Маршрут Киев — Густыня — Качановка — Сокиринцы — Тростянец — Киев, который вошел в программу Летней школы журналистики «Дня»-2010, был выбран главным редактором Ларисой Ившиной неслучайно. (Напомним, в 2009 году Летняя школа журналистики и сотрудники редакции посетили Круты и Батурин). Это места аристократической Украины — так мало известной самим украинцам. И неспроста, потому что деятельность аристократических украинских родов на протяжении веков затаивали и при царской России, и в советское время. Такой метод тогдашней власти был полностью мотивирован и понятен: народ, который не знал своих лучших представителей и идейных вдохновителей, не был способен не то чтобы развивать, а и делать попытки к созданию живой культуры из закостенелого духа. Культура житницы Европы и России преподносилась постоянно только как приложение к духовному наследию великих империй, а сама страна — исключительно как поставщик трудовых ресурсов и продовольственной продукции. В то время как зерно и сахар, собранные трудом крепостных, направлялись из густонаселенных сел в самые центры империй, а культурная жизнь рядового украинского крестьянина заканчивалась сочинением и пересказами фольклора, в самом центре страны закладывали первый в Европе дендропарк в Тростянце, Шевченко писал на своих полотнах Густынский монастырь и занимался творчеством в Качановском саду, Глинка создавал музыку для поэмы «Руслан и Людмила» в гостях у Василия Тарновского, а Остап Вересай начинал путь последнего из правдивых украинских кобзарей.
Усадьба Тарновских и Харитоненко в Качановке, Галаганов в Сокиринцах, дендропарк Ивана Михайловича Скоропадского — яркое подтверждение того, что украинская аристократия в свое время заявила о себе далеко за пределами Черниговщины — малой родины украинского языка и традиций. Черниговщина, как и Полтавщина, с Черкасщиной могут претендовать сегодня на звание центральных (обозначим так из-за географического фактора — места расположения на карте сегодняшней Украины) родоначальников культурного роста и национального сотворения духа всего украинства. Именно на территориях этих областей жили и творили, или же черпали вдохновение Т. Шевченко, Е. Гребинка, И. Котляревский, Г. Сковорода, И. Нечуй-Левицкий, Н. Гоголь. Эти имена нам давно знакомы и в лишнем перечислении заслуг не нуждаются. Интересным остается то, какое отношение имеют к этому списку усадьбы, которые мы посетили.
Как и в европейском обществе, весомую роль в формировании культуры нации играли меценаты-благодетели. Так, именно благодаря средствам Василия Тарновского вышла в свет «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, а также «Записки о Южной Руси». Сторонник крестьян Василий Тарновський-старший активно боролся против крепостничества и необразованности населения. Поэтому он организовывал воскресные школы и, будучи учителем, даже сам преподавал детям. Гостеприимное имение Тарновских принимало у себя Шевченко, который любил отдыхать в парке, площадью около семисот гектаров, и писал стихи. Благодарный хозяевам за гостеприимство, он часто дарил им свои картины и другие произведения: «Гайдамаки», «Катерину», даже одно из изданий «Кобзаря». В стенах этой усадьбы гостевал и работал М. Глинка, любимая беседка которого и до сих пор не утратила своего свойства творчески вдохновлять. Василий Тарновский-старший и его сын собрали уникальную коллекцию украинских древностей. На средства Тарновского в Петербурге учился художник Штернберг, который посвятил достаточно большое количество работ Качановке. Тарновський-младший вкладывал средства в создание памятника Б. Хмельницкому в Киеве на Софийской площади и И. Котляревскому в Полтаве. По причине такой щедрости хозяин не смог содержать имение в дальнейшем, поэтому оно было продано сахарному магнату П. Харитоненко. Тот, в свою очередь, «не отставал» от предшественников и также продолжал традиции культурничества рода Тарновских: коллекционировал украинскую и зарубежную иконопись, собирал произведения европейских художников. При его поддержке и умелом руководстве успешно функционировал сахарный завод, который, делая известной на далеких территориях сахарную промышленность Украины на протяжении десятков лет, около полутора года тому назад остановился и находится сейчас в близком к полному разрушению состоянии.
Такой насыщенной историей не впечатлила новое советское руководство и была отдана в пользование психоневрологическому диспансеру. Так продукт украинских благотворителей был отобран у украинцев, а ценности, спрятанные от глаз народа, теряли свой вес. Сотканная из десятков мощных нитей попытка рафинировать украинскую культуру была затоптана и отдана на поругание душевно больным. Символично, не так ли? Считать украинскую культуру «нездоровой» для советской власти было скорее традицией, чем случайностью. За это время большинство реликвий исчезло: они были разворованы либо местными жителями, либо руководством больницы. Только в 1981 году «Качановка» получила статус Государственного историко-культурного заповедника, а в 2001-м — Национального. Но вернуть утраченные вещи сегодня крайне трудно. Несколько фарфоровых тарелок отдали совестливые жители, остальное осталось только на дагерротипах и в текстах поисковиков.
Схожая ситуация и в Сокиринцах — усадьбе рода Галаганов. В стенах дворца сегодня — агротехникум. Поляна посреди английского классического парка — футбольное поле. А за спортплощадкой склоняет голову статуя слепого Остапа Вересая — возможно, и счастливого, потому что не видит всего, что осталось от прежней усадьбы славного рода. Да и остались в нем одни стены и история, которая может только навеять в воображении драмы и переживания казацкой семьи, воспетые голосом славного кобзаря.
Тростянецкий дендропарк — третий пункт нашего виртуального плана. Важно знать, что это первый в Европе дендропарк, ландшафты которого были искусственно созданы, а деревья — привезены из разных уголков мира Иваном Михайловичем Скоропадским, потомком гетмана Украины. Он смог не только насадить правильными каскадами полторы тысячи видов деревьев, но и сделать парк делом своей жизни. Зная, что сам не увидит результата своего труда, он завещал внуку Павлу (в будущем гетману Украинского Государства) ухаживать за этим парком, а на своей могиле велел написать обращение к прохожим с надеждой на то, что они будут ценить его «дитя». Но у нас всегда не без проблем: хоть парк и остался наполнять кислородом украинский воздух, фактически все здания, ценные для историографии Украины, были разрушены большевиками.
Подобных черниговским культурных сокровищ в Украине — десятки. Проблема же у всех одна: сегодняшние украинцы не знают о них. И не потому, что не хотят. Нет. Просто они слишком долго были «спрятаны» от их глаз и ушей. Есть и другая причина: многие достопримечательности сегодня полуразрушены, а то и утрачены. Восстановить их возможно, однако нужны средства. Несмотря на то, что государство, «разбрасываясь» статусами, делает «национальными» заповедники и усадьбы, на самом деле абсолютно оно не уделяет им надлежащего внимания и не оказывает материальной поддержки. Как рассказала «Дню» экскурсовод Национального историко-культурного заповедника «Качановка» Екатерина Кравченко, «сегодняшний вид Качановка приобрела около года назад благодаря спонсорской поддержке. Заповедник самостоятельно пытается вернуть экспонаты, которые ранее принадлежали качановским владельцам». Политика государства направлена больше на то, чтобы пустыми не были желудки украинцев. Физиология физиологией, однако сытое государство никогда не сможет быть действительно полноценным. Потому что полный желудок не спасет от пустоты в голове, а вот «наполненная» голова всегда сможет накормить желудок.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Лина ТИМОЩУК, Национальный университет «Острожская академия»:
— Аристократ. Сегодня такой статус себе приписывает каждый, кто отвечает определенному имущественному цензу. Ты имеешь миллиард, следовательно, ты — аристократ. Ты можешь даже купить себе звание «академика». И уже не важно, что ты совершенно ничего не понимаешь в литературе, на фамилию Шевченко в твоей концептосфере выныривает лишь понятие «футболист». К сожалению, такие они — современные «аристократы». Однако настоящие украинские аристократы иные. Благодаря им сохранилась украинская аутентичная материальная и духовная культура, творились новые достижения, возрождались и поддерживались народные традиции. Например, Качановка стала культурно-художественным центром именно благодаря постоянной поддержке художников и ученых местными хозяевами (тремя поколениями Тарновских и П.И. Харитоненко). Потерялась во временных коридорах украинская элита. Недаром же старались супостаты... таки почти уничтожили. В голове не укладывается, что родовая усадьба наших благородных соотечественников, архитектурная достопримечательность, в советское время становится психоневрологической больницей. Впоследствии в ней дальше продолжают уничтожать украинскую интеллигенцию, ведь именно в таких заведениях и превращали передовые прослойки общества в сумасшедших. Такая себе своеобразная фабрика трансформации тех малороссов, которые опирались, не покорялись.
Невероятная эстетическая гениальность архитектуры тех далеких лет и таинственные истории родовых драм и перипетий их благородных владельцев завораживают всех посетителей. В Качановке стены дворца, будто шепотом, пересказывали нам все тайны, и рассказывали обо всем, что здесь происходило. На этой благодатной земле творили титаны украинской и русской культур: М. Глинка, С. Гулак-Артемовский, Т. Шевченко, Н. Гоголь, П. Кулиш и еще много других. Побывав в Качановке, кажется, что и сам непосредственно приобщился к истории, чувствуешь гордость, что ты родился украинцем.
Следующая станция — Сокиринцы. Место скрывает в себе и горькую правду нашей истории, и в то же время ее величие. Эта земля принадлежала вероломному изменнику из рода Галаганов, и все же он был украинцем. Понимаю, что в истории тоже кроются наши несчастья, возможно, проклятие изменника частично искупаем сегодня и мы, как принадлежащие к украинскому роду. Ошибку веков уже не исправишь, главное — не ошибиться в который раз. В противовес фигуре Галагана, Сокиринцы подарили Украине Остапа Вересая. Имя незрячего кобзаря известно каждому, но не все знают, что он родился именно здесь. Хотя и стыдно сознаться, но для меня это тоже было новым. Тростянец — украинский эдем, экзотика, где гармонично сочетаются столетние дубы, заморские породы деревьев и пруд как целостный ландшафтный комплекс площадью 200 гектаров. Такой красоты я до этого не видела. Следовательно, становится понятно, почему все, кто приехал сюда хоть раз, навсегда остаются влюбленными в Тростянец. Здесь действительно царит гармония. Один день, а столько всего — только успевай слушать и разглядывать! Путешествие было фантастическим и незабываемым, я с новыми друзьями познавала Украину, ее историю, народ, следовательно, и себя саму.
Но сумеем ли уберечь достижения предыдущих поколений мы? Найдутся ли еще Тарновские, Харитоненки, Скоропадские, которые отреставрируют запущенные усадьбы, возобновят и сохранят достопримечательности истории? Ответы на эти вопросы сможет дать время, а оно для каждого дворца — на вес золота.
Юлия ЯРУЧИК, Национальный университет «Острожская академия»:
— Сухие факты из исторической литературы теперь вырисовывались в качественно новом, «живом» ракурсе. Начинаешь понимать, как близко ты к прошлому. Вместе с тем вселяется уверенность в том, что это мгновение никогда не закончится, потому что теперь ты снова и снова будешь переосмысливать те далекие времена, по-новому их анализировать, проводить параллели с современностью и находить ответы на вопрос: «Почему случилось так, а не иначе?». Рассматривая высокие купола Густинского монастыря, невольно вспоминаешь светские и краевые летописи, писаные в этих стенах, вспоминаешь, как удачно там соединились рассказы о религиозной жизни и политических позициях монастыря. Возможно, и в наше время здесь способны создать что-то не менее гениальное, рассказать о своих предпочтениях, о своем видении общества и мира. Но до сих пор здесь чувствуется дух единства. Монастырь мыслится как один объект, одна душа, один характер, который с помощью своей величественной древней внешности с элементами современности рассказывает о жажде к жизни. Из такого духовного центра попадаешь в самое сердце светской жизни ХІХ в. — Качановку. Семья Тарновских часто перестраивала дворец. К нам он дошел уже в измененном виде. Однако перестроить тот аристократический дух усадьбы никому так и не удалось. Уж слишком он многогранен, составлен из разных аур, которые создавались творческими поисками всех этих выдающихся людей. Интересовала ли культурная жизнь владельцев усадьбы на самом деле, или это просто желание создать эффект красивой жизни? Об этом можно долго спорить, но факт остается фактом: из года в год в Качановке сливались в творческие тандемы самые известные таланты Украины. Жаль, что места, которые могут комплексно рассказать о культурном прошлом Украины, сегодня до конца не оценены. После советского порабощения усадьбе не удалось восстановить значительную часть своих достижений, где, возможно, были запечатлены неизвестные факты ее жизни.
Интеллектуальное путешествие заставило понять себя по-другому, осознать сущность всей нации, которая берет начало еще со времен Киевской Руси и продолжается вплоть до своей независимости. Понимаешь, что путь этот не был напрасным, и в самые сложные периоды украинцы не теряли чувства интеллигентности, аристократизма, насыщенной культурной жизни. После глубоких размышлений не хочется обрывать эту ниточку, которой, возможно, было так трудно дотянуться до наших дней.
Дмитрий ЧАЛЫЙ, ученик Киевской специализированной школы № 82 им. Т. Шевченко:
— Мне больше всего запомнился Тростянецкий дендрологический парк. Экскурсовод останавливала нас едва ли не у каждого дерева, влюбленность гида в эту местность передалась нам. Аллеи и лужайки парка были, можно сказать, отдельными страницами книги жизни Ивана Скоропадского — основателя парка и деда последнего гетмана Украины Павла Скоропадского. Ведь для Ивана Михайловича этот парк был одним из смыслов жизни. Он был активным общественным и культурно-просветительским деятелем, но в преклонном возрасте все реже покидал парк. Не покинул он его даже после смерти. На его могиле посреди парка запечатлена надпись: «Любезный прохожий! Сад, в котором ты гуляешь, посажен мной: он служил мне утехой в жизни; Если ты заметишь беспорядок, который ведет к его уничтожению, то скажи об этом хозяину сада, ты сделаешь хорошее дело». С какой любовью Иван Скоропадский создавал парк, в каждом дереве чувствуешь частицу души выдающегося украинского мецената.
Ольга САВЧЕНКО, Национальный педагогический университет имени М. Драгоманова:
— Оказывается, Украина — это не только домики под соломенной крышей. Были у нас и аристократы, которые умели упорядочить собственные имения (хорошо все-таки хозяйничали), создавали невиданной красоты парки (сколько же нужно для этого знаний и терпения), не боялись использовать деньги на развитие интенсивное, а не экстенсивное, и, что важнее всего, стали духовными светочами в истории родного государства. Действительно, мы должны гордиться нашим прошлым. Потому что есть чем! А нынешним? Люди, готовые взять на себя ответственность, конечно, есть, но их еще не достаточное количество. Взять хотя бы музейных работников, усилиями которых поддерживается «товарный» вид усадеб.
Кстати, маленькое наблюдение относительно зеленого туризма. Он упрямо продолжает держаться на стереотипах — «казацко-шароварницких» плюс кулинарских. К тому же, без надлежащего качества. Спрос рожает предложение, разве не так?
Юлиана ЛАВРИШ, Львовский национальный университет им. И. Франко:
— О Качановке я впервые узнала со страниц работы польского шевченковеда Ежи Енджеевича. В своем исследовании «Украинские ночи, или Родословная гения» научный работник упоминал имение Тарновских из-за частых посещений Кобзарем известного семейства. Однако то было всего лишь упоминание, потому Качановка до недавнего времени оставалась для меня terra incognita так же, как Сокиринцы и Тростянец. Когда-то известный философ Сенека отметил, что поездка побуждает человека посмотреть на мир другими глазами. Путешествие в Качановку, Сокиринцы и Тростянец, которое нам предложила главный редактор газеты «День», не только изменило взгляды на некоторые вещи, но и разрушила определенные стереотипы. По-видимому, одним из важнейших лозунгов прошедшей эпохи (имею в виду советский период) было то, что украинцы — мужицкая нация, которая не имела ни достойного языка, ни культуры, ни элитарного бомонда. Это нация «больных поэтов» (к примеру, миф о Лесе Украинке, который и до сих пор старается развеять в своей работе «Notre Damme D’Ukraine» Оксана Забужко) и «поэтов-крепостных» (в свое время в советских пособиях по литературе чаще всего можно было натолкнуться на портрет пожилого в смушковой шапке Тараса Шевченко). Это была целенаправленная политика, базирующаяся на умалчивании и искажении. Качановское имение — доказательство аристократизма украинского народа. Большие и просторные танцевальные залы, где, по-видимому, когда-то кружились изысканные платья, а на громадных роялях играли музыку и Баха, и Бетховена, и Шуберта. Разве такая атмосфера чем-то отличалась от изысканных петербуржских салонов? Могли ли себе позволить, к примеру, русские барышни посыпать свадебную дорожку сахаром, как Елена Урусова-Харитоненко? Аристократизм качановского имения заключается еще в его духовной атмосфере, которая олицетворяет место пересечения русской и украинской культуры. Кажется, что комнаты имения до сих пор хранят отзвук голоса Александра Пушкина, музыкальных аккордов Михаила Глинки, прикосновения кисти Ильи Репина, дискуссии Тараса Шевченко, вдумчивое молчание Николая Гоголя.
Не меньше поразило имение Галаганов в Сокиринцах. Помпезный и аристократический дворцовый комплекс с секретами семейства: в свое время Гнат Галаган изменил Запорожью, активно участвовал в разрушении Сечи, из-за этого следующие поколения его рода почувствовали на себе своеобразное проклятие — они медленно вырождались. Примечательно, что в Сокиринцах похоронен известный украинский кобзарь Остап Вересай. Хотя в 1930-х годах советская власть уничтожала «кобзарский цех», главная идея этого ремесла все-таки осталась и продолжает внедряется дальше. В этом, по-видимому, также присутствует аристократизм украинского духа.
В Тростянце — Украина другого измерения. Не менее аристократичная, взлелеянная заботливыми руками интеллектуала Ивана Скоропадского. По-моему, этот парк ярко отражает особенность украинской души, состоящей в любви к родному.
Туристический маршрут заканчивался посещениями местной «Мисливської паланки». Меня больше всего поразили вышиванки в целлофане, которые висели на стенах «самодельной столовой» и спешно включенные патриотические современные композиции. Нас снова возвращают к стереотипам, к плебейству, базирующемуся на банальном наслаждении.
По дороге домой мы пели украинские песни, иногда «сбивались» с текста из-за региональных особенностей исполнения. Лишь настоящее переживает века и передается в следующие поколения. Вот, по-видимому, главный признак аристократизма украинского духа.
Алиса ГОРДИЙЧУК, Национальный университет «Острожская академия»:
— Путешествие по черниговскому маршруту оставило много приятных впечатлений и побудило к серьезным размышлениям. В этих местах сконцентрировано благородство, образованность и гордость за свое украинское происхождение, а это лишний раз доказывает, что наш народ — «очень непростой», как говорит Лариса Ившина. Мы — не крепостные и малороссы, мы самостоятельная нация с собственной элитой, но миф об украинской второсортности, к сожалению, очень трудно искоренить. Частью процесса искоренения и стала экскурсия по качановскому заповеднику. Это то место, где Михаил Глинка написал оперу «Руслан и Людмила». Илья Репин здесь писал картины. Он, кстати, приезжал сюда и для того, чтобы рисовать настоящее казацкое оружие из коллекции Василия Тарновского, а затем использовал эти материалы для написания знаменитой картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». И именно сюда Тарас Шевченко выслал свою самую ценную художественную работу «Катерина», доверяя хозяевам усадьбы ее хранение. Эти люди черпали здесь вдохновение и их творчество является образцами лучших достижений человечества. Это говорит о том, что атмосфера дома пропитана искренностью, благородным покоем и украинским духом. И мы это почувствовали, как только переступили порог усадьбы. Династия Тарновских, которая дольше всего владела имением, — щедрые меценаты и люди, чьи жизни являются составляющей выдающихся моментов украинской истории. Такие люди, уже давно отойдя в вечность, сквозь века побуждают следовать их примеру. Но меня разочаровал один момент. Хотя, его следовало ожидать. На территории качановского парка, как раз напротив усадьбы, находится старинная церковь. Она действовала при всех владельцах имения, действует и сейчас. Но в 1918 году усадьба была национализирована советской властью, и в церкви расположился клуб. На этом моменте рассказа экскурсовода пани Катерины у меня закончились слова и восторженные комментарии друзьям. Зато появились неприятные мысли. Я уже привыкла к тому, что советское время покалечило много наших достопримечательностей, и перестаю удивляться этому, но возмущение ни на мгновение не исчезает. Понадобится еще много времени и терпения, чтобы залечить эту историческую рану и забыть период того неприкрытого угнетения.