Среди многих бесед, участниками которых стали студенты Летней школы журналистики «Дня», нельзя не выделить увлекательный разговор с менеджером Программы профессиональной подготовки Украина — НАТО, паном Ове Уруп-Медсеном.
Гость приготовил содержательную презентацию для «летнешкольниц», которую назвал исключительно своим достоянием, которое не может восприниматься как официальная собственность НАТО. «Я расскажу вам о своем опыте: о своей программе и что она за собой несет, о причинах выбора именно этого направления, о результатах и ожиданиях и о потенциале, который имеют люди после прохождения ППП», — отмечает Медсен. Все началось с Дании, пан Ове был пилотом тамошних военно-воздушных сил. После этого последовал ряд должностей, связанных с небом: самолет-перевозчик, платформа-радар. Ове также смог стать руководителем спасательной службы в Дании. После всего, поняв, что хочет заниматься чем-то другим, Медсен начал работать над программами реформирования личности в разных странах (Эстония, Литва, Латвия, Сербия и т.п.), где он не пропагандировал членство в НАТО, а доносил знания о НАТО.
В 2007 году Ове Медсен начал свое сотрудничество с Украиной. С того времени состоялся ряд общих проектов нашего государства с Данией, например, мы поддерживаем датскую операцию на аэродроме возле Северного полюса, куда ежегодно посылаем топливо, еду, оборудование. Также важным событием стали посещения кронпринцем Дании Мелитопольской авиабазы. Наконец— Программа профессиональной подготовки Украина-НАТО. «Если существует какой-то проект, который имеет проблемы, мы те, кто будет указывать ему правильный путь. Мы имеем стратегическую группу высокого уровня», — объясняет менеджер программы. С помощью выстроенной программы общего управления ППП направлена на смену руководства со «сверху вниз» на «снизу вверх». Медсен ставит себе целью обучение экспертов четкому осознанию того, что они хотят, пути к этой цели. Робота ППП направлена на развитие специалистов. «Я хочу дать знания 100 человекам, чтобы они передали их еще 100. Это непрерывный цикл», — объясняет пан Ове. Программа чрезвычайно нужна в Украине из-за ряда существующих проблем. В частности, вопросы появляются в построении точной базы потребностей, установлении четкой реалистичной цели и разработки пути к ее воплощению, а также в умении ведения стратегических переговоров — это то, над чем нужно работать Украине вместе с ППП.
Программа профессиональной подготовки Украина — НАТО тесно сотрудничает с разными странами. Почему такие европейские государства, как Франция, Дания или Швеция, хотят работать с Украиной? Что они будут иметь от этого сотрудничества? «Мы должны пропагандировать даже самые маленькие проекты для того, чтобы обеспечить укрепление международного общения и связей, чтобы все были довольны, — констатирует Ове Уруп-Медсен и добавляет: — Я похож на толкователя между двумя мирами и пытаюсь поддерживать существующий международный интерес, получать разного рода финансирование и вынуждать Украину понимать, что все это более чем важно.
«КОГДА Я ДАЮ ВАМ ЗАДАНИЕ, Я ДАЮ ВАМ «ЦЕЛЫЙ БАНАН»
После завершения рассказа о Программе профессиональной подготовки Украина — НАТО Ове не поскупился на ценные советы «летнешкольницам», которые могли бы изменить нашу страну в целом и каждого в частности. Уруп-Медсен рассказал о руководстве и управлении с помощью мотивации и вдохновения, которое бы он хотел увидеть в Украине реальным. Первым пунктом нового подхода к лидерству была названа концепция «целого банана». «Когда я даю вам задание, я даю вам «целый банан». То есть я хочу блюдо из банана, поэтому даю вам «целый банан» и отхожу в сторону. Как вы это сделаете, ваше дело. Я полностью полагаюсь на вас», — такими метафорами Ове описывает принцип делегирования рабочим работы. Этим самым он подчеркнул, что важно слышать идеи других, а не только вынуждать работать по каким-то стандартам. Люди должны быть частью того, чего лидер пытается достичь. Дальше Медсен отметил, что все делают ошибки. Их нужно осознавать и решать совместными усилиями.
Настоящий лидер понимает то, что он тоже может сделать ошибку. Нельзя также нивелировать то, что каждая работа должна быть награждена, и руководитель должен поощрять своих подчиненных. Необходимо хвалить людей за действительно хорошо выполненную работу. «Покажите, что вам не все равно!» — призывает Ове Уруп-Медсен, и тогда вы увидите результат. Также не стоит забывать о творчестве, которое нужно пропагандировать, давать людям свободу мысли, свободное пространство для идей. Ведь как можно показать наилучший результат под установленными ограничениями? В завершение Ове советует обращаться со своими сотрудниками хорошо. Никто не должен забывать, что люди все равны. Все заслуживают хорошего отношения и понимания. «Если лидер научил своих людей работать на высоком уровне, они будут так работать, будьте уверены», — утверждает Уруп-Медсен.
«ЕСЛИ ВАМ НЕЧЕГО СКАЗАТЬ — МОЛЧИТЕ»
Также натовец поделился секретами своего успеха — правильным рецептом для всех, кто хочет быть «первым». «Всегда будьте лучше всех подготовленными в аудитории. На встрече, на конференции это важно. Знайте четко, что вы хотите вынести для себя из каждой встречи. Ищите союзников и заводите двусторонние контакты — это то, что называют «networking». Не оставайтесь только со своими коллегами — новые знакомства важны. Никогда не опаздывайте. Это показывает вас не с наилучшей стороны. Если вы пришли на конференцию — будьте там. Если вы не полностью сконцентрированы на этом — лучше останьтесь дома. Никогда не выдавайте чью-то работу под своим именем. Хвалите других, берегите репутацию, и тогда люди захотят работать с вами. Запомните, если вам нечего сказать — молчите. Ваши слова должны всегда быть содержательными, четкими и лаконичными. Старайтесь не создавать конфликты с другими. Подумайте, чего это вам будет стоить, ради чего вы это делаете. В конце концов, будьте добрыми и понимающими — это то, что показывает вас как Человека.
Мыкола СИРУК:
— Вы показывали презентацию своей программы разным людям и организациям, к тому же ваша программа уже работает. Какая была реакция на это все? Как люди воспринимали информацию? Использовали ли они ваши советы в своей работе?
— Люди такого возраста, как ваши молодые журналисты, действительно открытые и активные. Они пытаются использовать на практике все то, что я им пытаюсь донести. Я вижу этот запал в их глазах. Они могут изменить этот мир. Однако люди моего возраста обычно говорят, что это все звучит действительно хорошо и действенно, что они обязательно будут придерживаться советов. Я знаю, что нет. Этого не случится. Давайте рассмотрим пример курса изучения английского языка. Существует менеджер, который пропагандирует эти занятия, однако он единственный из отдела, кто не знает английского. Человек отстает от всех и не имеет желания догонять. Это не является приоритетным для него. Опять-таки, понимаете, речь идет об определенном восприятии, когда ты занимаешься проектом без четкого виденья цели — он рано или поздно прекратит работу.
«ЕСЛИ БЫ НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕ БЫЛА НИЧЕМ ПОДКРЕПЛЕНА, МЫ БЫ ЕЕ НЕ ПРОДОЛЖАЛИ»
Соломия НИКОЛАЕВИЧ, Восточноевропейский национальный университет имени Леси Украинки:
— Интересно узнать, в какой мере ППП является эффективной и полезной для ВСУ? Какая часть финансирования программы поступает из Украины, а какая из НАТО?
— ППП полностью финансируется НАТО, но опять же НАТО — это те, кто имеет средства. Они есть у стран-членов. На сегодня каждая копеечка на программу поступает из Великобритании, кроме расходов на мое проживание, мою зарплату, мои путешествия, которые являются заботой Дании. Мы хотим, чтобы Украина поддерживала нас человеческими ресурсами, четко определилась с тем, чего они хотят, и мы хотим быть обеспечены каким-то помещением, например платформой для обучения и т.п., если нам это будет нужно. Что касается военных — мы не имеем много дел с Вооруженными Силами в ППП — это главным образом для гражданского населения, поэтому люди, с которыми мы работаем, в Министерстве обороны являются гражданской частью.
М.С.: — Как относительно нового закона о национальной обороне, который был принят недавно, вы действительно считаете, что это поможет в вашей деятельности?
— Да. Поможет. Это не совсем то, что хочет видеть НАТО, однако, мне кажется, это прогресс. Лучше всего — сделать первый шаг. Поверьте, это очень хороший толчок в правильном направлении. Мы используем закон как так называемую платформу. У нас есть некоторые документы в поддержку, например Ежегодная национальная программа — движущая для нас. Если бы наша деятельность не была ничем подкреплена, мы бы ее не продолжали.
«ВЫ ИМЕЕТЕ ПРЕКРАСНУЮ СТРАНУ С ОГРОМНЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ»
Дарья ЧИЖ, Киевский университет имени Бориса Гринченко:
— Каким образом совершенствуется система изучения иностранных языков офицерами?
— Это мое детище. ППП из года в год сотрудничает с университетом национальной обороны. У них есть прекрасная программа и замечательные преподаватели. Единственной проблемой учебы там является отсутствие стандартизации. Я хочу, чтобы университет национальной обороны мог взять на себя инициативу и установить стандарты, скажем: «Мы учим каждого до уровня B2 на должность офицера, которую вы не сможете получить, если вы не знаете английского языка». Уже через 4 года вы решите проблему, потому что каждый новый офицер, который придет на службу, будет говорить по-английски. Через 10—15 лет все люди на руководящих должностях будут говорить по-английски. Это та система, которую бы я хотел видеть. Две недели назад я разговаривал с представителем канадского посольства, с которым мы обсудили создание чего-то вроде Правления по обеспечению изучения английского языка. Британский совет будет руководить этим, однако это была идея ППП, поэтому мы начали внедрять этот проект, которым могут пользоваться абсолютно все институты. Он остается единственным способом описать то, как можно предоставить уроки английского языка людям за один год, с одним преподавателем и одним советом. Я знаю, такая проблема существует в Украине. Мой вам совет — наймите одного преподавателя, обеспечьте его аудиторией и все. Это может быть сделано за один раз. Это может быть систематизировано и контролируется университетом национальной безопасности. Мне кажется, проектом должен руководить министр образования в большей мере. Продемонстрируйте доказательство вашей концепции, докажите, что это работает, и пошлите идею министру образования, который сможет усовершенствовать ваш проект дальше. Я вас подвожу к тому, что если министр образования не заинтересован в организации обучения английскому языку, почему НАТО должно быть? ППП проводит обучение на английском с 2006 года, и мы уже поработали с сотнями людей. Конечно, мы не можем обеспечить этого всем 45 миллионам, мы хотим видеть желание от самих украинцев, а это в ближайшей перспективе. В 2016 и 2017 годах мы учили по 800 человек в год. Это было связано также с президентской декларацией касательно года английского языка. Я видел движение вперед. Английский язык — это замечательная возможность, важнейший момент в реформах Украины. Вы должны поощрить людей говорить по-английски, поскольку это общий язык организаций, с которыми вы хотите общаться: ЕС, НАТО и т.п. Именно поэтому украинцам нужен английский, а не датский, немецкий или любой другой.
М.С.: — Вы сотрудничаете с Украиной 11 лет, у вас есть еще полтора года, а потом? Что вы думаете о своем будущем?
— Я работаю уже более 40 лет в разных сферах. Именно сотрудничество с Украиной оказалось тем, что вознаградило меня лучше всего. Вы имеете прекрасную страну с огромным потенциалом, приятными умными людьми. Я везде нуждаюсь в людях, которые чем-то выделяются, которые четко знают, чего они хотят, и знают, что они стремятся к переменам. Нам нужна Украина здесь, в Европе. Мне нравится осознавать, что я часть этого. Я делаю все возможное, чтобы помочь вам.