Лекция Директора Центра информации и документации НАТО Барборы Маронковой оказалась настоящим откровением для студентов Летней школы журналистики «Дня». Начав с рассказа об истории создания и эволюции Североатлантического Альянса, госпожа Маронкова развеяла самые распространенные мифы, связанные с НАТО, и объяснила, какие шаги нужно осуществить Украине, чтобы сначала получить План действий относительно членства, а затем стать полноправным членом единой дееспособной системы коллективной безопасности.
«МЕНЯ НАЗНАЧИЛИ РАБОТАТЬ СО СТРАНАМИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ СТАТЬ ЧЛЕНАМИ НАТО»
— Благодаря опыту, полученному мной в Словакии, в Брюсселе меня назначили работать со странами, которые стремятся стать членами НАТО. Моя роль заключалась в поддержке и консультировании тех стран, которые мы называем странами-претендентами. Я работала с Албанией, Хорватией и Черногорией. Под моей ответственностью также были другие балканские страны: Сербия, Босния и Герцеговина. Эти страны не обязательно хотят вступить в НАТО, но мы расширяем с ними партнерство. В прошлом году я присоединилась к пресс-службе НАТО, и должна признать, это была самая тяжелая работа в моей жизни. С одной стороны, у вас есть журналисты. С другой — пресс-служба. Целью является совместная работа. Конечно, журналисты очень интересны, у них много вопросов, и они хотят ответов. Если им не нравится ответ, они опять к вам приходят. Наша работа заключалась в том, чтобы обеспечить журналистам ответы, которые содержат в себе факты. Мы должны предоставлять только правдивую информацию и признавать перед журналистами, если ответа у нас нет. Мы не можем придумать ответ.
1 марта 2017 года я прибыла в Украину, чтобы работать в представительстве НАТО. Мой срок работы здесь — три года. Наше представительство здесь было создано 20 лет тому назад, в мае 1997-го. В то время мы готовили очень важный документ между НАТО и Украиной и именно для этого создали представительство. Настоящий документ называется «Хартия об Особом партнерстве между НАТО и Украиной». Она была подписана 9 июля 1997 года. В это воскресенье мы празднуем 20-летие подписания (разговор проходил 5 июля — ред.). Наше представительство создали за несколько месяцев до подписания Устава, чтобы подготовить организационную структуру, которая могла бы предоставлять все ответы на вопросы о документе, которые могли бы задать журналисты и члены гражданского общества. Планировалось, что представительство станет местом, куда будут обращаться люди, желающие узнать больше о хартии.
«...ВАЖНО ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ НАТО БЫЛО СОЗДАНО»
— Я могу сравнить план Маршалла по возобновлению Европы с созданием НАТО. Первый — это экономический план, а НАТО — его военный вариант. Сначала у нас было 12 членов: Канада, США, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Люксембург и другие. Постепенно организация росла. В 1952 году к Альянсу присоединились Греция и Турция. Причины были простыми, но стратегическими. Как вы знаете, в ходе истории Греция и Турция враждовали. Лучше было бы посадить их вместе за одним столом, чтобы НАТО могло следить за ними. А во-вторых, Греция и Турция, если смотреть на карту, образуют юго-восточную границу НАТО. Это были фронтовые государства НАТО с Советским Союзом. В 1952 году Федеральная Республика Германия стала членом НАТО. Вы можете представить, насколько важным было это решение, учитывая роль Германии во Второй мировой войне. В 1982 году Испания присоединилась в НАТО после распада режима Франко. И на том все закончилось — на многие годы. До самого конца холодной войны НАТО насчитывало 17 членов.
Существует стереотип о том, что НАТО было создано как ответ на вызовы «холодной войны», как противовес Варшавскому договору. Если посмотреть на историю, эти заявления не найдут подтверждения. Они неправдивы. Первый исторический факт заключается в том, что Варшавский договор был создан в 1955 году, через 6 лет после НАТО. Во-вторых, президент Эйзенхауэр и другие руководствовались желанием объединить европейские и североамериканские военные силы. В 1948 году, когда обсуждалась идея создания НАТО, не было холодной войны. Только после того как все больше стран попали под влияние коммунистической идеологии и создали свой военный союз, Варшавский договор — тогда и началась «холодная война». В действительности важно понять, почему НАТО было создано. Слишком просто руководствоваться стереотипами. Я сама не знала многого о НАТО до того, как начала с ним работать. К счастью, странам НАТО и странам Варшавского договора никогда не приходилось перейти к открытой конфронтации. А когда упала Берлинская стена, страны Центральной и Восточной Европы смогли начать, если позволите так сказать, новый сезон. Коммунизм отходил в каждой стране, которые друг за другом отказывались от него, пока СССР не распался, и не появились независимые страны.
«...И ЗАЧЕМ АЛЬЯНС НУЖЕН СЕЙЧАС»
— Одной из причин, которые привели к сохранению НАТО, было укрепление Европейского Союза в том виде, в каком мы его знаем теперь. Европейский Союз, в нынешнем виде, был полностью сформирован после Маастрихтского соглашения 2002 года. До этого времени было Европейское Экономическое Содружество.
Таким образом, они решили начать процесс создания того, что сегодня называют Европейским союзом, и на самом деле объединить все аспекты политики стран: экономический, денежный, фискальный, создать общую Европу, Шенгенское пространство... а также положить начало переговорам об общей внешней политике и сотрудничестве в сфере безопасности.
Следовательно, мы думали, что параллельно усилив НАТО будем иметь две организации на европейском континенте, которые продолжали бы проект, основанный после Второй мировой войны, и изменение этих основных институций современности будет отображать изменение современной европейской политики. Следовательно, с укреплением ЕС НАТО решил следовать его примеру.
Второй фактор заключался в том, что американские правительства становились все более благосклонными в новому НАТО, которое отображало новую геополитическую реальность Европы. Это был конец каденции Джорджа Буша-старшого. И будущий новый президент Билл Клинтон, его советники и люди, привлеченные к его кампании, такие как Мадлен Олбрайт, были чрезвычайно благосклонны к НАТО и поддерживали идею расширения. С избранием Билла Клинтона позиция ПРО-НАТО стала частью внешней политики США.
Но был и третий фактор, который определил сохранение НАТО, и он, вероятно, важнейший. Это войны, которые начались сначала в Хорватии в конце 1991-го и в 1992 году, а после того в Боснии и Герцеговине с 1992-го по 1995 год. Мы увидели, что на европейском континенте возникла очень сложная ситуация, а ООН, к сожалению, не смогла устроить конфликт. И никто не мог прийти и устроить ситуацию с помощью военной силы. Американцы были тогда заняты в Кувейте и Ираке и считали, что это европейская проблема и ею должны заниматься европейцы. Но Европейский союз — или та организация, которая ему предшествовала — на то время не имела военной возможности. Следовательно, она ничего не могла сделать. И все обратились в НАТО.
И НАТО заявило, что никогда раньше не делало ничего подобного. В течение шестидесяти лет наши войска оставались на нашей территории, чтобы защитить наших граждан от стран Варшавского договора или любого другого нападения.
До 1994 года НАТО никогда не использовало вооруженные силы за пределами собственной территории. Но в Боснии и Герцеговине ситуация все ухудшалась. Тогда в Сребренице произошла ужасная трагедия. Всего за два дня сербские вооруженные силы убили восемь тысяч боснийских мужчин и мальчиков, и терпение международного содружества лопнуло, американский Президент объявил бесполетную зону и начал военную операцию в Боснии и Герцеговине.
Поэтому мы должны меняться, чтобы отвечать вызовам современности — и НАТО также должно измениться.
О ТРАНСФОРМАЦИИ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКОГО АЛЬЯНСА
— Прежде всего, мы изменили наш взгляд на мир. Теперь мы не говорили, мол, есть только наша территория, Северная Атлантика, США Канада, другие страны-участницы, и мы не считаемся с остальным миром. Нам пришлось открыть свои горизонты.
И появился вопрос — что делать со странами Центральной и Восточной Европы, которые как раз переживают переходный период? И тогда мы предложили создать специальную партнерскую программу. Все страны могут приобщиться к программе партнерства с НАТО, которая с 1994 года называется программой «Партнерство ради мира». И к ней присоединились все страны: Словакия, Польша, Хорватия, все страны бывшего СССР, включительно с Беларусью и Россией, абсолютно все.
И замыслом этой программы партнерства ради мира было то, что мы в НАТО можем поддерживать каждую страну и помогать ей, если они этого желают, в реформе армии. Потому что мы в первую очередь занимаемся армией. Мы не Всемирный банк, мы не международный трибунал в Гааге. Мы — военная организация. Поэтому мы лучше всего разбираемся в военных стандартах, тренировках и организации войска.
Поэтому мы предложили помощь всем этим странам. Мы также дали им возможность прийти к нам и проконсультироваться по политическим вопросам.
О ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО И СТАТЬЕ 5
— В настоящий момент НАТО включает 29 государств-участниц. Последний член НАТО, Черногория, присоединилась к нам всего две недели тому назад. Это организация, которая до сих пор функционирует на тех же основных принципах, на которых и была создана.
Во-первых, все государства-члены имеют одинаковый вес, один голос. Когда мы принимаем решение, все решения принимаются консенсусом — это значит, что все должны согласиться. То есть если даже одна из 29 стран не соглашается, мы не можем принять это решение.
Конечно, это очень трудно работать с 29 участниками. Конечно, было намного проще, когда было стран 12. Но это краеугольный камень структуры НАТО. И я могу вас заверить, что для того, чтобы все 29 стран относительно чего-то согласились, каждый раз происходит очень сложный процесс дипломатических переговоров — особенно если дело касается чувствительных внешнеполитических или безопасностных вопросов. Второй принцип заключается в том, что у нас есть статья 5.
Во-вторых, статья 5, которая является частью нашей Хартии НАТО, закладывает фундаменты коллективной обороны. Что это значит? Если на одно государство-участника нападут, все остальные государства будут его поддерживать. Эта формула является основой НАТО. За все годы существования НАТО статью 5 использовали всего один раз после теракта против Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагоне 11 сентября 2001 года.
Существуют разные уровни поддержки, которые могут предоставить государство-участница, когда идет речь о статье 5. Основная поддержка — политическая. Страна, на которую напали, должна озвучить, какую помощь она требует. Нужна ли им военная помощь, или корабли, самолеты и тому подобное. Мы используем статью 5, чтобы показать нашим противникам, что мы готовы защищать союзников. Например, Соединенные Штаты не отметили конкретной поддержки, которую они требовали бы сразу после 11 сентября. Однако за два года они попросили союзнической поддержки у Афганистана. В 2003 году НАТО начало свою наибольшую — и, вероятно, самую дальнюю — операцию, создав МССБ (Международные силы содействия безопасности), которые были там 10 лет. По окончании операции Афганистан все еще не стал безопасной территорией. Тогда государства-участницы приняли решение остаться в Афганистане, но изменить характер операции, превратить ее в учебную. Теперь страны-союзники приняли на себя обязательство отправлять военных, чтобы тренировать и готовить афганские вооруженные силы, которые были уничтожены еще в начале советского вторжения в страну.
О ПАРТНЕРСТВЕ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И АЛЬЯСНОМ
— Еще в 1990-х годах Украина, как и много других стран Восточной и Центральной Европы, приобщилась к диалогу с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». Это позволило Украине консультироваться в политических вопросах и сотрудничать в военных делах, в частности учениях. В 1997 году Украина подписала Хартию об особом партнерстве с НАТО, которая провозгласила, что обе стороны соглашения приняли на себя обязательство углублять сотрудничество. Украина считала, что ей нужна дополнительная помощь от НАТО по делам реформирования армии, которую она унаследовала от советских времен, однако даже тогда было преждевременно обсуждать членство Украины в НАТО. На то время Польша, Чехия, Венгрия, Словакия и страны Балтии четко выразили свое желание стать членами НАТО, однако Украина еще не считала членство в НАТО конечной целью. НАТО не имел ничего против этого. НАТО создал специальный форум для Украины, который называется Комиссией Украина — НАТО. И это обеспечило относительно привилегированное положение Украины, которая тогда была единственной страной с таким статусом. Этот статус позволял привлекать Украину к встречам с Североатлантическим советом, высшим органом принятия решений. Никто тогда больше не имел таких привилегий, даже Россия. Мы встречались с представителями других стран, но для этих встреч не существовало отдельной организационной структуры, как в случае с Украиной. Мы могли встретиться с премьер-министром Албании, президентом Грузии, президентом Армении — но такие встречи могли состояться всего раз в году, если им повезет. С Россией подобную структуру мы создали только в 2002 году.
О «СВЕТЛЫХ И ТЕМНЫХ ПОЛОСАХ» В ОТНОШЕНИЯХ...
— И будем откровенны, отношения между НАТО и Украиной не всегда были позитивными. Были светлые и темные полосы в самой Украине. Разные украинские лидеры имели разные взгляды относительно того, насколько Украина должна быть связанной с НАТО. Иногда Украина выражала заинтересованность в членстве, но были времена, когда нет. Некоторые политики даже пошли на то, чтобы в конституции провозгласить Украину военно-нейтральным государством. И иногда НАТО не очень понимал, чего хочет Украина, и что вам нужно именно от нас. Мы очень открыты. Если вы хотите больше сотрудничать, это замечательно. Если вы хотите меньше сотрудничать — хорошо, у нас есть 30 других стран, о которых нужно позаботиться. Тем не менее, все эти годы наше представительство было открыто, функционировала Комиссия Украина — НАТО, украинские военные и дальше прибывали на учения в НАТО, Украина продолжала поддерживать миссии НАТО по всему миру. Странно, что, с одной стороны, мы имели постоянное практическое сотрудничество, но не имели его на политическом уровне. После Революции Достоинства отношение заметно изменилось. Отношения, которые мы сегодня имеем, — одни из самых важных для нас в НАТО. Украина получает наибольшую поддержку среди всех наших стран-партнеров. А мы имеем партнерские отношения из свыше 30 странами: Ираком, Иорданией, ОАЭ, Египтом, Алжиром, Тунисом и другими. Украина является самым первым нашим партнером среди всех этих стран, когда речь идет о практическом измерении поддержки. Мы создали несколько целевых фондов. Это значит, что разные страны вкладывают деньги в общую корзину, из которой мы потом платим за разные вещи. Мы даем деньги на логистику для Вооруженных Сил Украины: радио, спутники и тому подобное. На военном жаргоне это называется C4 (командование, управление, связь и компьютеры). У нас также есть целевой фонд для помощи и медицинской реабилитации раненных солдат. У нас есть еще один целевой фонд для психологической реабилитации ветеранов АТО. Другой трастовый фонд помогает с кибербезопасностью. В понедельник НАТО направит первую киберлабораторию в Украину.
ЧТО ОЗНАЧАЕТ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ЧЛЕНСТВА В НАТО
— На каком мы в настоящее время этапе? Однажды, в 2008 году, Украина обратилась в НАТО с просьбой рассмотреть ее заявку на членство. В том году на саммите НАТО в Бухаресте страны-участницы решили не предоставлять План действий относительно членства (ПДЧ) Украине. Поскольку все решения в НАТО принимают консенсусом, мы, к сожалению, не смогли достичь этого тогда, в 2008 году. После этого президент Украины заявил, что лучше для Украины оставаться нейтральной, чтобы сохранить равновесие.
Вы, возможно, читали, что не так давно Верховная Рада официально закрепила в законодательстве, что членство в НАТО является одной из внешнеполитических целей Украины. Это вовсе не значит, что Украина официально попросила о членстве в НАТО. Журналисты должны обращать на это внимание, мы должны быть осторожными относительно того, как об этом пишем. Мы приветствуем то, что украинские парламентарии решили попробовать вступить в НАТО. Это показывает, что Украина серьезно относится к своим реформам и к отношениям с ЕС и НАТО. Это хорошая новость, однако, она не значит, что Украина официально обратилась к нам с заявкой о членстве в НАТО. Я не знаю, что произойдет завтра, но на сегодняшний день Украина официально не просила НАТО присоединиться к Альянсу.
В СРЕДНЕМ, ЧТОБЫ СТАТЬ ЧЛЕНОМ АЛЬЯНСА, НУЖНО 5—8 ЛЕТ
— Как это должно состояться? Правительство Украины — скорее всего, президент — должно будет послать официальный запрос о вступлении в НАТО, чтобы получить ПДЧ. Тогда все 29 государств-участниц возьмут это письмо и начнут дискуссии. Это займет много времени, пока они не придут к консенсусу. Это случается с каждой заявкой. Это серьезное дело. Если все страны примут предложение Украины, то ваша страна получит ПДЧ. На практике это значит, что ежегодно в Украину будет наведываться большая делегация НАТО для наблюдения за прогрессом. Они будут тщательным образом пересматривать ход выполнения каждого соглашения, потому что НАТО хочет убедиться, что каждый член ответственно относится к своим обязанностям. НАТО будет смотреть на количество танков, военных пенсионеров, полковников, качество спецслужб. Важно также убедиться, что Украина может справляться с секретной информацией. Мы будем смотреть буквально на все. В среднем, чтобы стать членом Альянса, нужно 5-8 лет. Но конкретных сроков нет, и заявка не утратит действие, если вы не уложитесь в какое-то время.
Мария НИТКА: — Насколько реальными являются шансы Украины стать членом НАТО сегодня и что нужно для этого сделать?
Б.М.: — В соответствии с нашей Хартией от 1949 года, каждая европейская демократическая страна с открытой экономикой имеет право на членство в НАТО. Украина может подать заявку на участие в любое время. Вопрос в том, готовы ли нынешние страны-члены НАТО принять эту заявку Украины относительно членства. А они могут договориться лишь консенсусом. И я не знаю, согласятся ли страны-участницы. Однако, честно говоря, меня часто об этом спрашивают. И мне кажется, что в нынешней ситуации, когда Крым оккупирован, а на востоке Украины продолжается война, остается не очень много шансов на позитивную реакцию стран-членов НАТО относительно возможного присоединения Украины в Альянс. Кроме того, в истории НАТО нет прецедента, когда бы мы приобщили к Альянсу страну, часть территории которой оккупировала другая страна. Этого просто никогда не случалось в истории раньше. У нас нет примера, с которым мы можем сравнить. Активный конфликт на вашей территории... Я думаю, это будет очень сложно. Это мое личное мнение.
О ВАЖНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ
Оксана СКИЛЬСКАЯ: — В 2015 году правительство Украины подписало Меморандум о сотрудничестве с НАТО в стратегических коммуникациях. Насколько эффективным является это сотрудничество?
Б.М.: — Стратегическая коммуникация — это в настоящее время очень модное слово во всем мире, но что оно в действительности значит? Все в действительности очень просто. Это означает то, что главные участники институции говорят одним голосом. Стратегическую коммуникацию может применять любое правительственное или частное учреждение, или даже общественная организация. Для примера, расскажу, как это работает в НАТО.
В Кундузе случился несчастный случай, когда НАТО осуществило авиаудар, который случайно зацепил больницу «Врачей без границ». И стратегическая коммуникация заключается в том, что солдаты в Кундузе, их командующие в Кабуле, штаб в Нидерландах, генеральный секретарь НАТО, и американские военные, что отвечали за самолет, все говорили одно и то же.
Следовательно, если у вас есть важное политическое решение, которое нужно сообщить людям, важно, чтобы президент, министр иностранных дел, министр обороны, третий секретарь в вашем посольстве в Бельгии — все они вместе — придерживались этого решения и говорили одни и те же вещи об этом политическом решении.
Следовательно, стратегическая коммуникация заключается в том, чтобы связать всех людей, которые должны говорить со СМИ, из разных учреждений, посадить их в одном конференц-зале, как мы сидим сейчас, и обсуждать все таким образом: ладно, какие пять важнейших вещей происходят на этой неделе в Украине, о которых нам следует говорить? Это могут быть вопросы экономики, обороны, международной дипломатии, новый или указ, который должен подписать президент.
И тогда вы обсуждаете, что и как вы хотите сообщить: например, о новом законе, который изменяет официальное наименование ATO. Следовательно, таким образом, все будут знать, что происходит, кто отвечает за то, что должно быть сказано, о чем вы хотите сказать, что именно должен услышать украинский народ или мир... Вот и все.
Но для этого должно произойти большое культурное изменение — и, честно говоря, не только в Украине, но и во многих других странах, включительно с моей родной Словакией.
Сначала нужно изменить мировоззрение, потом вам нужно запустить этот процесс и создать организационную структуру. Вы должны определить ключевые министерства, ответственные за те или другие вопросы, вы должны изменить ваш подход — признать, что стратегическая коммуникация важна, и что она является неотъемлемой частью работы.
Я думаю, что мы достигли достаточно много чего в этом вопросе за последних два года. Конечно, еще много нужно сделать, чтобы все люди, ежедневно привлеченные к процессу, привыкли к нему. Но на это нужно время, потому что не настолько сложно создать систему, как сложно убедить людей, заставить их принять стратегическую коммуникацию как часть своей природы.
Наше представительство провело много тренингов по стратегическим коммуникациям, мы обучили свыше 200 государственных служащих и военных из разных учреждений и планируем продолжать эти тренинги.
Украина — это большая страна, и очень важно, чтобы мы общались о НАТО, об Украине, не только в Киеве, но и за его пределами.
О КАМПАНИИ «ДВАДЦАТЬ УКРАИНСКИХ ИСТОРИЙ»
— Следовательно, что мы делаем, когда приезжаем в разные украинские города? Обычно мы находим место и проводим встречу с местными журналистами. Мы организовываем небольшой круглый стол с местными журналистами, мы встречаемся с представителями местных органов самоуправления и местным гражданским обществом. Если в городе есть университет, я всегда даю лекцию, встречаюсь со студентами. Таким образом, я устраиваю себе небольшую экскурсию по Украине. Кроме того, мы также работаем с разными партнерами относительно подготовки больших конференций, которые связаны не только с НАТО, но и с вопросами безопасности или внешней политики. Большинство из таких конференций, к сожалению, проходит в Киеве, но в каждой стране есть столица, и это всегда так.
Вот почему мы пытаемся выйти за пределы Киева, и мы в настоящее время готовим небольшую видеокампанию — я буду очень рад, если вы поможете нам ее распространить в социальных медиа. Это кампания, которая называется «Двадцать украинских историй». Ее замысел заключается в том, что мы общаемся с двадцатью украинцами, которым НАТО помогло тем или иным образом. Поэтому они сами скажут, что для них значит НАТО, опишут собственный опыт с НАТО. В частности мы взяли интервью у некоторых участников команды Invictus, сборной Украины среди раненных ветеранов войны, которые будут представлять Украину на играх Invictus в Торонто.
НАТО поддерживает их тренировки, и мы оплатим им авиабилеты в Канаду. И мы будем дальше поддерживать их и в будущем. Поэтому мы поговорим с одним из них. Мы будем говорить, например, с выпускником вашей школы в прошлом году. Мы будем говорить с некоторыми коллегами-военными, которые выучили английский, потому что НАТО обеспечил им изучение языка. Мы разыскали разных людей, которые эти все годы сотрудничали с НАТО. Мне кажется, что это интересный небольшой проект, который поможет нам показать, что НАТО присутствует здесь ради украинского народа, что мы провели большую работу в Украине за эти двадцать лет — и важно отметить, что сотрудничество было очень глубоким. Потому что иногда мы настолько заняты повседневными делами, что нам недостает времени, чтобы объяснить, что мы здесь делаем в действительности.
«ВЫ СМОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СФОРМИРОВАТЬ МНЕНИЕ ДРУГИХ О ВАШЕЙ СТРАНЕ»
Любовь РЫБАЛКО: — Газета «День» всегда поддерживала отношения между Украиной и НАТО, и а со своей стороны Центр документации и информации НАТО в Украине второй год подряд поддерживает Летнюю школу журналистики. Почему вы решили присоединиться к этому проекту?
Б.М.: — Да, мы поддерживали этот проект в прошлом году и поддерживаем в этом. Для нас такой и другие подобные проекты — важны. Они дают нам возможность поговорить с теми, кто в будущем будет влиять на принятие решений или на общественное мнение. Станете вы все журналистами или нет, это не имеет уж такого значения. Вы можете стать предпринимателем, военным корреспондентом на радио. Вы все одинаково будете играть определенную роль в жизни украинского общества, вы сможете помочь сформировать мнение других о вашей стране. И мы убеждены, что общаясь с такими людьми, как вы, мы имеем возможность объяснить, кто мы такие и что делаем. Вы не обязаны любить нас — вы, возможно, не поддерживаете НАТО. И мы не видим в этом ничего плохого.
Но для нас важно, чтобы мы имели возможность объяснить, кто мы такие и что мы делаем. Чтобы у нас не было ошибочных историй или дезинформации, потому что тогда становится очень сложно вернуться к людям и объяснить им, что происходит в действительности и что действительно правда — особенно в современном мире, где господствует неправда, что очень неприятно.
Смысл такого рода проектов — это работа с молодыми людьми, с будущими поколениями. Мы также поддерживаем не только вашу связь с НАТО, но и всю вашу программу, которая, по моему мнению, очень важна и очень интересна, потому что она помогает вам встретить разных выдающихся людей в тех или других сферах жизни — в правительстве, бизнесе, экономике, культуре. Я считаю это уникальной возможностью.
Вы учитесь быть журналистами, и вас приглашает к себе известное издание — опять-таки, мы уделяем много внимания журналистам. Мы не можем обойтись без журналистов, они не смогут обойтись без нас. Эти симбиотические отношения, которые мы должны построить между журналистами и учреждениями — единственный возможный путь борьбы с этой пропагандой, с этой, простите на резком слове, бессмыслицей, которую распространяют определенные источники.
Летняя школа журналистики действует при поддержке Центра информации и документации НАТО в Украине.