Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алесь ПИЛЕЦКИЙ: В Минске кажется, что народ и оппозиция — едины, в Киеве я понял, что это не совсем так

Журналист белорусского «Еврорадио» — о нескольких днях, проведенных на Майдане, и о том, как воспринимают украинские события в соседней стране
11 декабря, 2013 - 11:35
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

С белорусским журналистом Алесем Пилецким мы познакомились в Минске в 2011 году. Через полгода после выборов президента, грубого разгона митинга несогласных с их результатами и новой волны репрессий в стране начался экономический кризис, а за ним — новые протесты. Тогда в Украине присматривались к развитию событий в Беларуси, пытаясь понять, означают ли они начало нового этапа. В прошлый четверг мы с Алесем встретились в Киеве на Майдане Независимости. Он как журналист белорусского «Еврорадио» приехал в Украину готовить материал об акциях протеста. Соответственно, я воспользовалась поводом, чтобы выяснить, как в Беларуси воспринимают украинские события. Далее — прямая речь.

— Белорусские независимые СМИ — государственные, разумеется, не освещают события в Киеве — поддерживают украинцев. Авторы, которые в основном находятся в Беларуси, пишут статьи о беззаконии, которое творит власть, о «Беркуте»; в социальных сетях распространяют видео страшного разгона Евромайдана. Все однозначно на стороне демонстрантов, все однозначно на стороне оппозиции, причем первых и вторых не разделяют, — рассказывает Алесь ПИЛЕЦКИЙ. — Когда я приехал в Киев — а это было в день голосования за отставку правительства, — сразу пошел к Кабинету Министров, а когда стало понятно, что отставка не прошла — вернулся на Майдан. Как раз выступали Виталий Кличко, Олег Тягнибок и Арсений Яценюк, и я с удивлением заметил, что люди относятся к ним не как к своим лидерам. Я понял, что люди преимущественно вышли не поддержать оппозицию, а выразить свое несогласие с действиями власти. Они протестуют против поступков — и это очень хорошо. В Беларуси же люди протестуют против Лукашенко.

Открытием для меня было и то, что оппозиционные лидеры в своих заявлениях делают ставку на проведение внеочередных выборов, отставку правительства, акцентируют внимание на жестоком разгоне демонстрантов. Никто из них почти не говорит о том, что необходимо вернуться к подписанию Соглашения об ассоциации. Для Беларуси тема соблюдения прав человека также очень болезненна. Но когда я слышу такие заявления оппозиционеров, мне кажется, что эти люди заинтересованы, в первую очередь, не в том, чтобы найти и наказать виновных в разгоне, а в том, чтобы свергнуть власть и самим занять ее место. На мой взгляд незаангажированного человека, было бы логично требовать совершенно открытого расследования того, что произошло в ночь на 30 ноября; и если окажется, что Азаров или Янукович лично давали указание «Беркуту», тогда можно требовать их отставки.

«КАК ЖУРНАЛИСТ Я ПОСЕТИЛ НЕМАЛО ПРОТЕСТОВ В МИНСКЕ — И ВИЖУ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ОТЛИЧИЯ»

Сегодня целую ночь (разговор состоялся 5 декабря. — Авт.) мы снимали видеосюжеты для сайта «Еврорадио» о том, как выглядит Майдан ночью: разговаривали с людьми — с поваром, с девушкой, которая после работы разносит блины протестующим; ходили в городскую администрацию. И я увидел, что люди хорошо организованы. Не только самоорганизованы, ведь в Беларуси бытует мнение, что украинцы еще со времен Помаранчевой революции умеют хорошо самоорганизовываться. Но и организованы людьми, отвечающими за координацию. Например, есть люди с практикой, которые способны поставить границы. Или же мне ежедневно в пресс-центре выдавали новый пропуск, что тоже правильно. В Беларуси оппозиция не достигла такого уровня; она не может организовать протест так, как это делается здесь.

Другой момент — в Минске на акции ходит в основном интеллигенция, люди, имеющие устоявшиеся взгляды, убеждения. Здесь я вижу совершенно разных людей. Вчера мы снимали видео на Майдане — соответственно, люди видят логотип радио на камере, подходят, интересуются, откуда мы. Я говорю, что из Минска, а кто-то в ответ: «О, у меня жена из Минска» или «Я учился в Витебске». Это все простые люди, не обязательно со сформированной политической идеологией — им просто надоела эта власть. Белорусам тоже надоела власть, но на демонстрации ходят только те, кто имеет устоявшиеся политические убеждения. Здесь все по-другому. Встретился мне вчера парень Петр из Луганска. Он рассказал, что всегда поддерживал Януковича, голосовал за него, а теперь приехал сюда митинговать и очень настаивал, чтобы я отметил, что он здесь не за деньги. Эти факты о многом говорят. Думаю, оппозиции также нужно обратить внимание на настроения людей, потому что они легко могут очутиться в роли Януковича, если придут к власти. Как сказал мой коллега, знакомый фотограф, у которого я остановился в Киеве, люди, которые способны так выходить миллионом на митинг, могут выйти против любой власти, если она что-то сделает не так.

«МЕНЯ ПОРАЗИЛО, ЧТО ЛЮДИ СОВЕРШЕННО НЕ БОЯТСЯ»

В один из дней после митинга Арсений Яценюк призвал людей идти блокировать подъезды к администрации Виктора Януковича. Люди пошли. Мы с оператором и фотографом — вместе с ними. Идем — и я вижу, что рядом идут не только ребята и мужчины, а абсолютно все — девушки на высоких каблуках, люди старшего возраста, пенсионеры. И мне в тот момент стало немного страшно. Ведь я знаю, чем бы закончился такой поход в Беларуси. Это была бы стрельба, газ, разгон. Украинцы шли — и никто даже не думал возвращаться назад. Это, видимо, было самое сильное впечатление за эти дни. Я понял, что у людей совершенно нет страха, несмотря на то, что в ночь на 30 ноября произошла очень жестокая вещь.

В конце я спросила, рассматривают ли белорусы перемены в Украине, нашу интеграцию в Европу как возможный толчок к переменам в Беларуси.

— Что-то похожее было во время Помаранчевой революции. Сейчас такого нет, — говорит Алесь. — Скорее, бытует мнение, что сначала произойдут перемены в Москве, а потом волна докатится до Беларуси. Но есть большая солидарность с Украиной. Журналисты нашей редакции соревновались за то, кто поедет в Киев готовить материал. Все хотели поехать. Кстати, сегодня (5 декабря. — Авт.) в Киев приехали белорусские оппозиционеры — председатель партии «Белорусский народный фронт» Алексей Янукевич и председатель движения «За свободу» Юрась Губаревич. На мой взгляд, белорусской оппозиции нужно здесь находиться постоянно, чтобы посмотреть, как проходит организация протестов. Это действительно может быть полезный опыт.

Виктория СКУБА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ