можно сесть в машину, отъехать триста километров от Киева, и найти удивительный памятник архитектуры...

Я бывал во многих странах Европы: Италии, Франции, Швейцарии, Лихтенштейне, Хорватии, Словении, Чехии... Сравнивать разные народы, различные места — заведомо дело неблагодарное. Но если сказать об английской Stonehenge — то гору друидских камней знает весь мир. Исследователи утверждают, что это якобы звездный календарь. Однако вещей, которые могут поражать, много и у нас. Например, на территории Украины находятся мегалитические сооружения, то есть очень древние каменные огромные памятники. Недавно на Луганщине недалеко от города Алчевска экспедиция местного клуба любителей археологии под руководством школьного учителя-пенсионера Владимира Парамонова нашла мегалит доскифского периода. Он был засыпан землей. Существуют догадки, что это был храм или святилище, потому что совсем рядом откопали изделия из металла и керамики доскифской и скифской эпох. Если будет финансирование, в этом году должно начаться его исследование. Известно, что аналог нашего памятника есть на территории Средней Азии.

Приведу еще пример. В городе Остре Черниговской области находится самый древний в Украине памятник времен Киевской Руси. Это так называемая Юрьевская божница, ровесница Десятинной церкви в Киеве. Судя по всему, одна ее часть сдвинулась в овраг, другая, заброшенная, — стоит на самом берегу Десны. Храм, разрушенный еще в ХII— ХIII веках, никогда не достраивался и не перестраивался, как, например, Святая София. Вот вам и живой Х—ХI век, к которому можно притронуться! И это всего-навсего в тридцати километрах от столицы! Там, среди этих руин, я ощущал какую-то священную щемящую боль.

— А о нем можно узнать из туристических справочников?

— Сооружение, конечно, имеет статус памятника архитектуры. Правда, охранительной таблички нет. О Юрьевской божнице написано в справочниках Черниговщины. А вот в путеводителях по Украине упоминаний о ней не находил.

— Дмитрий, вы давно практикуете такие фотографические вояжи?

— Я давно путешествую по Украине. Но целенаправленно с фотоаппаратом начал ездить с 2002-го. Почти весь позапрошлый год путешествовал, заезжая в Киев только проявить пленки. В прошлом году у меня родился сын, поэтому не пришлось побывать в новых местах.

Вспоминаю, моя первая поездка была в Переяслав-Хмельницкий на Киевщине. Туда направились вдвоем с Тарасом Компаниченко. Кстати, Тарас заодно в местной музыкальной школе дал концерт. В городе восемнадцать музеев (!), но мы не пошли по ним ходить. Прежде всего хотелось побывать на кладбище, которому уже немного-немало — тысячу лет! Около него курганный могильник Х века! Оттуда привез оригинальный снимок — в один ряд стоят четыре креста: два — середины ХIХ века, один — начала, а другой — конца ХХ. Все вместе — как родственники. Интересно так... Здешние жители рассказали, что один казацкий судья по своему завещанию покоится под порогом местной Михайловской церкви.

Вообще меня поразил дух самого городка — патриархальный, архаичный. Начало марта. Люди жгут ботву на огороде. Этот дым с необычным запахом. Пол-Переяслава традиционно утром на базаре. Базары в райцентрах — это уникальное явление. Боже, как там торгуются! Можно такие архитипы найти! Это «Сорочинская ярмарка» Гоголя и «Кайдашева сім’я» Нечуя-Левицкого!

Чтобы понять украинцев, надо увидеть Украину. Камни, конечно, красноречивы сами по себе. Они вобрали дух тех, кто их строил, штурмовал, кто в них предавал, любил, молился...

— Ваши тематические фото «Украинские семьи», «Украинцы» очень напоминают открытки начала 1900-х годов «Виды и типы Малороссии»...

— Это и есть довольно удачная, по моему мнению, стилизация под эту серию. Такие постановочные фотографии мы задумали создать специально для фольклорного коллектива «Гуртоправці». Этнографами описано, как украинцы одевались когда-то, какой была конструкция хаты. Но таких хат уже никто не строит. А в тех, которые сохранились, почти никто не живет, разве, может, кое-кто доживает свой век.

В книгах записаны различные рецептуры, например борща, в зависимости от регионов. На днях я задумался над понятием «киевская кухня». Ведь кулинария также элемент национальной идентичности. Столица всегда была полинациональной. И чисто киевская кухня состоит из интересного симбиоза в основном украинской и еврейской кухонь.

Мне очень хочется понять все премудрости украинских древностей.

Замечу, что часть этих фотографий делалась аппаратурой еще довоенного выпуска. Я коллекционирую старую фототехнику. Большинство экспонатов, кстати, в исправном состоянии, приобрел на Сенном рынке в Киеве. Только некоторые из них пришлось реставрировать.

— Дмитрий, почему такие живописные пейзажи снимаете на черно-белую пленку?

— На мой взгляд, черно-белая фотография больше подходит для фиксации времени и перенесения в него. Кроме того, мне импонирует игра света и тени, оттенков, полуоттенков, тонов, полутонов. Сказать бы, зачем цвет на фотографии с казацкими могилами. Сам каменный крест графический и фактурный. Он в центре внимания, а вне его — безмолвие. Кто-то уловит в этом безмолвии завывание ветра, кто-то дофантазирует лошадиное ржание... Такая историческая пауза среди жизненной суеты время от времени нужна. Цвет очень выигрывает для передачи настроения, состояния природы. Когда-то я вообще зацикливался на черно-белой фотографии.

— Вы видели, как относятся местные жители к архитектурным памятникам?

— А это смотря где. В Кременце на Тернопольщине, например, уважительно. Там увидеть город со всей его архитектурной особенностью приезжает много иностранцев. А сооружениям, расположенным на немагистральных путях, и не включенным в туристические каталоги, конечно, не повезло. На их территории местные жители выпасают скот, а приезжие раскладывают костры на шашлыки, распивают спиртное, оставляя после себя бутылки...

Хотя украинцы еще недавно защищали свои святыни. Как-то я услышал рассказ жительницы села Гарбузин Корсунь-Шевченковского района Черкасской области о том, как комсомольцы собирались разрушать их старую деревянную церковь. Было это еще до Великой Отечественной войны. И вот церковный староста напоил водкой ребят так, что они и забыли, за чем пришли. Вспомнили только на третий день, когда отрезвели. А когда должны были прийти во второй раз, председатель приказал в храм складывать пшеницу и рожь, мол, кто же зерно будет поджигать?.. Так церковь и отстояли вместе. Технологии сопротивления своего народа мы также должны исследовать и знать.

Мне по селам бабушки и дедушки рассказывали, что самым страшным для украинских деревянных церквей считался 1962 год — время правления Никиты Хрущева. Тогда эти памятники массово сжигали. Часто люди, чтобы предотвратить такое целенаправленное уничтожение, превращали храмы в склады... А что теперь произошло с нашей исторической памятью?

Заметьте, Киев все меньше и меньше становится украинским. Это не хорошо и не плохо, просто дань времени. Так же о Варшаве сложно сказать, что это польский город. Мне она архитектурно и по духу больше Америку напоминает, во всяком случае, ее часть. Все мегаполисы, в принципе, между собой очень похожи. Украинские изюминки в столице есть, но они в значительной степени трансформированы. А первоначальный, исконный дух киевских русичей, казаков, украинских шляхтичей и аристократов можно почувствовать именно в селах, поселках, городках Украины...

— Куда вы собираетесь наведаться в ближайшее время?

— Большей частью происходит так: я заранее знаю, куда еду, но мне по дороге попадается много интересных мест и людей. Как-то, возвращаясь из Волыни, случайно в селе Тригорье Житомирской области натолкнулись на имение, которое принадлежало известной семье Терещенко. Сооружение построено в стиле модерн в начале прошлого века. В строительстве применены современные технологии: цементная кладка, поштукатурено цементным раствором. Кстати, он намного более качественный, чем тот, который производят теперь. Построена башня, в которой, очевидно, была обсерватория. Оно разрушено во время Второй мировой войны. Я так и не собрался больше о нем узнать. Как-то нужно будет еще туда заехать и рассказать читателям «Дня».

Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День». Фото Дмитрия КЛОЧКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ