Футбол объединяет людей. Эта вроде бы банальная фраза оказалась для меня особенной, поскольку именно игра миллионов познакомила меня с экстраординарными людьми, моими земляками из Ровно, которые болеют за Народный клуб «Верес». Еще в 2015 году я стал членом клуба, посещал матчи второй и первой лиг, а в сезоне 2017/18 гг. «Верес» вырвался в УПЛ, где начал радовать своих фанатов ярким футболом, но уже во Львове.
Стоит отметить, что с середины 90-х в областном центре не было своей команды, мы с завистью смотрели игры «Карпат» и «Волыни», которые боролись за первенство чемпионата, играли в еврокубках, дарили болельщикам счастье победы и слезы поражения. Но, несмотря на это, футбол там был. Когда на спортивной горизонте замаячил «Верес», то многие скептики не верили, что получится что-то путное, удастся достичь какого-то результата. Но уже через три года команда вышла в высшую профессиональную лигу и закрепилась в первой шестерке. Сейчас все держат кулаки, чтобы в следующем году увидеть европейский контекст на украинских стадионах. Кстати, об арене. К сожалению, ровенский «Авангард» только недавно получил соответствующее разрешение, а городской совет выделил 20 млн грн, чтобы начать реконструкцию чаши. Первую половину сезона игроки вынуждены играть во Львове, куда ровенские болельщики едут на КЧЭ (красно-черном экспрессе), предоставленным ОАО «Укрзализныця». «Верес» особенный также и тем, что он является народным клубом, который пытается дистанцироваться от больших денег олигархов и объединить вокруг себя различные слои населения, которые верят в отечественный футбол. Несмотря на то, что в украинском спорте такого опыта мало, менеджмент клуба пытается перенимать зарубежные стандарты и схемы.
Мне, как члену клуба и просто футбольному фанату, нравится прозрачность и открытость администрации клуба, игроков и болельщиков, где каждый может говорить прямо и генерировать крутые идеи. Последним таким решением была поездка в Берлин, где фанаты «Вереса» должны были встретиться с объединением болельщиков ФК «Унион» и перенять необходимый опыт в развитии клуба, команды и фанатского движения в частности.
Четырехдневная поездка, в которой я принял участие, была полна приключений, впечатлений и противоречивых чувств, одно из которых «Именно здесь я впервые попал на футбол!». 10 февраля ФК «Унион-Берлин» встречался с лидером турнирной таблицы «Фортуной» из Дюссельдорфа, где благодаря Luckyfans из Ровно победил 3:1. Здесь я, конечно, шучу, но клуб действительно в течение нескольких месяцев не мог взять три очка. На игре присутствовали 22 тыс. болельщиков, из которых примерно 2 тыс. фанатов гостей. Невероятную атмосферу подчеркивали лозунги, песни и зрелищная игра. Немцы не жгут файеры на стадионах, поскольку за это власть выписывает большие штрафы. Столкновений как таковых нет. Вообще в немецком футболе произошло разделение на ультрасов и фанатов, которые в нашем понимании являются хулиганами и ультрас. Объясню подробнее.
Немецкие ультрас - это наши хулиганы, которые дерутся, враждуют и ведут околофутбольную жизнь. Немецкие фанаты «выдавили» их со стадионов, поскольку последние часто исповедовали нацистскую философию и мешали развитию футбола. Теперь их заменили многотысячные фанаты, которые фактически «разрывают» стадион благодаря своей верности и вдохновению. Фанатское движение «Унион» «Вуле-синдикат» насчитывает 19 тысяч человек, а еще больше просто приходят поболеть за родной клуб. Вуле - небольшая речушка в восточном Берлине длиной 16 км, на берегу которой и построен стадион.
Интересен и тот факт, что немецкий футбол всегда был связан с политикой, особенно на стадии развития; в частности в Берлине такую роль сыграла Берлинская стена. В эпоху разделения на ФРГ и ГДР немецкая Бундеслига была раздроблена, клубам из ГДР было запрещено ездить на соревнования к классовым врагам из ФРГ, поэтому чемпионат развивался несколько медленно. Основой клуба в 1966 году (дата возрождения) стали труженики со сталелитейных цехов и лесничеств, которые днем работали на заводах и лесопилках, а вечером и в выходные играли в футбол. Даже неофициальное название - EisernUnion - «Железный Унион» - осталось с тех времен. В 80-е годы ХХ в. «Унион» был второй командой в ГДР по посещаемости, уступая лишь дрезденскому «Динамо». Сейчас эта тенденция только растет. По словам членов клуба, до 2019 года планируется реконструкция здания «У старого лесничества» (название чаши) с целью создания еще десятка тысяч мест, ведь билеты на игру разметают, как горячие пирожки.
Около 10 лет назад стадион «Унион» был в ужасном состоянии, существовала угроза потерять лицензию на участие в чемпионате. Именно тогда несколько тысяч волонтеров в течение нескольких недель работали на благо клуба и не дали команде уйти на дно. Кстати, в Германии есть разница между командой и клубом. В Германии клубы не являются коммерческими организациями. Они зарегистрированы как общественные объединения, призванные контролировать и поддерживать развитие любимой команды. Только в Берлине существует 400 футбольных клубов, а во всей Германии их более 25 тысяч. Члены клубов отличаются своей идейностью, жертвенностью и несокрушимой верой. Если в украинском чемпионате болельщики позволяют себе приходить на игру через 10 мин. после начала, а идти за 10 мин. до конца, то немцы приходят за час и стоят на ногах в течение всей «битвы». Например, на стадионе «Унион» только несколько сидячих секторов, остальные фаны стоят, танцуют и прыгают, таким образом выражая солидарность с игроками, которые борются за их честь на поле.
На протяжении всей дороги домой меня не покидала мысль, что «Я впервые побывал на футболе», потому что там, это - не просто досуг, а система ценностей, культура, преданность, смысл жизни. Когда фанаты пели гимн, то за спиной вырастали крылья и хотелось воскликнуть: «Вперед, железный Унион! Дай чертей тем дюссельдорфцам!».
Но в отличие от Украины фанаты не озлобляются на игроков, когда идет черная полоса, что-то не получается, их оппоненты - это фанаты с другой «сцены» (в Украине - «движа», «фирмы» и т.п.), они всегда провожают своих любимцев аплодисментами и обнадеживающими криками, ведь следующая игра будет, безусловно, лучше.
В целом болельщики из Ровно переняли невероятный опыт, как организуется футбольная жизнь в Европе, получили инструменты внедрения и развития инфраструктуры клуба, а что самое важное - загорелись идеей создания действительно величественного «Вереса», прочным фундаментом и опорой которого должно стать именно фанатское движение.