В Сирии с каждым днем ухудшается ситуация, несмотря на то, что сирийский кризис находится в центре внимания мирового сообщества, мировых СМИ. Сейчас ООН заговорило о гуманитарной катастрофе в Алеппо из-за действий российских ВВС, которые помогли войскам Башара окружить подконтрольную оппозиционным силам провинцию. Более того, согласно данным правозащитных организации HRW, российские ВВС применяют при бомбардировке Алеппо запрещенные международным законодательством кассетные бомбы. И вот как реагируют на эти беспрецедентные действия США. «Мы обратились к России, и еще раз призываем Москву присоединиться к совместным усилиям для немедленного прекращения огня и обеспечения полного гуманитарного доступа», — заявил госсекретарь США Джон Керри.
Между тем канцлер Германии Ангела Меркель на общей пресс-конференции с премьер-министром Турции Ахметом Давутоглу призналась: «В последние дни мы были не просто шокированы, а в ужасе от страданий десятков тысяч мирных жителей Сирии в результате бомбардировок, в первую очередь со стороны России».
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать ситуацию в Сирии и рассказать о перспективе урегулирования сирийского кризиса.
«У ЗАПАДА НЕТ РЕАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ЖЕЛАНИЯ ВВОДИТЬ ВОЙСКА В СТРАНУ, КОТОРАЯ УЖЕ РАЗВАЛЕНА»
Ульрих ШПЕК, старший научный сотрудник Трансатлантической академии в Вашингтоне, эксперт Европейского центра Карнеги в Брюсселе:
— Стратегия США в Сирии, которую также поддерживает Германия, в том, чтобы пытаться убедить россиян, что главная цель борьба с ИГИЛ, а не укрепление режима Асада. Мы видим, что дипломатический процесс в Женеве потерпел неудачу, переговоры были приостановлены. Выглядит так, что Россия не чувствует потребности в компромиссе, потому что выигрывает на поле боя. Однако в дипломатических кругах до сих пор есть надежда, что как-то волшебной палочкой россиян удастся убедить сотрудничать в Сирии.
4 ФЕВРАЛЯ 2016. АЛЕППО. ЖИТЕЛИ ГОРОДА РАЗБИРАЮТ ЗАВАЛЫ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ АВИАУДАРОВ РОССИЙСКИХ ВВС В СИРИИ / ФОТО РЕЙТЕР
В противовес ситуации в Украине, когда мы ввели санкции против РФ за аннексию Крыма и агрессию на Донбассе, Запад не собирается использовать какие-либо инструменты против РФ. Главная проблема в Сирии заключается в том, что у Запада нет реальной политики и желания вводить войска в страну, которая уже развалилась. И ее нужно отстраивать. Сейчас тихо надеются, что ее отстраивать будет Асад с помощью России. И весьма вероятно, что Сирия станет марионеточным государством, главным образом контролируемым Россией и Ираном.
Мы увидим, произойдет ли в последующие несколько недель международное возмущение тем, что 300 тыс. человек окружены в Алеппо. И, согласно сообщениям, Россия не будет освобождать дом за домом, а будет бросать бомбы, применять наземные войска, которые будут пытаться реализовывать чеченский сценарий. То есть остается увидеть будет ли международное возмущение. Хотя и сейчас Сирия главная тема в ежедневных новостях CNN. Возможно, Россия почувствует, что ей нужно сделать что-то для сохранения своей репутации, но наземная операция будет развиваться, так как она захочет продвигаться настолько далеко, как сможет. Ведь Запад не вовлечен в конфликт в Сирии. Турция и Саудовская Аравия и Иордания не в состоянии и не хотят сами что-то сделать без сильной американской поддержки.
«ВСЕ АРАБСКИЕ СТРАНЫ ЭТОГО РЕГИОНА ОТКРОВЕННО НАЗЫВАЮТ РОССИЮ АГРЕССОРОМ»
Александр БОГОМОЛОВ, президент Центра ближневосточных исследований, Киев:
— Позиция американцев, в частности просьба госсекретаря Джона Керри в адрес россиян, чтобы они прекратили боевые действия у Алеппо, это все равно, что обращаться к насильнику и уговаривать его не насиловать девушку. В действительности у США очень слабая и неубедительная позиция в отношении урегулирования сирийского кризиса. И они ничего не добьются таким образом. А очевидным является то, что там намечается гуманитарная катастрофа. Фактически все арабские страны этого региона откровенно называют Россию агрессором.
Но решение сирийского кризиса невозможно при слабой позиции США, которые до сих пор пытаются делать вид, что возможны какие-то переговоры. Для россиян международные переговоры по Сирии — это просто прикрытие, то, что на языке КГБ называется операция прикрытия. И это было продемонстрировано последний раз в Женеве, где пытались найти решение сирийского кризиса. И эти переговоры усилили нападения и бомбардировки. Россияне в действительности хотят кардинальным образом изменить ситуацию в мире в интересах режима Асада. И причем очевидно, что это российское вмешательство является первопричиной увеличения потока беженцев. Но на фоне всего этого идут какие-то переговоры вместо того, чтобы поставить Россию на место и сказать, что она является агрессором и не является партнером для мира.
Иранцы также не являются партнерами для мира, но в сравнении с россиянами они потенциально больше заинтересованы в мирном урегулировании в Сирии, как это ни странно для многих арабов. Дело в том, что иранцы являются частью региона, соседней страной, которая так или иначе всегда испытывает последствия от событий, которые там происходят и будет нести ответственность за свои действия.
Между тем Россия ничего там не имеет. А может играть по обе стороны конфликта. Но конечно, все знают, что ее цель — поддерживать сирийский режим. Это объясняется тем, что у России это единственный козырь, который она имеет в руках. Если она получит другой козырь, то может переиграть. Но этого в настоящее время не видно. Для России укрепление власти сирийского режима — это увеличение собственного влияния. Режим Асада был практически разрушен и мало чего стоит сам по себе взятый.
И эти слова о том, что якобы россияне предлагали Асаду не так давно отказаться от власти, — это болтовня и манипуляции. Россияне фактически вместе с иранцами контролируют асадовский режим, который не имеет никаких собственных ресурсов. Если бы вдруг сейчас россияне и иранцы ушли из Сирии, то асадовский режим прекратил существование в то же мгновение. И такое почти случилось в канун российской интервенции. Фактически, это такая печать внутри которой сидит, условно говоря, тот, кто банкует — это российский, в действительности, режим. Другими словами, это не сирийский режим, а российский. Но вместе с тем все построено таким образом, что россияне могут сказать: причем здесь мы, просто мы поддерживаем законную власть.
— Существует мнение, что никто без поддержки США не может осмелиться на наземную операцию в Сирии, хотя мы слышали громкие заявления Саудовской Аравии и Иордании отправить наземные войска для разрешения сирийского конфликта. Что скажете на это?
— Действительно, саудовцы и иорданцы своими заявлениями о том, что они создадут исламскую коалицию по борьбе с терроризмом, в которую войдут почти все страны. С другой стороны, их заявление отправить солдат в Сирию, на что не осмеливаются США и Турция, — это средство политического давления на ключевого партнера по формально возглавляемой США коалиции против «Исламского государства». А с ключевым партнером придется ждать, пока не будет нового президента в Белом доме.
Поэтому 2016 год будет непредсказуем. И от президента США Барака Обамы нечего ожидать, кроме продолжения тенденции, которая наблюдается, в частности переговоры, которые ничего не дают. И что еще следует ожидать чрезвычайного, особенно сейчас, когда идет речь о разрушении Алеппо. Поток беженцев и так зашкаливает. Фактически те вещи, которые должны были привести к тому, чтобы американцы опомнились, не срабатывают.
И на данный момент главная задача сирийской оппозиции — выстоять в этом году. Если они удержат в 2016 году позиции, то, как сказал последний посол США в Сирии, при любых условиях в Сирии все равно выигрывает оппозиция. Просто потому, что она имеет поддержку преобладающего большинства населения.
Сейчас возможны сценарии, автономизация — отделение на некоторое время Латакии, где базируются алавиты и главным образом режим Асада. Такие вещи возможны, но они неустойчивы.
Все зависит от того, как будет разгораться ситуация с присутствием Саудовской Аравии. И дело в том, осмелятся ли саудовцы на большее или на меньшее. Но они не могут выскочить за пределы коалиции, нужно согласование ключевых позиций с американцами. Но можно сейчас четко сказать, что никакой выгоды от международных переговоров не будет. И проблема в том, что на них не представлена другая сторона — оппозиция, а только Асад и международное сообщество.