Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хорошо, что в этом мире есть Queen, друзья и сладкие апельсины

1 декабря, 2017 - 16:32

Как-то на лекции по истории зарубежной журналистики мы обсуждали творчество ученого и талантливого представителя литературы раннего немецкого гуманизма Себастиана Бранта. Возможно, это звучит довольно сухо и неинтересно, но разговоры, которые в то время пленили аудиторию, превратились в настоящую интеллектуальную дискуссию и долговременную тему для обсуждения. Поэма «Корабль дураков», которая через более чем семь столетий остается актуальной и важной, дала твердую почву для осмысления собственных жизненных ошибок. В произведении поэт собирает в корабль всех тех, кто пренебрегает «общими благами», осуждает родителей, которые не приучают детей с детства к труду и выращивают из них дармоедов и гулен. Он возмущается поступками подлиз, бездельников, пьяниц и др. Но самое главное, что автор удивительно тщательно и прямолинейно подходит к описанию этих «глупостей»: подробно описывает сюжеты, вспоминает библейских персонажей и различных античных героев.

Собственно, в то время, когда лекция подходила к логическому завершению и исполнительные студенты затаили дыхание в ожидании «предсессионных» оценок, преподаватель медленными движениями, без лишних слов отошел от доисторического, деревянного стола и шепотом сказал: а кого бы вы не взяли на корабль? Над кем бы вы не смеялись?

В тот момент немного озадаченное, но и одновременно слишком заинтересованное студенчество начало выдвигать собственные тезисы. Кто-то спас бы мужчин, которых автор осуждает за «чрезмерное служения моде», кто-то пьяниц, другие - говорунов. Каждый понял и интерпретировал это произведение по-своему. На мгновение я задумалась, и поняла, что, на мой взгляд, спасения достойны только одни «грешники» - «те, что откладывают все на завтра». Брант описывает их как людей довольно непорядочных и неустойчивых к различным жизненным испытаниям. Но все время мое эго не давало оснований для прямого осуждения тех, которые откладывают на завтра. Ежедневные беседы с подругами и вечные сообщения на Facebook с самыми разнообразными «я не успеваю» запечатлели в моей голове этот факт, что это - нормально во веки веков.

Но хорошо, что в этом мире есть Queen, друзья и сладкие апельсины. Вчера наши пары закончились в двадцать вечера, и, как вы понимаете, с  них мы бежали изо всех сил. Чувствуя божественное умиротворение и собственное бессилие после четырех лекций, мы, подтанцовывая, ускоряли шаги и пели вечную классику всех времен и народов do not stop me now. Даже осознание того, что на завтра нужно доработать еще кучу разной работы, проектов и исследований, не останавливало наших сердец и порывистых голосов. Это время я называю «беззаботной заботностью» - когда дела валятся как снег, но ты с друзьями, в гармонии и безопасности...

Вдруг мы заметили, что Львовский оперный театр сегодня по-настоящему особенный: его уже успели хорошенько принарядить к рождественским праздникам, установили милые и нарядные домики, а окрестности украсили серебристыми ветвями ежевики. Красота, да и только! Но один факт не давал покоя: почему при бешеном морозе и пронизывающем ветре ремонтники до сих пор кладут дорогу в самом центре города? На мой вопрос одногруппник Андрей только громко захохотал и махнул рукой: «Это же Львов! О, а ты еще не знаешь, что здесь было перед Евро-2012». Наверное, именно в тот момент я поняла, что эта черта «откладывания всего на завтра» на самом деле присуща многим из нас. Почему-то с детства большинство не ставят в определенные рамки: нам позволяли чрезмерное количество сладостей, непрерывные просмотры мультфильмов и видеоигр. И хотя мы усердно изучали все возможные предметы в школе, все равно хоть что-то, но оставляли на потом (мама ведь не узнает!). в детстве и юности - извечный и единственный страх перед родителями. В университете же - перед самим собой. Даже сейчас студенты взяли за привычку сдавать не вовремя свои работы. Я постоянно удивлялась преподавателям, почему и вообще как они могут даже не принять работу после дедлайна? Мы тут главные! Мы же платим деньги за обучение! Но все совершенно не так. Через десятки лет на самом деле очень трудно разрушать старые привычки, бросая их на маленькую свалку побед над собой. Трудно сосредоточиться на этой извечной проблеме, которая каждый раз давала шанс на совсем другие интересы, ненужные прогулки и дела, которые на самом деле были совершенно несущественными. Так легко и объективно удобно жить с мыслью, что все можно сделать позже, и тем самым переложить камни на спины другим. Но я попробую не сломаться и выбраться из этого корабля. Не завтра и не послезавтра, а именно сегодня.

Вы со мной?

Анна Голишевская, Летняя школа журналистики «Дня» - 2016
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ