«В парообразном состоянии молекулы двигаются хаотически. Но во время конденсации эти частицы не просто оседают на стекле. Каждая из них занимает назначенное только ей место, создавая узор. Откуда молекула знает, что она должна осесть именно здесь, а не там? Способность к упорядочению — это эффект самоорганизации — процесс повышения порядка в системе. Все существующее в мире создано с помощью самоорганизации».
Эти слова из лекции физика-теоретика, новеллиста, первого ректора, а ныне профессора и заведующего кафедрой Волынского национального университета им. Леси Украинки Анатолия Свидзинского, прочитанной им на прошлой неделе в Остроге, мы привели не случайно. Приезд Анатолия Вадимовича в Острожскую академию и его встреча со студентами фактически и является эффектом самоорганизации. Модель, имеющая форму своеобразного треугольника, состоит из составляющих: «День», Острожская академия, украинские интеллектуалы. Каждая из них занимает свою нишу в украинском обществе и во взаимном сотрудничестве точно выполняет свою функцию. Так и создается узор интеллектуальной, интеллигентной Украины, которая с каждым последующим шагом взаимодействия выкристаллизовывается все четче.
Недавняя поездка главного редактора «Дня» в Острог была, как всегда, не случайной. Во время празднования 80-летия Анатолия Свидзинского, проходившего в начале марта, у Ларисы Ившиной возникла идея познакомить выдающегося ученого с острожскими студентами и, по ее собственному признанию, просто послушать выступление Анатолия Вадимовича еще раз. Тем более, интеллектуальные встречи в Остроге, инициируемые «Днем», стали традицией. Здесь побывали известный ученый из Каменец-Подольского, профессор Валерий Степанков, музыкант Тарас Компаниченко, Евгений Марчук, Виталий Гайдук. Кроме того, в стиле редакции совмещать приятное с полезным. Поэтому на этот раз знакомиться с Острогом предоставилась возможность редактору отдела СМИ и общественного мнения нашей газеты Маше Томак. О своих впечатлениях она расскажет нашим читателям отдельно. А студенты Острожской академии — о своих. Итак, читайте далее!
Чем отличается человеческое мышление от компьютерного? Может ли компьютер следовать человеческому сознанию? Человечество знакомо только с пятью процентами вещества, которое заполняет Вселенную. А еще 95% — это что? Мы стоим на пороге великой научной революции. Но эта революция не в физике.
Думаете, эти вопросы не для гуманитариев? Ошибаетесь. «Синергетична концепція культури» — такое название новой книги крупного ученого-физика Анатолия Свидзинского. Именно ее он представил студентам Острожской академии — университета, где большинство специальностей гуманитарные, а открытие факультета ядерной физики пока что только в проекте ректора Игоря Пасичника. Однако культурологам, историкам, религиоведам Анатолий Свидзинский совсем неожиданно предъявил качественно новый подход к изучению культурных процессов. Мы, не претендуя на научную истинность, рискнем назвать его физико-синергетическим. В этом, отметила главный редактор «Дня» Лариса Ившина, счастье острожских студентов, что их готовят к тому, чтобы они могли слушать «украинских мудрецов — понимали их, сопереживали и умели ставить умные вопросы». Она сравнила острожские интеллектуальные встречи с... концертами в оперных залах Вены и Зальцбурга. «Для меня было очень волнительно увидеть, как десятитысячный зал единым дыханием реагирует на каждую ноту, на каждый звук музыкального инструмента, на каждую вокальную тональность сложной оперной композиции. Это и есть подготовленная публика», — сказала Лариса Ившина.
А теперь по очереди: об Анатолии Свидзинском, его тезисах и общении с несколько потрясенными от необычной лекции студентами Острожской академии.
«Один ученый сказал, что наука в действительности разделилась на физику и коллекционирование марок. Сегодня я начал понимать не только всю иронию, но и справедливость этого выражения», — благодаря за лекцию, сказал участник Острожского клуба Иван Сопига. Очевидно, упомянутый Иваном ученый имел в виду глобальное измерение физики — природу и сущность всех явлений и вещей. Для того, чтобы быть таким «физиком», наверное, природного дара недостаточно. Нужно соединять в себе целые научные и творческие пласты. Как раз все эти измерения соединяет личность Анатолия Свидзинского. «Анатолий Вадимович несет в себе начала многих школ — присущую ученикам академика Боголюбова фундаментальность, величественную традицию семьи Свидзинских и выдающегося поэта — его родного дяди Владимира Свидзинского. Анатолий Вадимович представляет собой кристалл уцелевшей украинской аристократии ХХ века. И я убеждена, что эти кристаллы имеют возможность превращаться в новый мир, который воспроизведет то, что было утрачено, и придадут новые импульсы будущим поколениям», — использовала возможность поделиться со студентами своими мыслями Лариса Ившина, даже несмотря на то, что профессор Свидзинский не любит комплиментов в свой адрес в его же присутствии.
Немало студентов честно признались, что лекцию Анатолия Свидзинского до конца не поняли. Вместо этого поняли другое — сколько еще нужно пройти и выучить до понимания такого «титана мысли». Но все присутствующие были единодушными: лекция интересная, и ее можно и нужно разбирать «по косточкам». Можно сказать, что каждый его тезис — готовый философский концепт. С позиций физика-ученого и им же разработанной синергетической концепции культуры Анатолий Свидзинский говорит об общечеловеческих вещах: потребности в правде, сущности добра и зла и собственном пути каждого между Сциллой и Харибдой. Предлагаем вам фрагменты лекции Анатолия Вадимовича, а также его диалог с аудиторией.
— В разных разделах своей книги я повторяю очень важную вещь: нужно научиться говорить правду, потому что любовь — это есть правда. Недавно у меня спрашивали, почему это мы, украинцы, педалируем вопрос Голодомора. Сам же я являюсь свидетелем тех страшных событий, тогда едва не умер... Но когда мы научимся говорить правду? Пока не научимся, не построим государства.
— Интересная вещь — «Сцилла и Харибда» на дорогах культуры. В мире господствуют противоположные тенденции. Например, в образовании нужно балансировать между свободой и необходимостью воспитания. Соответственно, есть такие понятия, как «насильственное воспитание» и «бегство от воспитания». Именно они формируют долг преподавателя, профессора. Нельзя путать насильственное воспитание и бегство от воспитания. Это — узкая дорога между Сциллой и Харибдой. Нужно знать, где пройти.
Лариса ИВШИНА, главный редактор газеты «День»:
— Анатолий Вадимович, как вы рекомендуете учить и учиться? Не будем говорить о всей нашей системе образования комплексно, а лишь об основных ваших образовательных рекомендациях.
— То, что по моему мнению, уничтожает наше образование — это формализм и неуважение к свободе мысли. В книге я привожу некоторые интересные примеры из своей жизни. Вспоминаю, как когда-то меня пригласили в школу на открытый урок по решению задач. И вот учительница формулирует задачу: «У одного мальчика было три яблока, у второго — на два больше. Сколько всего яблок было у двух мальчиков?» В первую очередь, — говорит учительница, — нужно решить: эта задача является простой или сложной? Один из учеников поднимает руку и говорит: «Эта задача простая, потому что если у одного было три, а у второго — на два больше, то три плюс пять — будет восемь». Садись, — говорит учительница, — два! Поднимает руку отличница и говорит: «Эта задача сложная, потому что решается больше чем в одно действие». Правильно, — отвечает учительница. То есть, мозг учеников, студентов все время забивается разными ненужными вещами. У меня в книге есть еще один интересный стократный пример. Выдающийся физик Нильс Бор сдавал экзамен в университете обычному преподавателю. Нужно было решить такую задачу: у вас есть барометр и есть здание. Определите высоту строения при помощи барометра. Все знают, что необходимо измерять давление вверху и внизу здания и при помощи специальной формулы определить его высоту. Бор предложил другие способы. Возьмите барометр, привяжите к веревке, спустите из окна, и длина веревки покажет высоту здания. Преподаватель был очень удивлен. Есть и другой вариант, — говорит Бор: возьмите барометр, найдите коменданта здания и скажите: барометр будет ваш, если вы мне скажете, какая высота этого здания? Таких вариантов было у ученого множество. Преподаватель спрашивает Бора: вы что, не знаете стандартного способа решения этой задачи? Знаю, говорит Бор, но он мне надоел, он мне неинтересен. Вот вам прекрасная иллюстрация недостатков системы образования.
Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант Острожской академии:
— С синергетикой мы знакомы. Частично мы изучали эту теорию на философии и на теории информации. На ваш взгляд, можно ли применить синергетику к нашему украинскому политикуму? Когда наступят такие постоянные условия, которые заставят наше государство выйти на качественно новый аттрактор своего развития?
— Вы владеете понятийным словарем, но необходимо почувствовать, как происходит процесс самоорганизации. Я читаю целый спецкурс, посвященный этому. Хотя своей жене я объяснил это за 20 минут... Действительно, можно проводить аналогии между состоянием Украины и понятием хаоса. Но чтобы исследовать возможность самоорганизации, мы не имеем математической модели, которая помогла бы дать однозначные рекомендации Президенту или кому-либо другому. Возможно, наши потомки когда-то смогут передать в его руки распечаточку и сказать: господин Президент, вам стоит поступить так. В нашей ситуации важно то, что когда вы не имеете четкой модели, то вы должны полагаться на здравый рассудок.
Михаил ЯКУБОВИЧ, аспирант Национального университета «Острожская академия»:
— Я уже имел возможность познакомиться с вашей книгой и нашел там очень много интересных рассуждений. Но, в первую очередь, меня интересуют вопросы науки и религии. Вы, в частности, пишете, что вся наука происходит из христианской цивилизации, что другие цивилизации менее совершенны в этом смысле. И мусульманскую цивилизацию, которой я интересуюсь, вы оцениваете негативно, якобы мусульмане постоянно вели войны, и у них не было серьезных достижений, но в другой части книги вы пишете, что своим подъемом Европа обязана трудам Платона и Аристотеля. Но ведь первыми их начали комментировать и передали в Европу именно арабы. Не кажется ли вам этот тезис тенденциозным?
— Арабы достигли многого. Понятие нуля — фундаментальное для математики — было позаимствовано из Индии через посредничество арабов. Есть люди, которые персидскую культуру называют наивысшей в мире, а европейскую считают вздором. Но это крайности. Я не говорю, что мусульманская культура является только агрессивной, и только разрушительной. Я знаком, например, с крымско-татарскими народами. Мне приходилось бывать на традиционной татарской свадьбе, где я увидел театральное действие и высокую воспитанность.
Это не христианская культура, и она является высокой. Но то, о чем я говорил в книге — это проблема возникновения науки. Чтобы вы поняли, приведу вам два примера. Тихо Браге, знаменитый астроном, который жил и работал в Дании, как-то решил перебраться южнее, ведь слишком облачным было небо, и он не мог наблюдать за звездами. Когда об этом его намерении узнал король, он послал гонца, который передал Тихо Браге от короля следующее: «Дорогой Тихо Браге! Дания — большая страна, и она может быть славной только с твоим умом, с твоими научными достижениями. Я прошу тебя остаться». Он подарил ученому остров и 400 золотых монет. Тихо Браге остался, сделал уникальные измерения траектории планеты, что впоследствии дало огромный толчок для развития науки. В это же время в Османский империи появился талантливый астроном, который сконструировал приборы, не уступавшие приборам Тихо Браге, и построил собственную обсерваторию. Мусульманские религиозные фанатики пришли к султану и сказали, что все это нужно разрушить из религиозных соображений, и султан отдал распоряжение сравнять с землей ту обсерваторию. Вот вам христианская Европа, ее дух милосердия и понимание того, что следует идти вперед. И вот вам другая цивилизация, которая не создаст науку, ведь государства, которые отказываются от прогресса, приходят в упадок.
Виктория СКУБА, студентка факультета политико-информационного менеджмента Национального университета «Острожская академия»:
— Анатолий Вадимович, в вашей книге «Синергетична концепція культури» прочитывается негативное отношение к ренессансному гуманизму и просветительству. Ему вы противопоставляете христианский фундаментализм. Почему такое отношение? Ведь именно просветительство было той эпохой, которая вывела Европу из научной спячки и дала толчок развитию европейской науки.
— Эта тема не так проста, как может показаться на первый взгляд. Это устарелая погрешность историков, не разделяющих Средневековье на то, которое было в процессе разрушения Римской империи, и то, когда была темнота, и когда по улицам Парижа бегали звери. Именно христианская религия вызвала к жизни творцов новой культуры и новой цивилизации. В одной из книг, которые мне приходилось читать, рассказывалось о бедном парне, зарабатывавшем тем, что работал на колокольне и при свете луны изучал латинский язык. Это сделало христианство, оно дало очень важный интеллектуальный вызов человечеству. Прежде всего европейцам. Потому что это не такой простой вопрос — разобраться, равновелик ли Христос Богу-отцу или нет... Какая здесь логика? Какая диалектика? Уже после X века люди освоили греческую культуру, логику Аристотеля, труды Платона. Где локализуется мысль? Это совсем не простой вопрос и для нас сегодня, а в те времена люди уже понимали актуальность таких вопросов. И вдруг всплывает тезис: человек является мерилом всех вещей. Не Бог, как считалось раньше, а человек. Но если человек является мерилом всех вещей, то кто или что является мерилом самого человека? На этот вопрос гуманизм не нашел ответа. Да, был расцвет человеческой инициативы, но когда в основе есть противоречия, культура начинает задыхаться. Взгляните на сегодняшнюю западную культуру. Эта проблема очень сложная и также вписывается в альтернативу — Сцилла и Харибда. Найдите правильный путь.
КОММЕНТАРИИ
Алексей КОСТЮЧЕНКО, аспирант Национального университета «Острожская академия»:
— Мои впечатления от встречи чрезвычайно неожиданные, потому что мы надеялись, что она пройдет в более стандартной форме, где будет все понятно, все разложено по полочкам, но на самом деле, слушая доклад господина Анатолия, кроме понятного, приходилось интерпретировать сказанное самостоятельно. Эта интерпретация будет отличаться у каждого из нас, но это нормально, ведь на каждое явление должно быть свое индивидуальное мнение, своя позиция. Мы очень благодарны газете «День», Ларисе Ившиной за содействие в проведении такой встречи и надеемся, что такого рода интеллектуальное общение будет длиться долго.
Инна ВАСИЛЬЧИК, студентка экономического факультета Национального университета «Острожская академия»:
— Межличностное общение является объективной предпосылкой формирования гармоничной организации внутреннего мира личности, интеллектуальной среды как отдельного человека, так и социума в целом. А активная политика в этой сфере, которую проводит Острожская академия при содействии сопредседателя нашего университета Ларисы Ившиной, закономерно приводит к развитию межкультурных личностных контактов, отношений и формированию единого мыслящего бомонда.
Встреча с Анатолием Свидзинским является еще одной интеллектуальной призмой для переосмысления давно известных мировых истин, перераспределения взглядов на науку, религию, культуру и весь мир. Анатолий Вадимович, на мой взгляд, является человеком, который не нуждается в ярких эпитетах, красочных отзывах, которому нет необходимости петь дифирамбы. Его жизненный путь говорит сам за себя. Поиск правильного пути, ответа, истины, постоянная потребность в новых открытиях, самореализации — вот что запоминается. Для моего внутреннего мира данная встреча является очередным мостиком передачи опыта поколений, примером жизненных коллизий, поиска выхода и решительных действий, которые, возможно, когда-то придется применить, или же, наоборот, избегать. Что ж, я еще раз снова открыла для себя утверждение, что нужно уметь учиться мыслить креативно, вдохновенно, по-новому, а еще — ощущать, жить чувствами и слушать свое сердце. Оно подсказывает...
Виктория СКУБА, студентка специальности «документоведение и информационная деятельность» Национального университета «Острожская академия»:
— Один из современных украинских гениев сказал: «Единственное место, где может созреть ощущение свободы, это университет». И очень печально, что украинская система образования построена так, что нивелирует жажду свободы, довольно часто вынуждает человека мыслить стандартно. В то время как задание каждого учебного заведения не только научить базовым знаниям. Основная его миссия — привить умение самому производить знания из уже приобретенных, мыслить критически, выходить за рамки уже существующих контекстов, искать новые смыслы.
Прекрасный пример поиска новых смыслов был продемонстрирован Анатолием Свидзинским на встрече со студентами Острожской академии. Мы имели возможность оценить нестандартный подход физика-теоретика к культурным и цивилизационным вопросам, что стало еще одним подтверждением мнения: настоящий интеллект способен охватить все сферы общественной жизни. А такие разные, на первый взгляд, научные отрасли позволяют сформировать нестандартный подход к одной с позиции другой.
Юля МУШТУК, студентка факультета политико-информационного менеджмента Национального университета «Острожская академия»:
— Философия, физика, культура — те науки, которые являются актуальными в наше время, ведь именно их развитие способствует подъему общества на более высокую ступень. Нам, студентам Национального университета «Острожская академия», выпала чрезвычайная возможность встретиться с высокообразованным человеком, компетентным сразу в трех вышеупомянутых областях науки. Презентованная книга Анатолия Свидзинского «Синерѓетична концепція культури» соединяет, на первый взгляд, несоединимые вещи: науку и культуру, между которыми довольно часто ведется стратегическая борьба.
Современный человек в своем выборе склоняется только к одной из этих сторон, и лишь некоторым личностям удается удачно сочетать и объединять их в единое целое.
Впечатление от встречи однозначно позитивное. Ведь далеко не всем и не всегда выпадает возможность послушать слова человека-ученого, человека-философа и просто личности, которая достигла в своей жизни небывалых вершин. Можно говорить еще много хвалебных слов в адрес господина Свидзинского, однако, по моему мнению, о больших людях говорят тихо. С удовольствием побываю на обещанной встрече осенью, посвященной поэзии его дяди, известного поэта Владимира Свидзинского.
Иван СОПИГА, студент факультета политико-информационного менеджмента Национального университета «Острожская академия», участник Острожского клуба свободного интеллектуального общения молодежи:
— Встречи с интересными людьми в стенах Острожской академии за три года обучения в этом университете перестали быть для меня необычными. Но необычным и неизменным остается одно: люди — незаурядные, неординарные и интересные. Сегодняшняя встреча с Анатолием Свидзинским была действительно, я бы сказал, чрезвычайно необычной. Конечно, тяжело понять физика, который говорит о культуре, однако это сделать необходимо...
Книгу «Синерѓетична концепція культури», которую презентовал А. Свидзинский, с удовольствием прочитаю и советую каждому, кого интересуют не просто вопросы культуры, формы ее проявления, а взгляд на нее как на часть народа, нации, всей Вселенной. Книга сложная, но стоит того, чтобы читать ее столько раз, сколько потребуется для ее понимания.
Михаил ЯКУБОВИЧ, аспирант Национального университета «Острожcкая академия», религиевед:
— Встреча с паном Свидзинским не могла не вызывать множество позитивных впечатлений. Его автобиографические рассказы можно слушать часами, даже заслушиваться, ведь в наше время далеко не каждый ученый может продемонстрировать настолько широкие мыслительные горизонты, разнообразие подходов и настоящий энциклопедизм. Рассуждения ученого по поводу развития и перспектив существования различных сфер знания, поданные в очень оригинальном научно-популярном стиле, содействуют прямому и открытому контакту с аудиторией, что особенно актуально для Острожской академии — наши студенты всегда настроены критически и требуют очень весомых аргументов. «Синергетична концепція культури» — очередная книга пана Свидзинского — чрезвычайно высокоинтеллектуальный труд, в котором представлен альтернативный взгляд на культуру, лишенный того несостоятельного постмодернистского эпатажа, которым часто страдает наша гуманитаристика. Возможно, некоторые рассуждения автора кажутся контраверсионными, лишенными широкой историко-культурной основы (развитие культуры не всегда подчиняется прагматическим законам) — но тем и интересен взгляд ученого-физика, который, находясь в стороне от классической гуманитарной традиции, говорит принципиально новое, самобытное и оригинальное слово, обращает внимание на те важные моменты, которые раньше не отражались историками культуры. Думаю, что пан Свидзинский — одна из самых интересных фигур в современной украинской науке.
Роман КОВАЛЬ, студент специальности «политология» Национального университета «Острожская академия»:
— Книга Анатолия Свидзинского «Синергетична концепція культури» необычна тем, что ее автором является физик-теоретик. Интересно было слушать специалиста по точным наукам, который исследует гуманитарную сферу. Я сам интересовался физикой в школе, поскольку учился в физико-математическом классе, поэтому чувствовалась «родственная душа». Как по мне, очень важным является то, что специалисты по точным наукам занимаются гуманитаристикой, поскольку это позволяет внести определенную четкость, структурированность и понятность, которой иногда не хватает.
P.S. После трехчасового общения со студентами Анатолий Вадимович пообещал провести осенью в Острожской академии литературные чтения, посвященные поэзии Владимира Свидзинского. Как неизменно гостеприимный хозяин ректор Игорь Пасичник сразу подхватил эту идею. Поэтому до новых философски насыщенных встреч!