К скандалам в целом украинское общество привыкло. Но вот скандала при участии Министерства культуры и туризма не было давно. И вот — решение Минкультуры, которое не просто подняло шумиху в подведомственных учреждениях, а зацепило святая святых многих украинских политиков — так называемый языковый вопрос. Имеется в виду решение о дубляже фильмов на украинском языке. Но удивила не только и не столько суть ситуации, сколько твердая позиция министра Василия Вовкуна и его последовательность в противостоянии «организованным акциям протеста». Об этом говорили много, однако мало кто из масс-медиа обратил внимание на другие стороны работы министерства.
Министр культуры и туризма Василий Вовкун не стал ждать, когда его спросят, как работает министерство. Он сам пришел в редакцию отчитаться перед читателями «Дня» за полугодовую работу МКТ, его достижениях и проблемах. Как человек, много лет проработавший в сфере культуры, он знает, как должно работать Министерство культуры. Насколько реальным выглядит сейчас проект «Национальная культура», интересовались журналисты «Дня».
— Рядовой налогоплательщик часто себя спрашивает — зачем он содержит на собственные средства все государственные учреждения? Соответственно, у нас возникает почти такой философский вопрос — зачем нужно Министерство культуры и туризма? Кстати, в некоторых странах Запада аналогичного учреждения вообще не существует.
— Министерство культуры нужно до тех пор, пока оно не выполнит своеобразную посредническую культурную миссию. Я объясню. Давайте попробуем назвать большие культурные общественные движения — их немного. Пока общественное движение в Украине не станет органической частью общества, до тех пор Министерство культуры может работать. Если же общественное движение получит всеохватывающее звучание и будет самодовлеющим, тогда мы сможем сказать, что Министерство культуры, возможно, уже выполнило свою роль. Формированию этой общественной платформы должны оказывать содействие мы, но разве это задача только нашего министерства? Общественное движение должно «расти» снизу, создаваться органически. Почему оно у нас так плохо развивается? На этот вопрос есть ответ. Украина — очень сложная страна во многих аспектах, в частности в плане функционирования элит. Не буду оценивать, хороша или плоха украинская финансовая, политическая элиты. Тем не менее сегодня ее представители стали более толерантными к отечественной культуре. Еще вчера они ее рассматривали как не свою. Их голоса работали, в основном, на русскую культуру, и когда закладывались основы гражданского общества, открывались какие-то фонды, которые поддерживались ими материально, значит, они, снова-таки, работали больше на чужую культуру, чем на свою. Пока не объединятся политическая, экономическая и творческая элиты, мы не можем говорить о благоприятных условиях для развития культурного процесса. Не последнюю роль, кстати, в этом играет информационное пространство, которое абсолютно не контролируется со стороны общества.
Хочется надеяться, что наше министерство выполнит свою посредническую миссию между культурой и обществом. Может быть, тогда оно обратится к минимизированным государственным задачам, так как, так или иначе, каждая страна сегодня вооружается культурой как конкретной идеологией. Если взять в качестве примера постсоветское пространство, то видим, что культура — это сильное оружие. Для нашего северного соседа — России — культура становится одним из очень важных факторов влияния на бывшие республики Советского Союза, которые стало независимыми. Они используют способ «защиты» русской культуры в любом государстве. Если говорить о США, то американская идеология заложена во всем американском культурном продукте, от которого так защищается Европа (скажем, законодательство Франции довольно быстро и тонко реагирует на такие вызовы). Последнее решение, которое, кстати, принял парламент Турции по вопросам культуры, касается иноязычных названий или языка в информационном пространстве. Итак, сегодня культуру можем рассматривать как идеологический элемент общенациональной политики.
Пока что функция Министерства культуры большей частью сводится к требованию денег от государства на свою отрасль. Но, откровенно говоря, большинство государств тоже очень тяжело выбивают деньги на культуру. Например, в Берлине есть три оперных театра, и это страшное бремя для бюджета! Но весь мир знает — это имидж Берлина, и власть вынуждена их содержать.
Нужно сказать об Украинском центре культурных исследований, которое как подразделение МКТ может заниматься инновационной политикой и вооружать чиновника мировыми тенденциями в отрасли, корпоративными идеями, разрабатывать законодательство, то есть быть мозговым центром министерства. Мы возлагаем на него большие надежды.
Мы также хотим добиться у государства права не только на предусмотренные бюджетные средства, но и на определенный процент от акцизного сбора, от игорного бизнеса. По такому принципу работают очень многие страны. Представьте себе, 1% от «алкогольных налогов» — это 300 млн. грн., за эти деньги мы могли бы снять 30 художественных фильмов за год.
Для меня национальная культура — это и есть национальная идея. Для нас национальная культура, став национальной идеей, может быть идеологией, которая формирует единое культурно-духовное пространство Украины.
— Сегодня СМИ сообщили, что ваш российский коллега предложил вернуться к системе госзаказов в кинематографе. Для чего это делается — понятно: создание новых мифов и «патриотическое воспитание» граждан, в том числе — и наших. А чем мы можем, так сказать, ответить? Есть ли у вас комплексная целевая программа развития национального кинопроизводства?
— Говоря о каких-либо госзаказах, прежде всего надо обратить внимание на законодательную базу. На днях на правительственном заседании прозвучал перечень проектов законов, которые правительство считает самыми необходимыми, чтобы принять их до летних каникул. С самого начала я говорил Юлии Владимировне, что у нас есть возможность стать «самым культурным» правительством, так как до нас за 16 лет ни один базовый закон в сфере украинской культуры не принят. Теперь уже один есть, он называется: «О присоединении Украины к конвенции об охране нематериального культурного наследия» от 6 марта 2008 года. На заседании правительства мы внесли проект закона «О культуре», также в полугодичный период мы написали законопроект «О национальном культурном продукте». А еще в наших планах — проект концепции государственной программы развития культуры и искусств на 2009— 2013 гг., концепции общегосударственной программы развития национальной киноиндустрии на 2008—2011 гг. У нас, наконец, до сих пор нет основного закона «О культуре». Соответственно и вся терминология, которой пользуются в нашей сфере, — советская. Украина не имеет ни одного закона, который хотя бы дал определение национальному культурному продукту, стимулировал бы новые процессы или явления в украинском культурном пространстве! Эти необходимые нам законы должны быть созданы и для содействия развитию национальной кинематографии.
Решение Конституционного Суда о законности дубляжа фильмов на украинский язык сдвинуло с места развитие украинского кинематографа. За этот период в Украине для публичного показа было ввезено 77 названий фильмов, из которых 32 фильма в количестве 1680 фильмопоказов были озвучены на украинском языке, 23 фильма в количества 497 фильмопоказов были титрованы на украинском языке, и еще девять фильмов с девятью фильмопоказами были синхронно переведены на украинский язык. За это время валовой сбор от кинопоказов сравнительно с аналогичным периодом 2007 года возрос на 4%. Соответственно возрастает количество зрителей: по прогнозным оценкам мы ожидаем — до 16 млн. Не прекращается работа над построением или развитием киносети, база залов кинотеатров в этом году должна вырасти на 57%, двухзальных кинотеатров — на 10%.
На сегодняшний день мы не делаем госзаказа, тем не менее я внимательно изучаю такую возможность и работаю над вопросом развития кинематографа. Скажем, старый экспертный совет не отвечал требованиям современности, мы сменили экспертов, взяли более подготовленных работников. Теперь они оценивают и отбирают сценарии. Тем не менее это не все. Наблюдательный совет должен и дальше следить за фильмом, контролировать смету, следить за затратами, вплоть до создания конечного продукта. Почему создаются такие рамки? Каждый режиссер работает по-разному, мы сводим все это к общему знаменателю. Существуют государственные заказы на важные исторические, общественные темы, например, о Мазепе, УПА, битве под Крутами и др. Ни на одну идеологическую тему не работает Кира Муратова, хотя на Венецианский фестиваль отобрана ее картина «Мелодия для шарманки». Кстати, на Московском фестивале имела широкий резонанс картина Романа Балаяна «Райские птицы». И над такими победами тоже надо работать всем вместе.
Теперь перейдем к технической базе кино. Мы пришли почти на руины кинематографа. Теперь хотим построить хотя бы одну киностудию, которая бы имела полный технологический цикл. Сейчас изучаем опыт разных стран. Недавно мои советники возвратились из России, где отслеживали работу по всем киностудиям. Во Франции собираемся закупать современное оборудование. Вы понимаете, что сейчас технологии развиваются очень быстро, и для меня важно купить перспективное оборудование, которое бы работало не год-два. В октябре—ноябре мы будем праздновать 80-летие Киностудии им. Александра Довженко. К этой дате надо хорошо подготовиться. Мы хотим быстрее приступить к моделированию «украинского Голливуда», который имел бы прежде всего завершенный технический цикл производства.
Сфера кинематографа требует реорганизации, возможно, это будет что-то типа гильдий по западному образцу. Тогда любой, кто заезжает на украинскую территорию снимать или приглашен сняться, будет оставлять определенный процент своих заработков в бюджете страны. Это также даст возможность нашим кинематографистам теснее быть в процессе, который сейчас происходит в мире.
Мы уже взяли на баланс министерства все украинские фильмы, которые были сняты во времена Советского Союза. Они не могут быть ничьими. Это продукт, который создан в Украине, он должен принадлежать Украинскому государству и нации — и никому другому.
— Сейчас проходит Международный музыкально- культурный проект «Украина помнит — мир признает». Какая реакция на него в тех странах, где вы побывали, есть ли, так сказать, «национальные» особенности восприятия? И вообще — можно сказать, что у нас есть адекватное отражение темы Голодомора, истории в искусстве?
— Мы побывали уже в шести странах. Первая страна — Израиль. Когда мы ехали туда, мы понимали все риски и вызовы, стартуя с этой программой именно там. Но это было сделано сознательно, чтобы знать, чего следует остерегаться, и знать, состоится ли этот проект в самом деле и реален ли он. Израилю, с его больным вопросом Холокоста, близка тема Голодомора. После акции в Иерусалиме я сказал, что Иерусалим оплакивает украинский Голодомор. Мы все время ощущали трепет в душе от того, что происходит. Очевидно, и потому, что мы неплохо подготовились. Для исполнения «Панихиды по умершим с голода» Евгения Станковича на слова Дмитра Павлычко мы пригласили известный Иерусалимский симфонический оркестр, наш хор «Думку», нашего дирижера Владимира Сиренко, солистов Тараса Штонду и Нину Матвиенко, а чтецом выбрали еврейского актера, который декламировал на иврите. Накануне провели пресс-конференцию для журналистов (хотя надеялись, что это будет для научных работников), которая превратилась в больной интимный разговор. Всем очень понравилась выставка, даже после окончания презентации люди не расходились. После этой акции российский посол позвонил по телефону нашему и сказал коротко: «Я не был там, но наслышан. Если вы пойдете таким путем, то вы многого достигните».
Далее были Лондон, Амстердам, Прага, Братислава, Гданьск. Потом в расписании Австрия, Германия, Италия, Греция, Испания, Франция — мероприятия состоятся в городах, где находятся влиятельные международные организации. Кстати, сегодня у нас уже есть несколько спонсоров, которые нам активно помогают.
А теперь о сотрудничестве с Россией. С российским минкультом мы подписали Меморандум о сотрудничестве, хотим создать общие рабочие группы по подготовке празднования юбилеев Гоголя, Чехова. Возможно, я и шокирую многих своими принципами и отношением к украинско-российским отношениям. Но уверяю, что я как европейский человек готов сотрудничать с россиянами, но исключительно на равных условиях. В сотрудничестве мы сделаем также акцент на классической музыке (популярная пробивает себе дорогу самостоятельно), музейному делу и праздновании юбилеев. На празднование 900-летия Михайловского собора мы пригласили министра культуры Российской Федерации и директора Эрмитажа. Хочу поблагодарить за возвращение фресок в Украину. Стремимся рассматривать и другие проекты.
— Ныне в «Лувре» полным ходом идет подготовка к Международной выставке под рабочим названием «Киевская Русь: от христианства до Петра I», в которой собираются демонстрировать наши национальные святыни из музеев «София Киевская», Лавры, Черниговского и Национального исторического. С одной стороны, впервые выставляться в известнейшем музее мира очень почетно и престижно, а с другой — эту выставку планируют провести в рамках «Года России во Франции» в 2010 г., и тогда непонятно, почему украинские сокровища будут показаны под российским углом зрения? (Кураторы будущей выставки: заместитель директора «Лувра» Агги Лероль и комиссар Яник Дюран.) И это при том, что ныне большинство французов очень мало знает об Украине, а после такой выставки они еще больше запутаются. Может, нам следует вообще отказаться от нее? Например, Посольство Франции в Украине уже подготовило свои замечания по поводу названия и концепции выставки. А как к этому вопросу относится министерство и вы лично?
— Такая выставка в самом деле готовится. Тем не менее МКТ никаких обязательств перед организаторами не имеет, так как не были подписаны какие-либо соглашения. Позиция министра простая и понятная: мы не будем принимать участие в этой выставке.
— Какова судьба «Мистецького Арсеналу»? Утвержден ли окончательный проект реконструкции?
— На время реконструкции «Мистецький Арсенал» был передан под патронат Государственного управления делами, но его, так сказать, музеификация была возложена на Министерство культуры. Это дело с самого начала шло очень тяжело. Я реформировал уже созданную рабочую группу, мы реорганизовали ее в большой и малый рабочие музейные советы. Музейщики были очень обижены отношением к ним и к тем ценностям, которые они сохраняют. А идея была такая: планировалось создать единый национальный музей и перевезти в него все лучшее, что хранится в других подобных музеях. Мы же предложили другое. Так, мы можем взять любую вещь в музее на год, на два, вплоть до 10, но прописав при этом договорные условия, которые «Мистецький Арсенал» платит данному музею, например, реставрацией определенного количества экспонатов, оплачивает выпуск альбома или буклета и т.п.
Общая музейная картина такова: 30% — это то, что находится на постоянной выставке, 70% — это фонды. представляете сколько экспонатов пролеживает напрасно?! Поэтому надо разработать механизм обмена выставочными вещами. Очень важно показать как можно больше сегодня, если культура нации только становится на ноги, воссоздать весь исторический фон.
Экспонаты мы найдем, нам есть что показать. Я больше переживаю за дизайн показа — у нас нет культуры презентации. Имею в виду технические вещи: подсветка, размещение, рельеф, подход к предмету, чтобы его можно было по возможности лучше рассмотреть, объяснение — все то, что сегодня более всего привлекает посетителя. Вопрос на сегодняшний день состоит в том, кто может заниматься наладкой всей этой инфраструктуры презентации? Мне как частному лицу хотелось бы, чтобы это была какая-то иностранная фирма. Наши специалисты думают, что мы сами можем это сделать. Возможно, надо объявить открытый конкурс.
— Ходили слухи, что в «Мистецькому Арсеналі» будет создана какая-то псевдофольклорная гетманская светлица.
— Нет, создание гетманской светлицы не планируется. Зачем? Такая светлица воссоздается в Батурине. Кстати, сейчас туда приехал граф Разумовский — потомок Кирилла Разумовского — посмотреть, что там происходит. И увиденное его очень поразило...
— Будет ли там рядом обустроена инфраструктура для туристов: гостиницы, дороги, рестораны и тому подобное.
— Туристический маршрут это предусматривает. У Разумовских была одна из крупнейших коллекций музыкальных нот в Европе. Среди композиторов считалось престижным подарить собственные ноты Разумовским. В конце осени эти рукописи будут выставлены в Батурине. Будут проводиться концерты «Из коллекции Разумовских». Соответственно, посетителей нужно обеспечить всеми удобствами, они захотят переночевать, пообедать, прогуляться и т.п. Гостиница, инфраструктура в Батурине необходимы. Думаю, решение этой проблемы мы возложим не на государство, а на частный сектор.
— Какова доля вашей ответственности в рамках подготовки к «Евро-2012»?
— Когда я пришел в министерство, то, откровенно говоря, не знал, что делать с украинским туризмом... Но отдавать, все равно, было жаль (смеется). И здесь, слава Богу — Евро-2012, которое побудило наших членов правительства задуматься, что же такое туризм и кому он нужен?
Ситуация такая: все базы отдыха, курорты, туризм как таковой, действуют вне контроля Министерства культуры. Во-первых, это не наша собственность, влиять на них мы не можем. Единственный рычаг — мы выдаем лицензию туристическим агентствам. Кстати, за недобросовестное выполнение условий в этом году были аннулированы более 300 лицензий на туристическую деятельность и более 800 туристическом фирм были предупреждены о наличии нарушений лицензионных условий. И это все, что мы можем сделать. Мы не виноваты, что не можем действенно влиять на сферу туризма в Украине. К сожалению, у нас нет на это законодательной базы.
Если говорить о Евро-2012, то с мероприятиями МКТ на период подготовки мы уже определились. Во-первых, это участие в международных престижных выставках, в которых Украина уже сегодня начинает занимать первые места. Во-вторых, на МКТ была возложена координация подготовки гостиничной сети к Евро-2012, а это предусматривает строительство четырех-пятизвездочных гостиниц в каждой области, где будут проходить матчи. Когда мы взялись считать гостиницы в регионах и определять какой они категории, ни одна область, ни один город не смогли нам назвать количество, и главное — чья это собственность. И это в ХХI веке! Невероятными усилиями, но мы провели мониторинг гостиничной инфраструктуры в Днепропетровской, Донецкой, Одесской, Харьковской, Львовской и Киевской областях. Отрицательные тенденции удалось переломить и, на сегодняшний день в соответствии с данными, полученными от местных властей, принимающие города в целом почти готовы выполнить базовые требования УЕФА по размещению гостей чемпионата. Самая плохая ситуация с гостиницами в Донецке, он требует разработки антикризисного плана развития гостиничной инфраструктуры региона. Нужно понимать, что гостиничный бизнес и в этих шести областях, и в целом предусматривает не только красивые кровати и зеркала, но и приличный персонал со знанием этики, иностранных языков и т.п. И это тоже один из наших вопросов.
Еще один момент — программа отдыха. Понятно, что по всем маршрутам должны быть художественные мероприятия, выставки, арт-галереи. Но самое важное, чем мы пока занимаемся, — это непосредственная разработка этих маршрутов. Это должно быть сделано таким образом, чтобы немецкий или итальянский или любой другой турист, еще не приехав в Украину, мог определиться, какой маршрут он хочет посмотреть, сколько у него пойдет на это денег, времени, что он увидит, какую кухню попробует и тому подобное. Сейчас такие маршруты разрабатываются для шести областей, но такая задача поставлена и перед всей Украиной. Сначала планируем выдать информацию о разработанных маршрутах в этих шести областях, потом — о всей Украине на украинском языке, а позднее перейдем к переводам на другие языки.
Я напомню, что 2008 год объявлен Годом туризма и курортов, в рамках которого мы провели большую акцию «зеленый туризм». И сколько бы акций мы не проводили, существенных сдвигов в этой сфере не будет, так как здесь опять таки нужен закон. Собственники «зеленых курортов» скрываются, не показывают своих прибылей. Почему? Так как на них давит налоговая система.
Чтобы активизировать процесс развития зеленого туризма, нужно провести масштабную рекламную кампанию. На днях вы увидите на экранах ролик «открой Украину» о туристических маршрутах Украины. Это будет социальная реклама на всех каналах, планируется также выйти на региональные каналы.
Но положительные сдвиги в туристической сфере есть уже. В целом за I квартал в этом году Украину посетило 4,7 млн. иностранных туристов, что на 21% больше, чем за этот же период в прошлом году. Поток выездных туристов за I квартал 2008 года составил 3,2 млн. Хочу подчеркнуть, что до сих пор в Украине преобладал выездной туризм.
Итак, если будут разработаны туристические маршруты, издан календарь праздников и организованы под них художественные акции, для того, чтобы каждый знал, куда ему поехать на Рождество, или на Пасху, или на Ивана Купала, лишь тогда заработает необходимая государству культурно-художественно-туристическая система.
— Когда-то существовали госзаказы на театральный репертуар. Нет планов восстановить такую практику? Так как сейчас каждый театр работает сам по себе.
— Конечно, вмешательство в работу театров нет, но госзаказ как таковой существует. В этом году на него выделен 1 млн. грн., который получил Андрей Жолдак на постановку спектакля по роману Василя Барки «Жовтий князь» к годовщине Голодомора в ноябре. Это грандиозный спектакль с неординарным видением, который будет принимать участие в разных фестивалях. Другая дело, что мы закупаем пьесы, заказываем переводы и т.п., а вот на сами постановки у нас очень ограниченный ресурс.
— Почему Минкультуры перестало поддерживать региональные фестивали (хотя ныне, когда почти разрушена гастрольная деятельность театров, именно фестивали дают возможность зрителям увидеть новые спектакли разных коллективов) и что- то изменится ли в ближайшее время в этом вопросе?
— Мы должны сказать так: если происходят события, которые не имеют художественной ценности, взрыва или провокации, мы не обязаны их поддерживать. Приехали, погуляли и разъехались — но нет же того толчка, который должен провоцировать художественный фестиваль. Мы начали студенческие художественные фестивали. Посмотрите, как прошел! Театральный! Были представлены восемь стран, педагоги общались между собой, студенты..! Со сцены шла такая энергия! Вот такие фестивали я готов поддержать. Нам нужно видеть не Поплавского, а его студентов. Харьковский студент сегодня не знает киевского, а киевский — львовского! Мы должны избавиться от этой региональной замкнутости, и этому, в первую очередь, должны оказывать содействие фестивали. Осенью стартует Всеукраинский фестиваль, который охватит все украинские театры, будут представлены все жанры искусства. Не надо забывать и про грандиозный Международный львовский фестиваль «Золотий лев»! А теперь скажите, зачем нам 21 фестиваль? Если регионы имеют желание проводить свои фестивали — пожалуйста. Но распыляться и заниматься их большим количеством, я считаю, министерство не должно.
— Поговорим о вопросе языковой политики. Ваши приоритеты в этой сфере?
— На министерство Президентом возложена миссия разработки концепции языковой политики. К сожалению, миссия хотя и возложена, а в министерстве даже нет управления по этому вопросу. Такая же ситуация в областях — ни сектора, ни человека. Мы предложили законопроект по реорганизации всех управлений Министерства, в том числе там предусмотрена штатная вертикаль, которая будет отвечать за языковые вопросы. Я не знаю, почему решили утверждать Концепцию, возможно, так надо. Я бы, скорое, двигался к закону. Это опыт многих европейских стран, в том числе и Прибалтийских: если ты госслужащий, независимо от того, техничка или первый человек, ты должен владеть государственным языком. Думаю, это навело бы хоть какой-то порядок в сложившемся кавардаке. В любой стране, где проживают украинцы, они не имеют таких прав, которые имеют нацменьшинства у нас. Это звучит, как SOS. Поедьте на Буковину, вы увидите часы телерадиовещания на румынском, молдавском языке, газеты на румынском, еврейские школы и т.п. А что нашим в Румынии? Нас обвиняют в ущемлении чьих- то прав? Довольно нас обвинять — мы в этом отношении абсолютно цивилизованная нация.
— Кресло министра — «горячее»: проблем немало, и вообще, руководить творческими личностями, которых опекает Минкультуры — непросто. На период каденции госслужащего вы совсем отказались от режиссерских амбиций или попробуете усидеть на двух стульях?
— В кабинете министра режиссуры тоже хватает. И я знаю, чего я хочу от министерства! И все это всеукраинский проект, который называется «национальная культура».