На днях в нашу редакцию пришло письмо от преподавательницы Института журналистики Киевского национального университета им. Т. Г. Шевченко Ярославы Приходы. Она просила журналистов «Дня» ознакомить студентов-второкурсников, у которых преподает, с работой ежедневной газеты. В качестве первого этапа знакомства мы предложили будущим журналистам посетить Фотовыставку «День-2010». Как оказалось, в Украинском доме студенты уже были и фотовыставку видели, о чем прислали нам свои впечатления.
В теории мы изучаем историю изданий, анализируем на занятиях газеты разных европейских стран и украиноязычную прессу. Газета «День» имеет тот высокий европейский стандарт и то высокое национальное напряжение, которые делают ее уникальной. Именно поэтому на нее советуют равняться нам — молодым редакторам и издателям. Чтобы закрепить свои знания не только в теории, но и на практике, решили заменить длинные пары в аудитории веселой экскурсией на Фотовыставку «День-2010». Ведь, как говорят, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.
Охотно делимся с вами нашими чувствами и эмоциями от увиденного.
Валерия КААРНА:
— Вальтер Беньямин в 1938 году написал эссе «Художественное произведение в эпоху его технического воспроизведения», в котором выразил мнение, что фотография, пример чистого экспозиционного искусства, утратила свою «ауру» — сочетание уникальности, привязанности к отдельному месту и моменту, подлинности и оригинальности. Не приуменьшая заслуг немецкого философа, я должна отметить, что он, возможно, изменил бы свое мнение, если бы увидел большинство работ, представленных на нынешней выставке, организатором которой является газета «День».
Это хроника важнейших событий Украины 2010 года. Среди мирных бытовых сцен, спортивных зарисовок и портретных историй доминируют две основные темы — проблема сосуществования человека и общества и политические очерки, которые иногда можно иронически сравнить с репортажами из «горячих точек». Нам выпала удача жить в действительно уникальной стране. Две самых сильных человеческих эмоции — смех и слезы — это о нас. Мы смеемся сквозь слезы, зафиксировав дежурную выходку народных избранников, и плачем от радости во время пестрых и неповторимых этнофестивалей. И только черно-белые фотографии, на которых изображены брошенные дети и немощные старики, не дают этим двум эмоциям снова начать свое чудное соревнование за чувства людей. И хочется только поблагодарить газету «День» за такую искреннюю выставку, а Андрея Любимова из Севастополя за фотографию «В приюте для престарелых». Спасибо им за то, что показали жизнь.
Анастасия ЗЕЛИНСКАЯ:
— Кажется, нынешний фотоконкурс побил все возможные рекорды. Две тысячи работ, более двух сотен участников и 48 победителей. Рассматривая фотографии, я как будто погрузилась в события 2010 года. Мне очень понравилась концепция выставки, сочетание социальных проблем, политических казусов и просто красивых жизнерадостных живых фото.
Все посетители фотовыставки могут почувствовать себя членами жюри, отдавая свой голос за самую интересную, с их точки зрения, фотографию. Я тоже сделала всей выбор и проголосовала за фотографию Андрея Любимова «В приюте для престарелых». Эта фотография рассказывает историю женщины, которая лежит в доме для людей преклонного возраста, не может двигаться, выражать свои мысли. И по решению избирательной комиссии за нее на выборах президента 2010 года голосует медсестра. Мне передались эмоциональные краски этой картины, это чувство безыcходности, печали, отсутствия надежды. Фотография действительно поражает...
Анна БИЛЬЧИЧ:
— Куда, все-таки, уходит детство? Детство молодого, европейского государства? Куда ушло оно? Так как оно, как известно, закладывает основы развития молодого организма. «Якби ви вчились так, як треба...» — нашептывает Тарас Григорьевич Виктору Андреевичу. А тот смотрит на Кобзаря взглядом виноватого подростка и отвечает: «А что я? Это все Юля из соседнего подъезда!» А Юля, меж тем, протягивает руку помощи растроганной толпе. Не с ее счастьем! Вцепились — и отпускать не собираются. А наряд-то дизайнерский. Жалко, порвут.
Неожиданно краски тускнеют. На узенькой кровати лежит бабушка, немощная старушка. Ее уставшее лицо жутко ненастоящее, кукольное. Печальные глаза смотрят в безнадежную безызвестность. А рядом рука. Да нет, не премьера. Другая, которая подписывает бюллетень. Фотография черно-белая, как и сама жизнь.
Осень 2009 года. В таких молодых васильковых глазах девочки поселился ужас. Антигриппозная маска сдерживает готовый вырваться на волю крик. Мужчина на соседнем фото, переодетый в костюм сказочного короля, прохаживается вдоль пластмассовых туалетных кабинок. «Театр абсурда» — гласит табличка снизу. Вот она, совершенная лаконичность фотопленки.
Анастасия ЗАГРЕБЕЛЬНАЯ:
— Выставка произвела на меня неизгладимое впечатление. Рассматривая фотографии, я словно оказалась на месте съемки. Вместе с людьми, изображенными на фото, переживала счастье, душевный подъем, отчаяние, горе, равнодушие и другие эмоции. Трудно сказать, какая работа понравилась мне больше всего, поскольку все они выполнены мастерски.
Я считаю, что такие выставки должны проходить как можно чаще. Они помогают развивать лучшие порывы души. Молодежь приобщается к прекрасному вместо того, чтобы сидеть перед компьютерами и телевизорами. Новосозданная номинация «Мир глазами детей» очень важна. Надеюсь, что вы нашли время и посетили эту фотовыставку, а если нет, то обязательно посетите ее в следующем году.