Урок Крут, который наше поколение добывает из-под толщи пропаганды, тайн и позорных сплетен, правда о том, как несколько сотен добровольцев во главе с Аверкием Гончаренко сдержали московскую орду, становится сегодня удивительно актуальным, особенно в свете событий последних лет.
В этом году Украина празднует 100-летие создания независимого государства, которое называлось УНР. С теми бурными событиями в нашем сознании прежде всего связаны такие понятия, как революция, «возрождение нации», развитие армии, изменение законодательства (четыре универсала), развитие культуры и т.д. Заглянем теперь в XXI век, в частности вспомним Революцию достоинства, сдвинувшую с мертвой точки идею создания Украинского Соборного Самостоятельного Государства не только на страницах Конституции, а в реальной жизни. Впоследствии началась российская оккупация и так называемая АТО, где лучшие сыновья и дочери Украины отдают свою жизнь, чтобы жило будущее - наше с вами, наших детей и, как писал великий Кобзарь, «... и живых, и нерожденных». В течение этих бурных лет началась декоммунизация, что под лозунгами Хвылевого «Прочь от Москвы» и «Даешь Европу!», была призвана воссоздать национальную память и установить историческую справедливость там, где ее похоронили под грифом «Совершенно секретно». Здесь мы вспомним Круты.
29 января 1918 года возле железнодорожной станции Круты, в 130 км от Киева, молодые курсанты и стрелки из «Вольного казачества» сошлись на смерть с четырехтысячной армией Муравьева, где воевали опытные головорезы из Петрограда и Балтийского флота. Попробуем только представить, как безусые юноши с потными ладонями от страха, но несокрушимой верой в Украину, погибли за УНР, правопреемником которой является и современная Украина. Участник битвы Игорь Лоский вспоминает в своих мемуарах: «В тот же вечер приступили к выряживанию. Кавардак, который царил тогда в Киеве, отразился даже в такой мелочи: как одета и вооружена студенческая сотня. Каждый получил из одежды - брюки, рваную шинель и какую-то арестантскую шапку. Можно себе представить, как гротескно выглядела сотня. Вид был такой: собственные ботинки, солдатские штаны, завязанные в долине веревкой (обвивателей не было), гимназическая или студенческая куртка или гражданский жилет и сверху шинель, в которой иногда не хватало одной полы. Не лучше выглядело оружие: старые, ржавые ружья... И это все в то время, как месяц после того большевики, захватив помещение школы, увидели полные составы новеньких сапог, одежды, не говоря уже об амуниции и оружии». Таким же образом отправлялись на фронт первые добровольцы весной 2014 года, когда была нехватка всего, и если бы не мобилизация народа и волонтерская помощь, неизвестно, чем бы закончилась такая отчаянная офензива.
По теории правопреемственности Украины от УНР Директор Украинского института национальной памяти Владимир Вьятрович отмечает, что «Украинское государство - это не что-то случайное, появившееся в 1991 году. Украинское государство - это достаточно длительный результат борьбы украинцев за свою независимость». Такая риторика вызвала неоднозначный резонанс в обществе, в частности, конечно, возмутился наш восточный сосед - РФ, где рассматривают такие тезисы под лупой нацизма, фашизма или любого другого -изма, но только не как попытку вернуть украденную отечественную историю.
Битва под Крутами созвучна с зимними событиями 2014 года, когда сотни патриотов кровью отстояли право на государственность. Не слишком ли большая цена? Как показала практика, обретение независимости в 1991 году стало следствием не активной, настроенной на борьбу позиции граждан, а скорее беспомощной внутренней политики СССР, а затем и РФ, которые своими «пещерными» методами правления не смогли удержать империю в конкурентоспособном поле. Ценится и свобода, закаленная в пламени войны, за которую народ понес значительные потери, тогда эта свобода становится волей и впечатывается в генокоде нации.
Известный украинский писатель Улас Самчук в статье «Круты» пишет: «Пусть будут Круты! Честь тем, которые их нам дали. Склоним головы перед их памятью. Давайте укажем нашим детям на могилы, которые восстали из Крут. Однако всегда, везде, изо дня в день, из часа в час, непрерывно и упорно утверждает, что вторые Круты должны застать уже нас другими. Другими духом, психологией. С другими жизненными приспособлениями, другими материальными, техническими возможностями». Автор, словно оракул, предвещал нам вторые Круты, которые мы с болью и тоской приняли не так давно, и сколько еще их будет: внезапных, кровавых и беспощадных... Пожалуй, столько, сколько нужно для возрождения украинской интеллигенции, столько, чтобы разбудить заспанный народ, заставить его оглянуться и понять, что кроме украинцев наш край никому не нужен, и что, если не мы, то уже разные монголы-московиты с вожделением посмотрят на нашу землю и подумают: здесь будет степь, поэтому опустошим ее.
История - циклическая, она знает то, что нам неизвестно, но ясно одно: не стоит наступать на старые грабли, делать ошибки, как и наши предки, потому что Украина - одна, и второй уже не будет.