Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«І кожен фініш – це, по суті, старт»

2 июля, 2019 - 14:40

Три года назад я разбила чашку о стену. Преднамеренно. Она была очень большая, удобная и универсальная: я и ела в ней каши, и пила чаек. Просто идеальная чашка.

ЗАЧЕМ ЖЕ Я ЕЕ РАЗБИЛА?

Причина одна - английский. Все началось с начала одиннадцатого класса. Хотя нет, пожалуй, раньше, с класса третьего-четвертого. Мы начали учить английский во втором классе. Мне трудно вспомнить, как я тогда к нему готовилась. Знаю точно, что мы выводили в прописях английские буковки и учили типичные слова наподобие a cat, a flower. Хорошо помню конец начальной школы. Я до конца не понимала английского, а мне тогда очень нужны были хорошие оценки по этому предмету (я же должна была быть отличницей). К репетитору родители не обращались. И тогда за мой английский взялся папа. Откровенно говорю, до этого он вообще его не знал: в школе учил только немецкий, а в училище - французский. Мы накупили много разных книг, и он днями и ночами сидел и конспектировал различные грамматические правила, особенности произношения и т.д. Моя обычная подготовка домашнего задания выглядела так: я давала учебник и тетрадь с упражнениями папе, он вечером садился, до ночи делал их, а утром я переписывала сделанные упражнения, а папа мне объяснял материал. Да, я приходила на урок с готовым домашним заданием и получала хорошие оценки. В пятом-шестом классе ситуация несколько изменилась. У папы осталось меньше времени. И материал стал сложнее, поэтому он перестал выполнять вместо меня домашние задания - и я осталась с английским один на один. Помню, как однажды не сделала домашку, потому что не поняла упражнение – сделала вид, что забыла тетрадь. Возле меня сидел одноклассник, который поступил аналогично. Тогда учительница сказала: «Вот, Богдане поверю: она всегда делает домашние, а тебе - нет». Мне стало немножко стыдно и за то, что солгала, и за то, что домашки делала не я, а папа. А еще, до сих пор помню, в первом семестре пятого класса у нас была контрольная по английскому. Я написала ее на пять (по двенадцатибалльной системе оценивания). Это был один из худших результатов в классе, учитывая тот факт, что почти все предыдущие оценки у меня были отличными. После этого я начала ходить к репетиторше. Это немножко помогло, но не слишком. На консультациях мы только обсуждали домашние задания и учили правила грамматики. Так я «дотянула» до старших классов. Тогда уже сама садилась за учебники, учила правила и делала домашки. Я вроде бы знала, с помощью каких грамматических структур и слов выразить свое мнение, но связно говорить не умела. Только сейчас поняла: тогда мне не хватало практики. Но десятка за семестр у меня была. И меня это устраивало. В одиннадцатом классе наступил переломный момент. Я слишком поздно решила, что мне все же стоит сдавать ВНО по английскому. Опять пошла к репетиторше, она разбиралась в английском, но не в программе ВНО и методике подготовки к нему. Помню, как я ради любопытства спросила, на сколько мне надо сдать ВНО. Она ответила: «Было бы хорошо, если бы ты 150 набрала». Я тогда в душе засмеялась: «150? А это ничего, что на бюджет минимально хоть 179 надо набрать?». И знаете что? По иронии судьбы я сдала ВНО по английскому на 150 баллов. Как ни странно, моя репетиторша заглянула в книжку по ГИА (не ВНО!) и сказала, что по школьной системе оценивания это будет 10 баллов, а следовательно все ок. Но это было «ок» для нее, для меня это был полный провал. Я понимала, что на любой факультет иностранных языков на бюджет меня не возьмут, а для вступления на журналистику туда, где требовали ВНО по английскому, мне вряд ли помогут баллы по другим предметам и творческому конкурсу. Я нервничала, плакала, злилась на себя, что за десять лет не смогла нормально выучить английский. Тогда я и разбила ту большую, удобную и универсальную чашку. Сделала это с двойным смыслом: с одной стороны из-за волнения, с другой - на счастье, как говорят в народе.

Теперь прошло три года. Три года, а я не перестаю учить английский. Университет и люди, которые встречались на моем пути, изменили мое отношение к изучению языка. Теперь я не слишком волнуюсь за оценки и стараюсь как можно больше говорить на иностранном. На первом курсе случайно услышала английский язык на улице - так познакомилась с американкой, с которой время от времени общаюсь. А однажды в Польше встретила австралийца, с которым потом записала интервью на пару. Недавно проходила тест на знание английского языка. Получилось, что у меня В2. А это значит, что если попаду в англоязычную среду, то не пропаду. Хотя это - просто еще один тест. И, по-моему, до В2 я пока «не дотягиваю». А еще вчера смотрела фильм на английском. Конечно, слово в слово не перевода, но общий сюжет поняла. Теперь мечтаю о том моменте, когда начну думать на английском самопроизвольно.

И НАПОСЛЕДОК

Хочу обратиться ко всем, кто сейчас в подобной ситуации, в которой я была три года назад. Не расстраивайтесь, что ваши результаты не соответствуют ожиданиям. Впереди еще вся жизнь, чтобы понять то, что вам нравится, то, что вам нужно. Цените эру Интернета, Ютуба и социальных сетей, с помощью которых можно найти партнера по изучению языка из любой точки мира, потому что еще десять лет назад многие ограничивались просто учебниками и толстенными словарями. И главное - прилагайте усилия каждый день. Помните, как говорила Лина Костенко: «І кожен фініш – це, по суті, старт».

Богдана КАПИЦА, Летняя школа журналистики «Дня» - 2017
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ