Сущность, назначение и роль политических элит сегодня является дискуссионным тезисом в реалиях многих стран. В Украине же сам факт их наличия - до сих пор под вопросом. Мысли известных философов - Хосе Ортеги-и-Гассета (считал основной чертой элит чувство усиленной ответственности) и Огюста Конта (делал ставку на рациональность) не полностью применимы к Украине. Это связано с тем, что со времен обретения нашей страной независимости понятие влиятельности и нездорового эгоизма руководителей, которое отнюдь не должно преобладать в контексте наличия истинных элит, перевесил некий рудимент, плохая привычка со времен советской номенклатуры. Один из первых мировых идеологов политических элит Вильфредо Парето в свое время выдвинул концепцию «смены элит» как основы функционирования общества. Впрочем, сегодня видим лишь «смену лиц у власти» - к слову, не только в Украине. Последние выборы в РФ доказали, что у страны-«соседа» нет даже таких привилегий.
ПОВОД ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
В этом контексте интересно было услышать мнение российского политического деятеля Ильи Пономарева, который из собственного практического опыта может оценивать качество элит (или, лучше сказать, «политических классов»?) российского политикума и сравнивать их с украинскими. Как известно, в 2014 году Пономарев был единственным депутатом Госдумы РФ, который проголосовал против аннексии Крыма. Последние два года он живет в Украине. Особенно интересно - для студентов-философов и политологов КНУ имени Т. Шевченко, которые инициировали панельную дискуссию «Кто имеет право называть себя элитой?» в стенах альма-матер. И вполне уместно, потому что о таких волнующих «высоких материях» настоящего не всегда есть возможность поговорить на обычных парах. Оппоненткой и чаще единомышленником Ильи в этом вопросе была Лариса Мудрак, медиаэксперт, общественный деятель, руководитель информационной службы при президенте Викторе Ющенко (2005-2010). Далее - самые интересные моменты дискуссии, подкрепленные цитатами выступающих.
«ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЭЛИТЫ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БЕСКОРЫСТНО МЕНЯЕТ ОБЩЕСТВО»
Начнем с краеугольного камня вопроса - как правильно понимать понятие политических элит в Украине, если все существующие до сих пор утверждения базируются на достаточно абстрактных представлениях. По мнению Ильи Пономарева, корень проблемы - в непонимании сути: начальство, «сливки общества» - не настоящая элита, она является таковой, только если обладает чертами интеллектуального и морального лидерства. Кроме того, согласно его суждениям, «представитель элиты - это человек, который бескорыстно меняет общество», потому современное утверждение, что к элите принадлежит тот, кто участвует в распределении ресурсов, - ложное, ведь речь идет именно о корысти. Такого же мнения Лариса Мудрак, которая настаивает: такая жертвенность невозможна в современном мире. Пономарев между тем полуиронически добавляет: «В Украине люди любят чувствовать себя жертвой». Объективно?
А вот в оценке о недостатках формирования «псевдоэлит» в Украине говорящие пришли к согласию. В Советском Союзе функцию элит выполняла партийная номенклатура и делалась ставка на пролетариат как лидирующий класс. Это теперь мы понимаем, что во времена ложной верности партии на самом деле о бескорыстии речи и не было. Возвращаясь к тезису о «неизменных лицах при власти», Лариса Мудрак довольно метко отмечает, что «сегодня имеем наращенное сверху государство на основе постсоветской идеологии». В том и дело, что среда политических элит не имеет возможности пополняться новыми людьми, а если есть эти новые люди, они банально не «вписываются» в традиционное понятие и модель поведения элитарного класса.
АВТОРИТЕТ НЕПРАВЯЩИХ СИЛ
Относительно поиска новой элиты тоже уместно замечание. Признаком элитарности считается надлежащий уровень доверия. А он в Украине в последнее время критически низкий к «государственным мужам». И если общество не находит удовлетворения своего запроса в среде украинского политикума, оно ищет нравственные идеалы среди других представителей элиты - в частности культурной. Пономарев и Мудрак причисляют к такой Лину Костенко, Сергея Жадана, не скрывая, что сознательно не назвали бы ни одной фамилии из представителей политической сферы. Диалог между правящей и неправящей элитой (к которой относится и культурная), который существует в идеальном мире, в сегодняшней Украине заменен конфликтом, если хотите - полемикой. Хотя, кажется, нет и этого: власть и те, кого сейчас считают элитой, друг друга просто не слышат. Впрочем, Илья Пономарев отмечает, что, учитывая такое положение вещей, вероятно, на следующих президентских выборах отчаявшимся в политических обещаниях украинцам будет импонировать харизматичный лидер, полусерьезно вспоминая потенциальных претендентов - Зеленского и Вакарчука.
Общность ценностей как основополагающую идею формирования политических элит определяет Лариса Мудрак. Однако вопрос, долго ли еще ждать украинцам появления в их Отчизне истинной элиты, загоняет экспертов в тупик. В свое время нас утешали, отмечая, что, хотя политической элиты в Украине пока нет, «селекция» тех, кто будет претендовать на соответствие этому определению, уже началась и в последующие годы будет происходить активно. Это было сказано в нулевых, но с течением десятка лет не реализовалось. Давайте наберемся терпения.