22 мая в Стамбуле состоялся саммит Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). Особенность этого саммита заключалась в том, что он юбилейный, поскольку этой организации исполнилось 25 лет. Кроме того, в конце июня Украины перенимает председательство в ОЧЭС.
Накануне саммита «День» обратился к послу Турции в Украине Йонету Джану ТЕЗЕЛЮ с просьбой рассказать об ожидании Анкары от этого юбилейного саммита, а также каким видят в Турции возможный вклад в деятельность ОЧЭС Украины, которая перенимает председательство во втором полугодии.
«ОЧЭС БЫЛА ПОЛЕЗНОЙ ПЛАТФОРМОЙ»
— Для того чтобы ответить на этот вопрос, мне нужно рассказать об Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС). За ее созданием в 1992 году стояла определенная философия: после завершения холодной войны, страны не могли понять, что происходило, что появлялась система нового мирового порядка. Поэтому наша идея заключалась в том, чтобы собрать вместе страны Черноморского региона и иметь всеобъемлющие механизмы сотрудничества, особенно те, которые касаются экономических отношений и проектов. Ведь мы были и остаемся реалистичными в отношении того, что в этой сфере существует довольно много проблем. Нельзя решить их все. Ведь и после основания ОЧЭС конфликты продолжаются. ОЧЭС — не похожа на Совет Безопасности ООН, поэтому мы не должны возлагать на нее слишком много надежд, тем не менее, она была полезной, жизнеспособной платформой, особенно для диалога. И что особенно важно, она очень всеобъемлюща. Почему? Потому что это был особый выбор Турции.
Фактически существуют 12 членов ОЧЭС, но прибрежных к Черному морю стран не так много. Все-таки мы не хотели заставлять людей думать, что Турция учреждает что-то против той или иной страны. Поэтому мы пригласили страны из более широкого Черноморского региона. Например, Армения даже не имеет выхода к Черному морю, так же, как Греция, Албания, Молдова... Мы хотели быть всеобъемлющими. Идея заключается в том, чтобы сотрудничать, помогать странам, извлекать выгоды из этой взаимодополняемости. Сейчас, хоть это и было сложно, но организация выжила. Она устояла, несмотря на политические расхождения между странами. Поэтому мы и пытаемся держать ОЧЭС, по возможности, подальше от политического контекста, чтобы политические дебаты и конфликты не калечили суть механизмов экономического сотрудничества стран. Поэтому мы учредили несколько механизмов, которые фактически применяли, например, в период до проведения саммитов.
У нас были встречи министров сельского хозяйства, экономики и также мы, конечно, у нас будет встреча министров здравоохранения. Поэтому это функциональные отрасли, которые не выглядят очень критическими, стратегическими, но они необходимы. К тому же мы, конечно, имеем 18 разных рабочих групп, например, по перевозке, которая также очень важна для Украины и других стран. Также есть несколько важных учреждений: банк, центр исследований, парламентская ассамблея. Как вы знаете, секретариат расположен в Стамбуле. В течение нескольких дней он заработает в новом помещении.
И по результатам саммита, конечно, как всегда, будет декларация, и как мы надеемся, в ней лидеры отметят стойкость, постоянный рост. Это не всегда высокие политические слова, но они необходимы.
Мы надеемся, что ОЧЭС, несмотря на отличия, конфликты (но противоречия существуют по всему миру), будет продолжать встречаться, предлагать платформу для тех стран, которые хотят сотрудничать.
Также существует бизнес-форум. Они уже встречались. Министр Степан Кубив из Украины был в Турции с этой целью, вместе с министром экономики, вице-премьер-министром и бизнес-организациями из Украины. Это сложно, но так работает дипломатия: вы имеете механизмы, и страны стимулируют, чтобы извлечь выгоду из этого.
У нас нет волшебной палочки, панацеи, лекарств, чтобы решить все, но если у нас не будет таких платформ для диалога, то что же тогда остается?
— Господин посол, можете нам рассказать о реализованных и выгодных для региона проектах.
— У нас была возможность учредить дееспособный, эффективный банк. Он расположен в Греции, с центром в Салониках. Они работают над проектами, пытаются спонсировать определенные проекты, запросы, поступающие к ним. Они пытаются работать с перевозками, помогать бизнесу, возможно, малому и среднему. Я уже вспоминал о существовании 18 рабочих групп и банка, бизнес-форума. Все зависит от членов, насколько сильно они этого хотят. Мы имеем лучший, больший секретариат в Стамбуле. Кстати, предыдущий секретариат находился в прекрасном месте. Это было дворцовое, историческое здание в Стамбуле, которое нравилось людям. Но там не было достаточно места, к тому же это здание должны были реставрировать, поэтому секретариат переехал в новое здание.
«МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО У НАС БОГАТАЯ КОЛЛЕКЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ»
— Я читал, что существует что-то наподобие «черноморской идентичности». Можете объяснить, что это такое?
— Во-первых, мы в Турции считаем, что у нас богатая коллекция идентичности. У нас есть немного из Ближнего Востока, немного со Средиземноморья, немного с Балкан. Так что мы тоже европейцы, мы в то же время азиаты, но мы черноморская страна, и при этом также кавказская страна. Что касается Черного моря, то оно связывает эти страны. Черное море, как вы знаете, было путем торговли и культурного взаимодействия в течение веков.
Идея заключается в том, что, когда холодная война завершилась, странам нужно было извлечь выгоду из культуры примирения, взаимодействия. Культура взаимозависимости необходима. Когда страны больше торгуют друг с другом, вместе садятся за стол переговоров, строят соместные проекты, их интересы приближаются, ведь тогда им нужно вместе защищать свои тесные интересы.
Поэтому мы хотели, чтобы страны вокруг Черного моря поняли, что открытие своих рынков, стран к сотрудничеству друг с другом, торговли, это не то, чего следует бояться. Как раз наоборот: вы собираетесь вместе, открываете свои границы, и потом бизнес будет создавать совместные компании, проекты. И следовательно, появляется необходимость защищать то, что будет представлять общий интерес этих стран, а это останавливает конфликты и противостояние. По крайней мере должно.
«ОЧЭС НЕ ЗАСТАВЛЯЕТ СТРАНЫ ДЕЙСТВОВАТЬ СООБЩА»
— Но вы отметили, что были определенные противоречия до того, как ОЧЭС была основана. Как украинско-российский кризис влияет на черноморское сотрудничество, реализацию его потенциала?
— Конечно, если посмотреть на такие страны, как Украина и особенно Россия, существуют определенные точки сотрудничества. Их приоритеты не ограничены только Черным морем. Черное море является лишь частью их стратегических взглядов.
Поэтому проблема между Украиной и Россией, которая, конечно, является проблемой для всех нас, из-за ее разветвленности, влияния на международные связи, международные законы, безопасность — конечно, существуют не из-за Черного моря. Черное море, наоборот, является местом, каналом. Возможно, они все еще могут вести диалог, не обязательно ведя жесткие дебаты относительно самого кризиса. Ведь это не было бы честно: существуют и другие механизмы, процессы, которые этим занимаются. Например, Минский процесс. Поэтому ОЧЭС не должен вмешиваться в это. Но существуют дополнительные каналы, где лидеры, министры могут собраться, а затем на низшем уровне компании и другие институции могут увидеть результаты, преимущества от сотрудничества. Сейчас ОЧЭС не вынуждает страны действовать сообща, но она предлагает им место, поэтому тот, кто хочет, приходит и работает.
Особенность ОЧЭС заключается в том, что решения принимаются консенсусом. Это значит, что все должны сказать «да» решениям высокого уровня. Но единый механизм, где принимаются такие решения высоко уровня, существует на уровне министров. В ином случае министры не вмешиваются во все остальные механизмы сотрудничества, экономическую инфраструктуру.
ОЧЭС также использует некоторые контакты связи с ЕС. Они приезжают посмотреть, чем занимается ОЧЭС ... поэтому это в конечном итоге региональная организация.
«ВАЖНО, ЧТОБЫ УКРАИНА БЫЛА СИЛЬНО ПРЕДСТАВЛЕНА В ОЧЭС»
— Какого вклада в работу ОЧЭС вы ждете от украинцев, особенно с учетом того, что Украина берет на себя председательство во втором полугодии?
— Украина находится в процессе перестройки, в том числе связей с соседями и их территориями. Поэтому я считаю, что Черное море является хорошей возможностью, которой должна воспользоваться Украина. У вас есть банк, бизнес-форум, министры, которые собираются вместе и ведут переговоры. Это все имеет смысл. Думаю, это основывается на понимании того, что украинские министры идут на эти встречи. Я понимаю, что находясь в кризисе, были некоторые сомнения, но когда мы учредили в 1992 году ОЧЭС, была идея: несмотря на проблемы, создать канал, где могут существовать ежедневный бизнес, чтобы попытаться сделать что-то хорошее. Нам еще нужно сделать ОЧЭС эффективнее, действенной. Поэтому мы и делаем акцент на реформе. Конечно, реформа важна, но она требует консенсуса. И это правило консенсуса заставляет страны думать и приходить к общему выводу. Мы работаем над этим, и мы передаем председательство Украине. Так что Украина также внесет интеллектуальный и практический опыт в это.
Но я не могу представить ОЧЭС без Украины и ее вкладов. Украина, несмотря на все трудности, — страна с огромным потенциалом, и фактически в этот момент она реформируется, пытается разрушить стены, найти новые пути. Поэтому я думаю, что ОЧЭС представляет для Украины прекрасную возможность.
Продолжение темы: «ОЧЭС в тупике»