Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Адамкус возвращается

Преемственность и риски литовской политики
30 июня, 2004 - 00:00


Политическая ситуация в Литве, на первый взгляд, вернулась на круги своя. В начале прошлого года тогдашний президент Валдас Адамкус неожиданно проиграл выборы Роландасу Паксасу — многие сторонники Адамкуса были настолько убеждены в победе действующего президента, что просто не пришли голосовать. Сразу же после начала «Паксасгейта» практически никто не сомневался в шансах Адамкуса снова вернуться в президентский дворец. Ожидания сторонников патриарха литовской политики оправдались — приведший свою страну в Европейский Союз и НАТО президент снова встал у ее руля. Но как изменился политический ландшафт Литвы за прошедшие полтора года? Принесет ли возвращение Адамкуса стабильность в пережившую серьезные политические потрясения балтийскую республику?

ФИНАЛИСТЫ

Во втором туре президентских выборов, прошедшем в это воскресенье, Валдас Адамкус соревновался с депутатом Сейма, первым премьером постсоветской Литвы Казимерой Прунскене и победил с небольшим отрывом — за него проголосовали 52,2% избирателей, за Прунскене — 47,8%. Напомним, активный представитель литовской диаспоры в США Валдас Адамкус сделал блестящую карьеру в сфере охраны окружающей среды, также выполнял работу переводчика для американской военной разведки. (Что стало поводом для нападок на него критиков из России, но не литовских оппонентов. Главные претензии к Адамкусу в Литве связаны с передачей американской компании Williams Мажейкяйского нефтекомплекса). С 1970-х годов помогал своей малой родине, с восстановлением независимости Литвы начал принимать участие в ее политической жизни. В первый раз выиграл выборы у нынешнего исполняющего обязанности президента Литвы Артураса Паулаускаса с минимальным отрывом в несколько десятых процента голосов.

Главный редактор отдела политических новостей агентства BNS Аудрюс МАТОНИС не считает проблемой традиционный для Адамкуса незначительный перевес на выборах. По его словам, «о расколе литовского общества начали говорить после победы Паксаса». «Теперь же одной из задач, поставленных избирателями перед Адамкусом, является восстановление общественного мира», — сказал господин Матонис корреспонденту «Дня». И у новоизбранного президента, и у лидера Союза Крестьянской партии и Партии новой демократии Казимеры Прунскене имеется свой традиционный электорат. По словам Аудрюса Матониса, сторонники последней — преимущественно жители сел или маленьких городков, зарабатывающие меньше и хуже образованные, чем сторонники Адамкуса — жители крупных городов. По мнению литовских экспертов, ключевую роль на выборах сыграл «фактор внешнеполитических ценностей». «Формально оба кандидата не собирались ломать договоренности, связывающие Литву с ЕС и НАТО. Но Прунскене в большей мере представляла слои, тяготеющие к России», — говорит политолог Лаурас БЕЛИНИС, доцент Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета . Очевидно, не на пользу «янтарной леди» пошел и возрожденный накануне выборов скандал с обвинениями ее в сотрудничестве с КГБ.

Имидж соперницы Валдаса Адамкуса (кстати, ее выход во второй тур по результатам опросов общественного мнения казался маловероятным), также был тесно связан с экс-президентом Паксасом. В свое время Казимера Прунскене не поддержала импичмент президенту, в ходе предвыборной кампании обещала позаботиться об отмене недавних поправок в законодательстве Литвы, лишивших Паксаса возможности вернуться в большую политику. «Литовский Чкалов» призвал своих сторонников поддержать «янтарную леди». Однако, по мнению Аудрюса Матониса, «экс-президент снова переоценил себя. Он появился у Прунскене с букетом алых роз в разгар подсчета голосов и был практически уверен в ее победе — благодаря ему. Трудно сказать, каким был бы результат Прунскене без поддержки Паксаса, но она все-таки проиграла». «Союз с Прунскене был более выгоден для Паксаса, чем для нее. Его Либерально-демократическая партия потерпела сокрушительное поражение на выборах в Европарламент, ее популярность драматически упала, и экс-президенту теперь надо ассоциироваться с кем-то влиятельным, надо показать, что с ним кто-то считается», — говорит Аудрюс Матонис. Прунскене же, по его словам, поступила бы глупо, если бы не постаралась привлечь на свою сторону избирателей Паксаса.

Очевидно, что у Прунскене, последнее десятилетие остававшейся заметной, но не ключевой фигурой литовской политической сцены, появился серьезный шанс остаться в первых рядах государственной системы. 13 июня она выиграла место в Европарламенте, но, параллельно принимая участие в президентских выборах, уступила кресло коллеге из своего партийного списка. «За Прунскене все еще остается место в Сейме, и я практически уверен, что оно гарантировано ей и после парламентских выборов осенью этого года. Если же ее партия войдет в правящую коалицию, возможно, Прунскене будет претендовать и на пост в правительстве», — говорит Аудрюс Матонис.

ПОПУЛИЗМ И «АДМИНРЕСУРС»

Тем временем на передовой литовской политики появился человек, сильно отличающийся от Адамкуса и Прунскене: созданная менее года назад Рабочая партия Виктора Успаских набрала наибольшее количество голосов на выборах в Европарламент (30%). При этом голосование 13 июня считается «генеральной репетицией» осенних выборов в Сейм, — если в оставшееся время не произойдет ничего неожиданного, например, если правоохранительные органы не откопают серьезный компромат на лидера «рабочих», отмечают литовские обозреватели. Олигарх Виктор Успаских приехал в Вильнюс из России накануне провозглашения независимости Литвы (поэтому, согласно действующему законодательству, не может баллотироваться в президенты, но всячески показывает, что пришел в политику всерьез и надолго). Во время президентской кампании 1997 года входил в окружение проигравшего тогда Артураса Паулаускаса. Сегодня Успаских часто ставят в один ряд с Паксасом — как политиков-популистов. Лидер Рабочей партии постоянно заявляет, что его детище не имеет четкой политической идеологии, он активно выступал с идеей перевести парламентские выборы исключительно на мажоритарную систему. «Литовцы всегда очень рады верить кому-то новому, — объясняет феномен Успаских Аудрюс Матонис. — Они традиционно ненавидят политические партии. Литовцы убеждены, что консерваторы, бывшие коммунисты, все без исключения, кто уже был у власти, — воры. Рабочая партия у власти еще не была. К тому же, ее лидер — симпатичный миллионер, которому как бы и воровать незачем — он и так богат. Но думаю, что популярность «рабочих» будет столь же недолговечна, как и сама эта партия. Она побудет у власти год или два, и от нынешней уникальной популярности останутся только воспоминания». Лаурас Белинис полагает, что теперь основная конкуренция в литовской политике развернется между партиями Успаских и Прунскене, так как они опираются на один слой избирателей.

Пока что в Вильнюсе хватает неожиданностей и без непосредственного участия колоритной фигуры Виктора Успаских. Накануне второго тура президентских выборов Служба спецрасследований произвела операцию по выемке бухгалтерских документов в штаб-квартирах ведущих политических партий. Руководитель спецслужбы Валентинас Юнокас сразу же заявил журналистам, что операция никак не связана с предвыборной кампанией, а проходит в рамках досудебного расследования некоего уголовного дела, возбужденного год назад. Тем временем в Литве Юнокаса традиционно считают фигурой, близкой к экс-президенту Паксасу, и многие убеждены, что рейды прошли не без ведома последнего. «Сейчас очень трудно делать выводы о том, насколько такое использование админресурса повлияло на решение избирателей. Очевидно одно: оно сплотило как электорат Прунскене, так и электорат Адамкуса», — убежден Лаурас Белинис.

Преподнес сюрприз и мэр Вильнюса Артурас Зуокас, известный своими симпатиями к Адамкусу. Незадолго до второго тура он «сбежал» из Литвы, заявив, что опасается ареста. Правда, через считанные часы вернулся обратно. «Поспешные действия Зуокаса многие обозреватели считают политическим самоубийством, — говорит Аудрюс Матонис. — Он фактически признал, что в чем-то виновен. Формально против него нет никаких санкций, он свободен ехать куда хочет и когда хочет. Служба Юнокаса сказала, что и не собиралась преследовать мэра. Так что все ждут от него объяснений».

ЗАДАЧИ МОДЕРАТОРА

В отличие от ожидаемых со стороны некоторых литовских политиков сюрпризов, курс президента Адамкуса обещает быть прогнозируемым и стать логичным продолжением его первого срока. Конституция Литвы представляет президенту больше полномочий во внешней политике, чем во внутренней. «С другой стороны, зная, что из-за недостаточного внимания к внутренним проблемам он проиграл прошлые выборы, Адамкус неоднократно повторяет, что гораздо больше внимания будет уделять ежедневным проблемам простого народа, — рассказывает Аудрюс Матонис. — Удастся ли ему это или нет, я не знаю, но если он будет демонстрировать свою озабоченность теми или иными негативными явлениями в социальной сфере, в сфере правопорядка, то получит шанс сохранить и даже приумножить свою популярность».

Лаурас Белинис убежден, что Литву ожидает горячая осень. Но и после выборов в Сейм стране не гарантировано спокойствие, «так как она находится на рубеже двух структур — ЕС и СНГ». «Наш восточный сосед — Россия — очень часто наполняет политическим содержанием экономические аргументы. Все проблемы в отношениях между Вильнюсом и Москвой остались. Правда, наша принадлежность к ЕС и НАТО позволяет вести диалог с позиции государства — члена больших и влиятельных объединений. Так что Литва готова выполнять работу своеобразного модератора в диалоге между ЕС и СНГ», — говорит Лаурас Белинис.

Литовские аналитики убеждены, что преемственность политики Вильнюса в отношении Украины будет сохранена. Поддержку нашему государству как потенциальному кандидату на присоединение к ЕС и НАТО высказывали и президент Адамкус, и президент Паксас, и исполняющий обязанности президента Паулаускас. Другое дело, что такая поддержка сработает только в случае принятия Украиной литовского опыта преемственности внешнеполитического курса и незыблемости демократических институтов.

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ