Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«В украинской истории есть сюжеты на несколько десятков таких фильмов, как «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном...»

17 ноября, 2005 - 20:07

Сашко Положинский, лидер группы «Тартак»,— заметная фигура в современной украинской молодежной культуре. Его авторская телепрограмма «Свіжа кров» — это популяризация оригинальных, малоизвестных, а то и совсем неведомых отечественных исполнителей. А общественная акция «Не будь байдужим!» — привлечение внимания украинцев к проблемам родного языка, культуры и истории. Несколько месяцев назад акция под лозунгом «Ні Малоросії! Зробимо країну Україною!» стартовала в Костополе на Ровенщине и в Яготине на Киевщине. Следующий маршрут: Лубны — Миргород — Умань — Фастов.

Существуют определенные стереотипы, что современный молодой человек является морально и национально неопределенным. Но это не о Положинском. Сейчас он находится в поиске четко определенных приоритетов во взглядах на украинскую историю, культуру... Для этого фронтмен «Тартака» много читает исторической литературы, интересуется фольклором и, как журналисты «Дня», путешествует по малым-великим городам и селами Украины. Как писал Николай Винграновский: «Прийшла доро г З дорога до нас: до тебе і до мене».

КОСТОПОЛЬ, ЯГОТИН...

— Сашко, вы один из соорганизаторов акции «Не будь байдужим!». Как возникла ее идея? Почему начали именно с малых городов и райцентров?

— Идея возникла спонтанно. Непосредственным толчком к этому стала вечеринка, посвященная дню моего рождения. Туда я пригласил девять групп, среди которых: «Мотор’ролла», «Димна суміш», «Гуцул Каліпсо», «Фарбований лис» и другие. Тогда и пришло на ум основать такой проект. Показательно, что все, кто участвует в акции, год назад стояли на Майдане. Музыканты, как и народ, надеялись, что новая власть в корне изменит ситуацию в стране. Уже летом стало понятно, что ничего особенно не меняется. Власть не оправдала надежд многих, вызвав у кое-кого даже апатию. Поэтому главный акцент «Не будь байдужим!» — на самоорганизацию.

А относительно того, почему были выбраны малые города и райцентры, то, считаю, в них глубже сохранилась украинская традиция, которая теперь нуждается в более современном прочтении. Наш дальнейший маршрут будет проходить по городам: Лубны — Миргород — Умань — Фастов...

— Как встретили акцию в Яготине?

— В общем, атмосфера была позитивной. Хотя, откровенно говоря, мы боялись, что людей будет не много. Ведь Яготин — не Мекка для туристов. А приехали из окрестных городов и сел, даже — из соседних областей. Но для нас важно не количество, а качество. Кстати, финансирование акции проходит за счет бизнесменов. Показательно, что они не хотят оглашать свои имена.

— Как вы считаете, в последнее время количество таких бизнесменов увеличивается, или пока остается довольно незначительным?

— Это первые люди, которые, помогая нам, не требуют за это ничего. Им важно, чтобы популяризировалась украинская музыка и культура в общем.

— Сашко, что вы почувствовали, посмотрев фильм об украинском меценате Евгении Чикаленко, презентация которого недавно состоялась?

— Евгений Чикаленко очень сильно повлиял на историю Украины прошлого века. После просмотра фильма у меня еще больше закрепилось мнение, что за все украинское в Украине нужно бороться. Я уже давно интересуюсь историей: знакомлюсь с научными историческими трудами и художественной литературой. Должен сказать, что мне намного приятнее читать о том, что украинцы были победителями и завоевателями, нежели людьми, которые или плакались, или, воюя друг с другом, не могли дать отпор врагам.

«ТАКИЕ МОМЕНТЫ ВСЕЛЯЮТ ВЕРУ...»

— Когда стало известно о результатах второго тура президентских выборов, «Тартак» пришел на Майдан. Сашко, по вашему мнению, какие именно изменения произошли тогда в гражданском сознании?

— Это было огромное открытие. В первые дни я был приятно удивлен, во-первых, количеством людей, а во-вторых, качеством. Из-за того, что я — человек публичный, некомфортно чувствую себя в толпе. Но на Майдане постоянно находился среди людей, не ощущая никакого дискомфорта. Такого позитива, искренности, вежливости и открытости друг к другу никогда не наблюдал. Вспоминаю, в центре Киева, на Крещатике, сидел дедушка и угощал всех яблоками. Такие моменты вселяют веру в то, что мы — народ.

— Как вы относитесь к официозу празднования годовщины оранжевых событий?

— Мне кажется, что было бы хорошо, если бы это событие украинский народ отметил неофициально: выйдя на улицу, причем так, как выходил год назад — без принуждения, с собственноручно нарисованными транспарантами. Кстати, в прошлом году мы стали очевидцами массового взрыва народного творчества. Вспоминаю, «Тартаку» приносили тексты песен и стихотворений. Было бы хорошо, если бы в этом году народ снова проявил свое творчество. А относительно официоза, то если нас пригласят и заплатят нормальный гонорар, то мы, конечно, выйдем на сцену Майдана. В прошлом году мы выступали там по собственной инициативе. Ведь, думаю, происходящее сейчас в политике, похоже больше на трагикомедию, чем на внедрение в жизнь обещаний Майдана. Так что пусть платят.

«ЧЕМ БОЛЬШЕ ПУТЕШЕСТВУЮ ПО УКРАИНЕ, ТЕМ БОЛЬШЕ ПОНИМАЮ, ЧТО НЕ ЗНАЮ СВОЕЙ СТРАНЫ»

— Сашко, ваши подсказки первых пяти шагов человеку, который приходит на акцию «Не будь байдужим!».

— Первый и важнейший шаг — перейти на украинский язык общения в повседневной жизни. А дальше — отстаивать свои права, отмеченные в 10-й статье Конституции Украины, а именно: протестовать против засилья иноязычной литературы в Украине, русскоязычного украинского телевидения, в частности постыдного титрования на украинском языке фильмов российского производства, и вообще адаптации американских и европейских художественных лент на русский. А также — против того, что подавляющее большинство СМИ — русскоязычные.

— А может, лучше поддерживать украинские издания гривнями?

— Протестовать — это значит и поддерживать гривнями. Думаю, два первых шага очень важны и их нам хватит на несколько десятилетий.

Можно говорить и о том, чтобы обязательно ходить на выборы. И делать свой выбор не потому, что этот политик — симпатичный, а другой — не очень... А выбирать согласно тому, соответствует ли программа политика или политической партии-блока твоим собственным интересам. Конечно, мы должны поддерживать развитие родной культуры, в частности исторической мысли. Мне кажется, что наша история до сих пор полностью не является украинской по сути. Она создавалась или с точки зрения России, или с точки зрения Польши или других влиятельных соседей. Хочется иметь историю, написанную на основании беспристрастных исследований украинских ученых.

Собственно, к тем же наиболее необходимым шагам относится и изучение истории своего народа. Например, мне недавно порекомендовали ознакомиться с книгой «Полковник Петро Болбачан. Трагедія українського державника». Она оказалась одной из наиболее весомых, которые я прочел. В ней есть несколько писем самого Петра Болбачана и политического мыслителя Вячеслава Липинского, написанные уже после расстрела полковника. Этот эпистолярий можно перенести в нашу современную жизнь и он, к сожалению, будет актуальным.

Опять же, если в твоем городе есть исторический музей, нужно его посетить. Мне, например, сложно ходить в исторические музеи. Еще совсем юным увлекался украинским казачеством, овеянным мифами и легендами. По-видимому, казаки — герои каждого нормального парня. Я всегда мечтал побывать на Хортице. А попав туда, конечно, не мог не зайти в Музей украинского казачества. И что там увидел? Вообразите, пять из девяти панорам посвящены теме украинско-российских отношений: бояре приехали в гости к казакам, строительство Днепрогэса, форсирование Днепра во время Великой Отечественной войны... Они создавались еще тогда, когда Украина была в составе Советского Союза. Я вышел оттуда, не то что недовольным, а в негодовании! С тех пор желание посещать любые исторические музеи отпало.

— В конечном счете, вы сами сказали, что проводите акцию «Не будь байдужим!», потому что люди еще находятся в плену постсоветских стереотипов в осознании истории, культуры... Когда мы побывали на Хортице, было поразительное ощущение величия и катастрофы.

— Я был на Хортице этим летом уже после того, когда речь зашла о том, чтобы заповеднику уделить большое внимание. И увидел первые внешние проявления этого внимания: аллейка, где через каждые несколько метров стоит камень. На каждом — высечены цитаты из Шевченко. Как по мне, аллея сделана безвкусно, к тому же она портит ландшафт. В другом месте наткнулся на строительство казацкого Диснейленда. Это все мне не понравилась. Хортица сама по себе очень энергетическое место (каждый раз, бывая в Запорожье, не могу туда не заехать), поэтому и проявления человеческого творчества должны ему соответствовать.

— Когда вы путешествовали по Украине, какие места вас больше всего удивили?

— Я еще мало что видел. Меня удивляют люди, планирующие путешествия за границу. Я путешествие по Украине планирую много лет: Гуляй Поле, Чигирин, Холодный Яр, Каменная Могила... В этом году выкроил себе время для мини-путешествия в Карпаты: Космач, Косив, Ворохта, Коломыя. Потом поехал в малый поход по Ворскле. И был очарован! Чем больше путешествую по Украине, тем больше понимаю, что не знаю своей страны.

В Карпаты ездил еще с одной целью — познакомиться с сотником УПА Мирославом Симчичем, у которого псевдоним Кривонис. Заодно познакомился и с другими. Сейчас для меня одним из самых интересных периодов в истории Украины является деятельность Украинской Повстанческой Армии. Я — из Луцка. Двоюродная сестра моего дедушки была связной украинских повстанцев. Думаю, на Западной Украине немало семей, история которых так или иначе была связана с этим движением сопротивления.

Сейчас Мирославу Симчичу больше 80 лет. 32 (!) из них он провел в советских тюрьмах и лагерях! Однако сейчас это еще достаточно физически сильный человек, не говорю уже о силе воли или духа. О таких говорят: «Непокоренный!».

Я заходил в помещение Волынского братства воинов УПА, где познакомился и с другими бывшими членами УПА. Они — живая история.

В свое время меня захватил фильм «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном в главной роли. Думаю, в украинской истории есть сюжеты на несколько десятков таких фильмов!

— Если бы вас спросили с точки зрения идентификации: «Вы кто?», что бы вы на это ответили?

— Скажу: «Украинец!», исходя из того, вокруг каких тем происходит наш разговор. Если на каком-то концерте спросят: «Вы кто?», отвечу: «Музыкант группы «Тартак»...

ФОРМАТ И «НЕФОРМАТ»

— Сашко, вы неформально взяли под опеку украинских молодых исполнителей. С этой целью создана программа «Свіжа кров» на телеканале М1. Кроме того, вы сотрудничаете с FM-радио «Люкс». Как вы преодолеваете установившееся утверждение, что украинская музыка — неформат?

— Опыт фестиваля «Таврійські ігри» (имею в виду вручение премий «Золота жар-птиця»), показывает, что на протяжении многих лет одни и те же музыканты награждаются как самые популярные. Почему так происходит? Потому что нет талантов? Нет! Не существует структур, занимающихся поиском перспективных исполнителей и их «раскруткой». Например, хорошо было бы, если бы в Украине существовало даже сто клубов, где группы постоянно могли бы играть вживую и разъезжать в пределах этой клубной сети (не обязательно единой). А пока для талантливой молодежи есть минимальный шанс, например, оказаться среди победителей какого-нибудь фестиваля. Ведь кто-то же должен побеспокоиться о том, чтобы неизвестные артисты, которые профессионально создают классную музыку, стали популярными и, собственно, музыкой зарабатывали себе на жизнь.

— И вы решили, что это будете вы?

— Я — один из тех немногих, кому повезло в свое время. Победив на «Червоній руті-97», попал в структуру шоу-бизнеса, где смог себя зарекомендовать еще как сценарист, ведущий, телеведущий. На радио-, телеэфиры, концерты брал с собой и «Тартак». В конечном счете, в процессе становления мне многие помогали.

— Поименно, пожалуйста. Это еще одна ломка стереотипа, ведь принято считать, что украинцы не помогают друг другу.

— Можно вспоминать и вспоминать. Это — Тарас Грималюк и весь «Арт-Велес»; Николай Остапчук, Петр Качанов и Богдан Субоцкий — агентство «Бревис»; Стас Кушпитовский и «Zinteco»; Олег Репецкий и «Комора»; Юрко Зеленый и ФДР, «Таврійські ігри», Лилия Пустовит и мноие другие.

И, собственно, когда я почувствовал, что сам способен помогать, стал это делать. Кого-то порекомендовал организаторам концертов, кому-то дал добрый совет, кому-то помог найти контакты со студией или с клипмейкерами, а еще кого- то — порекомендовал или сам поставил в эфир.

В октябре прошлого года я предложил М1 программу «Свіжа кров». Тогда как, в конечном счете, и сейчас канал был на таких позициях — принесите качественный украинский видеоклип и он будет стоять в жесткой ротации. На данный момент вышло в эфир 16 программ, т.е. 16 украинских малоизвестных, а для многих — и вовсе неизвестных исполнителей имели возможность себя показать. Это группы, показавшиеся интересными для нас и для потенциального слушателя.

— Чье творчество вам нравится?

— Это группа «Фактично самі», которые играют своеобразную альтернативную музыку; «Мотор’ролла» — уже достаточно популярная команда, но не настолько, как того стоит; «Крихітка Цахес», «Перкалаба», «Димна суміш», «Гуцул Каліпсо», «Бажана». С нетерпением жду альбома группы «Sky», думаю, он станет востребованным.

Мне выгодно отстаивать интересы украинских молодых исполнителей. Делая это, я оказываю давление на интересы зарубежных: российских, американских, европейских и таким образом отвоевываю украинский рынок. Это значит, что у меня, как представителя украинской музыкальной культуры, которая становится все более популярной в Украине, всегда найдется возможность заработать на жизнь, и всегда найдется определенное количество слушателей и зрителей, которым будет интересно то, что я делаю.

Беседовали Ольга ВАСИЛЕВСКАЯ, Надежда ТЫСЯЧНАЯ, фото Бориса КОРПУСЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ