Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Виталий ДОКАЛЕНКО: «Возвращать доверие — очень тяжелый труд...»

1 июня, 2006 - 19:02
ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Нынешний президент Национальной телекомпании Украины Виталий Докаленко, за время пребывания которого на этой должности в эфире Первого Национального произошли довольно ощутимые изменения, делает ставку на социальные проекты и документалистику собственного производства. Поэтому, естественно, — у газеты и канала может быть много общего. Как уже сообщалось (см. № 84), во время визита в редакцию «Дня» Виталий Докаленко заинтересовался идеей Ларисы Ившиной создать совместный исторический проект — на базе книг из серии «Библиотека газеты «День». О том, каким видит дальнейшее развитие Первого Национального Виталий Докаленко, он рассказал в интервью «Дню».

— Изменения, которые произошли на Первом Национальном за последнее время, очень заметны. И самое первое — смысловое наполнение нынешней заставки телеканала. Прекрасный видеоряд. К тому же появилось ощущение, что расширилось пространство. Мы увидели страну другой. Как возникла идея представить Первый Национальный в таком новом образе?

— Заставка должна отвечать названию канала. Кроме того, это делается, чтобы промоутировать не только канал, но и страну. Украинские дизайнеры представили эту идею на тендер, который проводили еще Тарас Стецькив и Андрей Шевченко. И она «прогорела». А нам она понравилась, потому что это — новый взгляд на Украину. И поскольку на съемки были нужны большие средства, я нашел видеоматериалы, которые остались после «Евровидения 2005», и мы это объединили. Заставок только пятнадцать, а может быть множество. Поэтому наш следующий шаг — съемки. Сейчас мы пытаемся развить эту тему: хотим сделать промо-ролики об улицах, маленьких городах, каких-то исторических памятниках и сделать сопровождение-объяснение — что, где, когда — и тому подобное. Это очень интересно.

— Долгие годы Первый Национальный позиционировался, в первую очередь, как государственный канал, который главным образом рассказывает о действиях власти. Как позиционирует себя Первый Национальный сегодня, и какие телевизионные проекты вы считаете для себя приоритетными?

— Во-первых, Первый Национальный это — общественно-полезный канал. Надеемся, что создаваемые нами программы будут рейтинговыми. Мы все учимся. И нам сегодня очень тяжело работать, потому что на протяжении 15 лет, кроме новостей, на канале ничего не развивалось и не имело приоритетов. Во-вторых, Первый Национальный — государственный канал. Поэтому важно, чтобы он доносил к зрителю взвешенную позицию государства, власти и информацию о происходящем в стране. В новом телевизионном сезоне мы планируем так построить новости, чтобы они были единственными в стране новостями, где четко сформулирована позиция власти. Это можно критиковать, но это должно быть. Это то, ради чего на этот канал всегда приходил зритель.

— Что касается новостей, то до их реформирования на УТ-1 преобладали «паркетные» съемки. Сегодня ситуация изменилась. Но иногда создается впечатление, что теперь в новостях многовато (как для государственного канала) так называемых лайфовых историй. Какова ваша формула подачи новостей?

— Дело в том, что мы коллегиально, то есть вместе с журналистами редакции новостей, разрабатываем новый подход к производству главных новостей страны. У нас еще ведутся споры по поводу того, какими они должны быть. Я хочу, чтобы каждый журналист и редактор понимали степень ответственности работы в Национальной телекомпании Украины. Мы информируем зрителя о деятельности власти, оппозиции, всех политических сил страны. Мы обязаны освещать разные точки зрения. В первую очередь, это должна быть грамотная, сбалансированная, цивилизованная и ответственная журналистика. Другая важная составляющая новостей — проверка источников информации. Непроверенные факты не имеют права попадать в национальный эфир. Наши журналисты не работают так называемыми ньюзмейкерами. Они идут за информационным поводом. Одно дело показать какой-то паркет, другое — проанализировать, для чего и кого это делалось, что за этим стоит, какие могут быть последствия. Это уже принципиально другой уровень и подход. Поэтому главное, по моему мнению, — сбалансированность новостей. И, думаю, одну из своих задач я выполнил. Новости Первого Национального, по результатам мониторинга новостей, проведенного Академией украинской прессы и ассоциацией «Спільний простір», впервые в своей истории были признаны самыми сбалансированными во время выборов. Поэтому мне уже не стыдно.

— А как вы относитесь к инициативе создания общественного ТВ, и действительно ли в Украине сегодня существуют все необходимые предпосылки для его создания (в частности, на базе НТКУ)? Готово ли, по вашему мнению, общество содержать его?

— В любой демократической стране обязательно должно быть общественное вещание. Украина не является исключением. Однако надо понять, что общественное телевидение невозможно создать впопыхах. Есть примеры очень успешных общественных телеканалов, но есть и примеры, когда система общественного ТВ не работает. Например, в Израиле общественный канал имеет самый низкий рейтинг. Да, у нас есть проблемы с Законом Украины «Об общественном телевидении и радиовещании Украины». Однако никто не говорит о том, что надо делать изменения и в Законе о налогообложении. А это одна из весомых предпосылок создания общественного вещания. Думаю, общество согласится оплачивать только качественный телевизионный канал, которым должен стать НТКУ. Мне, например, говорили, что документалистику не будут смотреть, потому что нет такой привычки в Украине. Смотрят!

— Если уже заговорили о документалистике, то как на сегодняшний день обстоят дела с украинским документальным кино собственного производства? У нас неизведанный океан украинской исторической, культурной жизни, исторических фигур, никому неизвестных и поныне. Кто в Украине может делать украинское документальное кино?

— Мы учимся. Я знаю, что не все будет сразу, и не все фильмы будут качественными. Однако у нас в запуске уже более 20 документальных фильмов на различные темы. Первый пласт — фильмы, которые идут по государственному заказу, другой — авторские фильмы. Я всегда пользуюсь такой фразой: надо беллетризовать все, что связано с историей, культурой. Но огромной проблемой для нас, во-первых, является очень большая структура, которая не имеет соответствующих возможностей. Во-вторых, — использование средств. Если в какой-то бюджетной статье это не предусмотрено, средства на это израсходовать мы не можем. Правда, можем привлекать меценатские средства.

К тому же важно, чтобы человек разбирался в материале. У нас уже сформировано три группы, которые работают по направлениям. Надеюсь, осенью мы уже будем иметь 2—3 фильма в месяц.

— На вашем сайте проходит опрос по поводу того, какого продукта на Первом Национальном должно быть больше. Активнее всего посетители сайта голосуют за кино. Как вы собираетесь удовлетворять запросы зрителей в этом сегменте? — Конечно, нам всегда интересно мнение именно нашего зрителя. Что касается художественного кино, то, собственно, уже с 12 июня ежедневно в течение недели в эфире Первого Национального — художественные фильмы Ивана Миколайчука. А с 19 июня также в течение недели мы будем показывать фильмы фестиваля «Открытая ночь». Более того, в ночь с 24 на 25 июня наши зрители будут иметь возможность не просто просмотреть произведения, которые представлены на конкурс, но и принять участие в голосовании и избрать лучшее кино и определить победителя. Убежден, трансляция кино-видеофестиваля национального производителя «Открытая ночь» в прямом эфире будет иметь успех у нашей аудитории. На будущее мы планируем на канале ретроспективу украинского кино. Думаю, это будет происходить так: показ фильма раз в неделю и разговор в студии с экспертами, участниками съемок, рассказ о неизвестных фактах создания этих фильмов и тому подобное. К сожалению, у нас практически совсем не снимается художественное кино. Мы решили пойти другим путем: среди студентов, которые профессионально учатся кинопроизводству, объявить конкурс работ, которые будут иметь право попасть в эфир Первого Национального. Планируем раз в месяц делать показ самых ярких и профессиональных студенческих работ. К тому же, мы проводим разговоры о создании программы об украинском кино. Есть, скажем, фильм, и к нему мы можем сделать 10—20-минутный репортаж о киношной жизни в стране. Также мы снимаем первый украинский ситком на украинском языке под рабочим названием «Веселая семья». Хотим заставить украинцев смеяться.

— Изменились ли сегодня, по вашему мнению, стереотипы, связанные с Первым Национальным?

— Это невозможно сделать даже за те полгода, которые я здесь работаю. Возвращать доверие и привлекать своего зрителя — очень тяжелый труд. Для этого надо пройти немалый путь. Да, позитивные изменения есть, но их мало. Хотя, вспоминаю, на День Европы, когда я был на Крещатике у нашей съемочной площадки, ко мне подошла учительница географии и сказала, что сегодня записала с эфира два документальных фильма об европейских столицах, чтобы показывать своим ученикам на уроках. Она поблагодарила и заметила, что раньше никогда не смотрела Первый канал. Это — приятно...

— Вы пришли работать с коммерческого канала на государственный. В чем, по вашему собственному опыту, плюсы и минусы работы на государственном и коммерческом каналах?

— Большая проблема заключается в том, что в среднем запуск новой программы на коммерческом канале продолжается от месяца до трех, а на государственном — от четырех месяцев до полугода. Это мешает сделать канал конкурентоспособным. Пока ты планируешь, рынок, мода, тенденции могут сделать то, что ты уже запланировал, неинтересным. Это проблема, которую надо решать. Немало проблем и с большим количеством людей, которые работают на канале. Причем людей различных категорий: тех, кто желает работать, но не умеет или уже давно не работал, и тех, которые не работают, и работать, как и увольняться, также не хотят. А поскольку это не коммерческая структура, требуется очень много времени, чтобы уволить такого человека. Соответственно, на его место нельзя взять специалиста, который может, желает и будет работать. Проблема в людях, которые много лет учились объяснять, почему та или иная вещь невозможна.

Впрочем, мы постепенно двигаемся вперед, и с теми, кто желает изменений на Первом Национальном, преодолеваем иногда и «непреодолимые обстоятельства». Сегодня мы пытаемся решить некоторые проблемы за счет увеличения зарплаты журналистам. В среднем журналист на канале получает полторы-две тысячи гривен и более. Это легальные деньги. Также мы разрабатываем систему «поощрений». Раньше премии выдавали всем. Больше такого не будет. Все должно быть скоординировано: премии должны получать те люди, которые работают.

— С финансированием на государственном телевидении всегда были проблемы. А сейчас?

— На самом деле, ничего не меняется. К тому же, сейчас не очень благоприятный период для развития компании. Но, говорят, это традиция, когда первые полгода идет частичное наполнение бюджета. Правда, в этом году заработать деньги на политической рекламе нам помогли выборы. Поэтому есть возможность содержать канал в этот период. Однако есть надежда на лучшее.

— А изменились ли как-то отношения с властными структурами? Раньше, например, наиболее активнее НТКУ использовала Верховная Рада. Потом ВР получила свой канал. А как в отношении других?

— Дело в том, что и Верховная Рада, и Кабмин должны понять, как нужно использовать Первый Национальный. И в ситуации, когда есть парламентский канал «Рада», принимать закон, что Первый Национальный должен заниматься трансляцией сессий, работы комитетов или согласительных советов, нецелесообразно. Это — не телевидение. Также народные депутаты должны решить: или они в следующий бюджет закладывают деньги и канал транслирует сессии, или на этом месте будет стоять другой продукт, который может выполнять социальную функцию. А трансляцию сессий можно посмотреть и на специальном канале «Рада». То же самое и с министерскими программами. Если программы, которые делаются студиями для министерств не будут качественными, я буду вести политику, чтобы их на канале не было.

— Воспринимаете ли вы Первый Национальный как элемент системы противодействия «лишним» информационным влияниям? Ведь обеспечивать информационную безопасность должны в первую очередь государственные СМИ...

— Да. И мы это делаем. Мы подаем позицию государства. Сейчас очень много ложной информации идет, скажем, из России. В качестве примера — сообщение об американских тюрьмах на территории Украины. Следует отметить, что оперативно сработали Министерство обороны и СМИ Украины. На следующий же день был организован тур в ту воинскую часть — и все увидели, что уважаемый российский канал РТР ввел в телепространство дезинформацию.

Следует просто создать механизм защиты государства от ложной информации.

— Возможно, для обеспечения работы этого механизма следует еще и транслировать себя в другое пространство?

— Это вопрос трансформации Госкомтелерадио и выполняемых каналом УТР функций: как и на какой территории он ведет вещание. Мы, например, договорились с двумя большими кабельными сетями в Америке и присутствуем в их пространстве. Вообще же информации об Украине очень мало и вопрос иновещания — еще открыт. Возникает и еще один вопрос: почему Украина видит российские телеканалы, а Россия украинские (в том числе и Первый Национальный) — нет? Почему мы должны воспринимать телеканалы с идеологией другого государства?

— А кто должен взять на себя инициативу по обеспечению информационного паритета?

— Государство. Информационными путями этот вопрос не решить. Россия нас в свое информационное пространство не пустит. Кроме того, есть еще один вопрос для обсуждения: почему российские каналы, которые присутствуют на территории Украины, имеют право заниматься коммерческой деятельностью? Они, в частности, не должны иметь права продавать украинскую рекламу. К тому же, они создают нездоровую конкуренцию украинским телеканалам, которые несут расходы на содержание штата, создание собственного продукта, перевод и тому подобное. Это — нонсенс.

— Какие первые шаги должна сделать государственная власть для того, чтобы укрепить Первый Национальный?

— Самое первое — не мешать. Так сложилось, что в нашей стране все знают, как играть в футбол, как делать телевидение и как снимать рекламу. С другой стороны, на очереди стоят очень много решений, которые зависят от власти. Они — тормозятся. Не решается, например, вопрос достройки телецентра. Стыдно, когда зданию 15 лет, а оно не введено в эксплуатацию. У нас есть механизм, как это можно сделать, не используя государственные средства. Но мы не можем получить на это разрешение. Оно тонет где-то во властных коридорах. А приведение в порядок архивов вообще может стать национальной трагедией. Остро встает вопрос технического переоснащения телекомпании. Нужны новые профессиональные цифровые носители. Сегодня Европа переходит на так называемый формат Hi-Definition. Мы же работаем в формате разработки конца 80-х годов прошлого века. Хотя, следует заметить, в этом году впервые на техническое переоснащение НТКУ запланированы большие средства.

Беседу вели Лариса ИВШИНА, Юлия КАЦУН, Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ