Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О британском военном партнерстве

Атташе по вопросам обороны Тим ВУДЗ: «Украина доказывает свою способность защищаться от российской агрессии»
27 января, 2020 - 18:48

Великобритания фактически является вторым после США партнером Украины в сфере военного сотрудничества. Начиная с февраля 2015 года эта страна положила начало инструкторской миссии «Орбитал», направленной на повышение боеготовности ВСУ противостоять российской угрозе и которая была продолжена до марта 2023 года.

«День» обратился к атташе по вопросам обороны, в посольство Великобритании, коммодору Королевских ВМС Тиму ВУДЗУ с просьбой рассказать о состоянии и перспективах военного и военно-технического сотрудничества между Великобританией и Украиной.

Перед началом разговора господин ВУДЗ рассказал, что окончил Кембриджский университет по специальности международные отношения, а затем Королевский колледж оборонных наук в Лондоне. Это заведение, по его словам, окончили три выдающихся украинца, Александр Литвиненко, директор НИСД, Александр Полищук, заместитель министра обороны, и Александр Хара, советник министра обороны.

«...ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ И УКРАИНОЙ ТОЛЬКО НАБИРАЮТ ОБОРОТЫ»

— Я считаю, что отношения между Великобританией и Украиной только набирают обороты. Когда наш министр обороны Бен Воллес находился здесь в сентябре прошлого года, он встретился с министром обороны Андреем Загороднюком и другими представителями оборонного ведомства. Вернувшись домой, он поручил министерству обороны рассмотреть, где мы можем сделать даже больше. И было принято решение продолжить инструкторскую миссию «Орбитал» до марта 2023 года.  Предусматривается усилить изучение английского языка, и поскольку мы должны стать  ведущей страной-координатором по подготовке Военно-морских сил ВС Украины, то и также посмотреть, как мы можем улучшить стратегическую коммуникацию украинского Министерства обороны, как мы можем способствовать обеспечению  защиты против гибридных действий и угроз.

«НЕКОТОРЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ХОТЯТ ПРЕДЛОЖИТЬ ПРОЕКТЫ КОРАБЛЕЙ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ПОСТРОЕНЫ НА УКРАИНСКИХ ВЕРФЯХ»

— Господин Атташе, поскольку вы вспомнили военно-морские силы, то по-видимому вы знаете, что Украина получила два патрульных катера от США, и ожидается передача еще трех катеров класса Island, а также министр Аваков объявил о намерении закупить и совместно выпускать патрульные катера с Францией. А почему нет подобных контрактов с Великобританией, сильным морским государством?

— В действительности, такой интерес есть. Нам нужно убедиться, что корабли, которые может предложить Великобритания, отвечают потребностям. И если мы предложим фрегаты, то они очень дороги, и они не вписываются в военно-морскую стратегию Украины. Мы уже тесно общались с представителями ВМСУ о стратегии «москитного» флота. Идет речь о скоростных патрульных катерах и средствах класса «река-море». И именно таким образом мы хотим помочь. Мы собираемся организовать оборонную торговую миссию в Киеве в конце марта — начале апреля.

Ожидается, что в этой миссии примут участие, в частности, некоторые ведущие британские производители морских патрульных катеров. И благодаря нашим контактам, я знаю, что некоторые производители хотят предложить проекты кораблей, которые могут быть построены на украинских верфях. Это был бы большой успех для украинских судостроительных заводов, возобновить строительство кораблей.

И это будут корабли, которые нужны и подходят ВМС Украины, подобные патрульным катерам класса Island, которые США передали в качестве подарка.

«МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ УКРАИНЫ И ВМС ДОЛЖНЫ ВЫБРАТЬ, КАКОЙ КОРАБЛЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛУЧШИМ ДЛЯ НИХ»

— А что, по вашему мнению, должно быть сделано украинской стороной, чтобы эта история успеха стала реальностью?

— Это полностью зависит от украинской стороны. Я ничего не могу предусмотреть, но считаю, что для этого должны начаться переговоры между судостроителями в Великобритании, Франции, и министерство обороны Украины и ВМС должны выбрать, какой корабль является лучшим для них.

Я только скажу, что проект, который может предложить Великобритания, будет отвечать целям.  Мы были бы рады, если бы украинцы могли бы купить этот проект и построить его по лицензии здесь, в Украине. И это было бы хорошо для процветания Украины тоже.

А когда может быть принято подобное решение?

— Я не знаю, торговая миссия прибудет лишь в конце марта, и на протяжении ее пребывания, вплоть до начала апреля, состоится диалог. Это должны быть коммерческие переговоры, в которых будут принимать участие отдельные компании и министерство обороны Украины.

«ВСЕ, ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, НАПРАВЛЕНО НА ТО, ЧТОБЫ СОЛДАТЫ НА ПЕРЕДОВОЙ БЫЛИ ЛУЧШЕ ПОДГОТОВЛЕНЫ...»

— А каковой является цель военного сотрудничества Великобритании с Украиной?

— Расширение мандата нашей инструкторской подготовки и включение в нее военно-морских сил ставит цель улучшить оборонные возможности ВСУ, чтобы они могли обороняться и сдерживать внешнюю агрессию. И все что, мы делаем с февраля 2015 года — это усовершенствование индивидуальной подготовки солдат, моряков и летчиков, особенно солдат на передовой,  от отделения до бригады, а также подразделениям, которые будут выступать в район операции Объединенных сил. Все, что мы делаем, направлено на то, чтобы солдаты на передовой были лучше подготовлены и могли надежно защищаться от угроз и атак. Благодаря этому мы видим сокращение потерь среди солдат и надежную защиту территориальной целостности Украины.

Это является целью инструкторской миссии «Орбитал», и то же мы хотим делать для морской обороны, чтобы южный морской фланг, как мы его называем, был защищен надежнее.

— Можете рассказать более подробно об этой инструкторской миссии, каких целей было достигнуто?

— Благодаря работе этой миссии была спасена жизнь многих украинских военнослужащих. Это ключевая вещь. И как мне сказали украинские генералы, они очень благодарные миссии «Орбитал» за это.

Работа миссии «Орбитал» также улучшила эффективность и действенность во время осуществления подготовки украинских воинов. Это помогло старшему и среднему офицерскому и сержантскому составу самим проводить учебу, которая стала постоянной.

«МЫ НЕ ТОЛЬКО УЧИМ УКРАИНСКИХ ВОЕННЫХ, НО И УЧИМСЯ У НИХ»

— А какой интерес британской стороны от военного сотрудничества с Украиной?

— Наши младшие офицеры, которые работали в инструкторской миссии «Орбитал», делали это с энтузиазмом. Они также получили возможность непосредственно работать с украинскими коллегами. Им это очень нравилось. И это было очень хорошо для развития их лидерства, потому что младшие офицеры имеют возможность независимо и гибко организовывать и проводить подготовку. И это было своего рода вознаграждением для них и толчком для усовершенствования собственных лидерских качеств. Поэтому мы много получили от ротации наших инструкторов в рамках миссии «Орбитал».  Они уже подготовили 17,5 тысячи военнослужащих ВСУ за пять лет. Процесс обучения является в действительности обоюдно полезным, потому что не только мы учим украинских военных, но и учимся у них.

«МЫ РАБОТАЕМ НАД ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ДОБРОПОРЯДОЧНОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ, ПЛАНИРОВАНИЯ СИЛ И СРЕДСТВ, СТРАТЕГИЧЕСКИМИ КОММУНИКАЦИЯМИ»

— Господин коммодор, как, по вашему мнению, военное сотрудничество между Великобританией и Украиной способствует проведению реформ ВСУ?

— Это еще одно направление, по которому мы работаем с 2004 года. У нас есть специальный советник по вопросам обороны при министерстве  обороны Украины. А нынешний министр обороны Загороднюк раньше возглавлял Офис реформ Минобороны, с которым тесно сотрудничала Великобритания. Почти 20 человек в этом офисе сопровождают процесс оборонного реформирования в ряде отраслей. В частности идет речь о реформе командования и управления, приспособления этого процесса к НАТОвской модели. Мы работаем над обеспечением добропорядочности и прозрачности, планирования сил и средств, стратегическими коммуникациями. Мы также даем советы, как улучшить работу с ветеранами. Следовательно, существует ряд проектов, которые реализуются в настоящее время.

И хочу отметить, что мы это делаем не самостоятельно, а вместе с международным сообществом, в частности очень тесно с США, Канадой, Литвой, Польшей.

«...УВЕЛИЧИВАЕТСЯ КОЛИЧЕСТВО УКРАИНСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В СОВМЕСТНЫХ УЧЕНИЯХ С НАТО»

— Как упомянутое вами сотрудничество помогает Украине достичь стандартов НАТО, взаимосовместимости, и видите ли Вы прогресс в этой сфере?

— Да, мы видим прогресс. Украина стремится отвечать определенным критериям. В частности, увеличивается количество украинских подразделений, которые принимают участие в совместных учениях с НАТО.

Украина увеличила контингент для участия  в операции «Решительная поддержка» в Афганистане. Украинцы помогают Альянсу в Косово. Мы видим, что ВСУ заявили о своем желании приобщиться к тренировочной миссии НАТО в Ираке.

Все это демонстрирует постоянное усовершенствование оперативной взаимосовместимости, что также полезно и для НАТО, которое использует ваш стратегический транспорт, некоторые ваши подразделения сил специальных операций. Эти подразделения признаны взаимосовместимыми и отвечающими стандартам НАТО.

«ЕСЛИ МИНИСТР ПОСТАВИЛ АМБИЦИОЗНЫЕ ЦЕЛИ, ТО ОН СМОЖЕТ ЗАСТАВИТЬ ЛЮДЕЙ ДОСТИЧЬ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ»

— Недавно, министр обороны Загороднюк во время конференции в институте Горшенина заявил, что ВСУ могут через несколько лет достичь стандартов НАТО. Но мы помним, что предыдущая власть также обещала достичь стандартов НАТО до 2020, но этого не случилось. Что вы думаете по этому поводу?

— Я поддерживаю министра обороны в этом стремлении. И мы увидим, что будет. Если министр поставил амбициозные цели, то он сможет заставить людей достичь поставленной задачи.

И то, что мы видели за последние два-три года, это постоянный прогресс на этом пути. Другие страны Восточной Европы, которые поставили себе целью членство в НАТО, тоже потратили немало времени, чтобы направить свои вооруженные силы на достижение евроатлантических стандартов. И то же самое мы сейчас наблюдаем в Украине. Здесь мы видим поражающий прогресс.

«УКРАИНА, В ПРИНЦИПЕ, ОТВЕЧАЕТ КРИТЕРИЯМ ПАРТНЕРСТВА РАСШИРЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»

— Вы, по-видимому, слышали о желании Украины, которое выразил президент Зеленский во время пресс-конференции в прошлом году в Киеве, присоединиться к программе Партнерства расширенных возможностей. Поддерживает ли Британия предоставление нашей стране такого статуса?

— Если говорить о позиции Великобритании, то мы последовательно поддерживаем это стремление. И относительно этого должна состояться политическая дискуссия в Брюсселе. Если посмотреть на критерии, то как по мне, Украина, в принципе, отвечает критериям Партнерства расширенных возможностей.  Думаю, что предоставление этого статуса станет мощным стимулом для последующих реформ. Поэтому, по моему мнению, это будет очень хорошо. Это будет демонстрировать офису Президента, что оборонная реформа продвигается на правильном пути, а также в плане взаимосовместимости с НАТО.

«В ИЗВЕСТНОЙ МЕРЕ УКРАИНА УЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ СОЮЗНИКОМ  И США, И ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

— Кстати, среди украинских экспертов существует еще одна идея относительно целесообразности для Украины добиваться статуса главного союзника США не члена НАТО, чтобы таким образом получать еще больше военной помощи от Вашингтона, как это в случае Израиля и Египта. Что вы думаете по этому поводу?

— В известной мере Украина уже является главным союзником  и США, и Великобритании. Что касается получения Украиной ежегодной помощи, то наибольшим ее поставщиком являются США — 250 млн. долларов ежегодно. Учитывая это, нельзя отрицать, что Украина является главным союзником США в Восточной Европе среди не членов НАТО.

— Можете назвать размер военной помощи, которую предоставляет Украине Великобритания?

— Ежегодно Великобритания предоставляет Украине военную помощь на сумму 10 млн. фунтов стерлингов. Это включает то, что мы делаем в рамках тренировочной миссии «Орбитал», специального советника по вопросам обороны, более широкого оборонного сотрудничества через мою команду и визиты кораблей, а также военные учения.

Видят ли в Великобритании потенциал для военно-технического сотрудничества с Украиной и если да, то как можно высвободить этот потенциал?

— Заместитель министра по вопросам военных технологий и закупок господин Петренко занимается этими вопросами. И он очень опытен и очень заинтересован в развитии ОПК, инновациях и технологиях, сокращение времени на снабжение и применение оборудования для боевых действий на поле боя. В настоящее время я организую его визит в Великобританию, где он сможет ознакомиться, как происходит снабжение вооружений в нашей стране, как Великобритания осуществляет свои реформы и стремится все больше применять инновации.

Другими словами, господин Петренко возглавляет это направление и является очень позитивным относительно военно-технического сотрудничества, расспрашивая, как в США, Великобритании, других странах происходит снабжение вооружений. И в этой сфере мы ему помогаем, когда он стремится изменить процедуры закупок вооружений через изменения к законодательству. И в то же время происходит реформа в Укроборонпроме, которую мы очень поддерживаем. Кстати, в ее реализации помогает наш специальный советник Линда Смит.

«МОЩНОЕ ВОЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БУДЕТ СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ СОГЛАШЕНИЯ О ЗСТ»

— Недавно посол Украины в Великобритании Наталья Галибаренко сообщила в интервью украинским СМИ, что новое соглашение о свободной торговле между Украиной и Великобританией будет включать несколько разделов. Вопрос таков, будет ли в этом соглашении отдельный раздел о военном сотрудничестве?

— Я думаю, что военное сотрудничество должно стать частью этого соглашения, что закрепит продолжение отношений между нашими двумя странами после выхода Великобритании из ЕС.

Не вникая в детали переговоров, которые длятся, я могу сказать, что мощное военное сотрудничество будет составной частью соглашения о ЗСТ, чтобы обеспечить продолжение того, что мы уже обязались предоставлять. И это также предусматривает получение опыта от сотрудничества Украины, потому что это является партнерством.

В завершение я хочу отметить, что Украина имеет большие Вооруженные силы и доказывает свой потенциал защищаться от российской агрессии. И в этом мы —  Великобритания, США, Канада, Литва, Швеция, Дания, Норвегия, Польша — видим прогресс в реформировании ВСУ. Это, прежде всего, касается реформы системы командования и управления, имплементации закона о Национальной безопасности, в котором прописаны отношения министерства обороны и генерального штаба. Благодаря этому, по моему мнению, министерство обороны и вооруженные силы станут более эффективными, и это улучшит процесс планирования.

Мыкола СИРУК, «День», фото автора
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ