В последнее время многие украинские политики ставят под сомнение целесообразность существования Совета Европы, принимая во внимание то, что эта организация все больше теряет свой вес и не может влиять, прежде всего, на самого крупного участника — Российскую Федерацию, которая не выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению прав человека. Какой в будущем может быть роль Совета Европы и имеет ли он инструменты влияния на страны-участницы? Как выполняет Украина взятые на себя обязательства при вхождении в Совет Европы? Какие конвенции необходимо принять украинскому парламенту, чтобы внедрить в нашей стране европейские стандарты? Что конкретно делает в Украине или планирует делать в ближайшее время офис Совета Европы в Киеве? Об этом в интервью «Дню» — Представитель Генерального секретаря Совета Европы по координации программ сотрудничества в Украине Аке ПЕТЕРСОН.
«РОЛЬ СЕ И БЫЛА, И ОСТАЕТСЯ ВАЖНОЙ И ВЛИЯТЕЛЬНОЙ»
— Господин Петерсон, не секрет, что все больше европейских стран становятся членами ЕС и, соответственно, подчиняются решениям этого сообщества. Кроме того, почти все европейские страны входят в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. И во многом деятельность этих двух организаций перекликается с тем, чем занимается Совет Европы. Имеет ли в таком случае перспективу организация, которую вы представляете в Украине?
— Я думаю, что все названные организации имеют пространство для деятельности. Мы не конкурируем, и сферы деятельности упомянутых организаций не лежат в одной плоскости. По моему мнению, правовые стандарты демократических идеалов и демократического развития все-таки остаются в рамках Совета Европы. Ведь деятельность других организаций опирается на оценки, сделанные через разные наши институты: экспертов СЕ, Венецианскую комиссию, Европейский суд прав человека. В Совете Европы вырабатываются и новые стандарты.
Вы все-таки правы в том, что во многом деятельность ЕС, ОБСЕ и СЕ совпадает, однако тут мы имеем дело с позитивным взаимодополнением и расширением сферы применения наилучших результатов. Например, в Лиссабонском соглашении, которое, я надеюсь, скоро примут в ЕС, есть статья о принятии без изменений всей Конвенции о правах человека как части acquis communitaire Евросоюза. А это признание того, что роль СЕ и была, и остается важной и влиятельной.
Между тем другие организации должны делать свою работу. Здесь нет конкуренции, хотя по многим вопросам мы работаем вместе, когда наши цели совпадают. Например, на минувшей неделе Венецианской комиссией — а это структура СЕ — и Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ — была подготовлена новая экспертиза предложенных изменений к украинскому закону о президентских выборах.
«ЗА ДЕМОКРАТИЮ МЫ ДОЛЖНЫ БОРОТЬСЯ КАК КАЖДЫЙ ЛИЧНО, ТАК И ВСЕ ВМЕСТЕ»
— А есть ли в СЕ инструменты, которые способствуют соблюдению стандартов в странах-участницах?
— Такими инструментами являются механизмы Комитета министров, Парламентской Ассамблеи Совета Европы, Конгресса местных и региональных властей и Конференции международных неправительственных организаций, а уже эффективная работа и взаимодействие этих механизмов являются обязательным условием нормального развития стран-членов Совета Европы. Украина должным образом представлена и активно участвует в работе всех этих институтов, в которых всегда идут дискуссии не только касательно вашей страны, но и в отношении других стран; обсуждаются вопросы о том, как дать возможность гражданам реализоваться в демократических условиях. Например, на этой неделе в Киеве будет проводиться Форум «За будущее демократии», посвященный выборам. Но это касается не только украинских вызовов, но и наших общих взглядов на демократию в будущем во всех странах. За демократию мы должны бороться как каждый лично, так и все вместе.
— Но ведь есть некоторые страны, которые не признают общеевропейских стандартов. Российский премьер, в частности, недавно сказал, что Запад не имеет никаких стандартов. Как действовать в случае, когда какая-то страна не признает европейских стандартов?
— Всегда будут политики, которые будут говорить, что существуют двойные стандарты, и нас они не касаются. Конечно, в такой ситуации принуждением ничего нельзя будет достичь. Каждая страна самостоятельно решает, внедрять ли такие стандарты и следовать ли им. И должна быть выражена воля людей здесь, в Украине, следовать ли этим стандартам. В случае, если такая воля есть, Совет Европы предлагает соответствующие инструменты для ее реализации.
ПОДПИСАННЫЕ КОНВЕНЦИИ И СОБЛЮДЕНИЕ ЗАЛОЖЕННЫХ В НИХ СТАНДАРТОВ
— Но если страна взяла на себя обязательства и не выполняет их?
— В Совете Европы очень сложная система. Сначала происходит подписание и ратификация соответствующих правовых документов — конвенций, хартий, договоров, где закреплены, в частности, и стандарты в области защиты прав человека, а уже потом нужно внедрять эти стандарты и придерживаться их. А это трудно. Государство добровольно обязуется следовать соответствующим стандартам, и оно уже вынуждено выполнять это свое обязательство. Речь идет о разных документах, о Европейской конвенции по правам человека, о конвенциях по борьбе с коррупцией в контексте уголовного и гражданского права, конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных от преступной деятельности, и о документах, в которых закреплены социальные стандарты, и о Европейской хартии местного самоуправления, ряде других важных документов. Украина ратифицировала достаточное количество конвенций, и граждане имеют право требовать, чтобы соблюдались заложенные в них стандарты. В этом состоит вызов для правительственных структур, которые должны выполнять взятые государством обязательства. Я думаю, что существует достаточно инструментов, чтобы это реализовать. Должна быть политическая воля и уверенность в Украине, что это нужно делать. Наша роль — помогать тем силам, которые хотят это реализовать. Я думаю, что украинцы должны требовать от своих политиков осуществления соответствующих шагов.
— Господин Петерсон, а такой инструмент, как лишение права голоса, в ПАСЕ стал уже не нужен?
— Это крайняя мера, к которой, в общем, редко прибегают. ПАСЕ имеет право требовать от Украины, чтобы она выполняла взятые обязательства. Я думаю, что политики, работающие в Мониторинговом комитете и непосредственно оценивающие и готовящие рекомендации по выполнению Украиной обязательств, — это друзья Украины. Я считаю, что следует воспринимать серьезно такие взвешенные рекомендации.
«ДОЛЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ БОЛЬШОЕ ДОВЕРИЕ МЕЖДУ ГРАЖДАНАМИ И ПОЛИТИЧЕСКИМИ СИЛАМИ»
— Не могли бы вы назвать законы или конвенции, которые Украина не выполняет?
— После визита наших наблюдателей или докладчиков появляются новые аспекты. Можно сказать, что всегда поднимается вопрос о судебной системе, которая не работает как следует. Кроме того, должен быть обеспечен доступ для всех к независимой судебной системе.
Но проблема в том, что сегодня речь идет не столько о стандартах обеспечения функционирования этой системы, сколько о том, как именно их сформировать и внедрить. Должно существовать большое доверие между гражданами и политическими силами. Этот вопрос нельзя решить без такого доверия.
Наша роль состоит в содействии появлению доверия между политическими лидерами для внедрения судебной реформы. Думаю, не стоит поднимать слишком много приоритетных вопросов.
Я считаю, что судебная реформа и судебная борьба против коррупции связаны с созданием независимых структур и появлением независимых чиновников, которые должны работать только на удовлетворение потребностей общества и которые не будут зависеть от политического влияния.
КОНСТИТУЦИЯ, СЕ И ЖИЗНЕННЫЙ УРОВЕНЬ ГРАЖДАН
— Господин Петерсон, а как вы оцениваете споры в Украине о Конституции — действительно ли она является проблемой для развития нашей страны? Ведь одни говорят, что Основной Закон не совершенен и его следует менять. Другие говорят, что следует придерживаться этой Конституции и законов.
— Я могу только сослаться на мнение экспертов Венецианский комиссии, которые считают, что следует совершенствовать то, что есть. Не нужно все делать с начала.
— А какие конвенции или законы Украина должна внедрить у себя, чтобы повысить стандарты, жизненный уровень граждан?
— В первую очередь, речь идет о Европейском кодексе социального обеспечения, Европейской социальной хартии. На сегодняшний день Украина ратифицировала 69 различных соглашений Совета Европы. Кроме того, 24 соглашения были подписаны, но еще не ратифицированы.
Система СЕ хоть и является достаточно сложной, но, вместе с тем, она влиятельна. Она создавалась в течение почти шестидесяти лет с целью обеспечения будущего консолидированной демократии.
Я поражен тем, что сделала Украина в 90-х годах, когда она не имела никаких перспектив членства в ЕС. Теперь очень много говорится о Евросоюзе. Это хорошо. Но путь в ЕС, по моему мнению, лежит через наше правовое пространство Совета Европы — через внедрение стандартов этой организации. Если все эти условия будут имплементированы, то путь в ЕС будет более легким.
— Какие задачи стоят перед вашим офисом на ближайшее время?
— Мы работаем с Украиной на базе общего плана действий с СЕ. Этот план был выработан на базе предложений украинских структур и соответствующих рекомендаций Страсбурга, которые были подготовлены по результатам различных мониторинговых процессов. В частности, в плане предусмотрено осуществление мероприятий, направленных на то, чтобы бороться с коррупцией и отмыванием денег, насилием в отношении женщин и детей, реформировать медийный сектор, адаптировать законодательство к новым технологиям.
Офис Совета Европы в этом году положил начало показу фильмов на правозащитную тематику в рамках кинофестиваля «Молодость». Мы надеемся, что те фильмы, которые были отмечены наградами Совета Европы и впервые будут демонстрироваться в Украине, — а это «Бамако: суд» (Мали — Франция), «Бьюик Ривьера» (Хорватия), и «Наблюдатели за птицами» (Бразилия — Италия) — вызовут интерес украинского зрителя. Мы надеемся также на неравнодушие участников обсуждений во время панельной дискуссии, которая пройдет в рамках этого кинофестиваля по проблематике, рассмотренной в представленных на этой сессий фильмах.
Офис Совета Европы помогает Украине готовиться к крупному Форуму: «За будущее демократии». Большое количество участников форума приедет в Киев, в Украинский дом, чтобы обсудить вопросы, связанные с вызовами демократии из-за выборов. Украина сама заявила о своем желании провести форум в Киеве.
Мы также работаем для того, чтобы людям стали понятны структуры Совета Европы и механизмы деятельности этой организации. Конечно, широко известна информация о Европейском суде — число заявлений от Украины в суде очень велико.