Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Алжирские факторы

Сергей БОРОВИК: Ощущается недостаток системности в подходах Украины к сотрудничеству с АНДР
15 октября, 1996 - 19:48

Сегодня гостем рубрики «Украина в мире» является Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Алжирской Народной Демократической Республике Сергей Боровик. Украинский дипломат работает в этой стране с февраля 2004 года. Владеет английским и французским языками. Мы предложили ему, как и другим украинским дипломатам, аккредитованным в зарубежных странах, дать ответ на следующие вопросы.

1. В чем ценность или важность Алжира для Украины?
2. Какие интересы имеет Украина в Алжире и удается ли их отстаивать?
3. Как развиваются экономические и торговые отношения Украины с Алжиром? Насколько активно украинский бизнес действует в этой стране?
4. Чем может быть интересен Алжир для украинских граждан или туристов?
5. Как в Алжире относятся к Украине и украинцам? Какой они видят нашу страну?

1. Место Алжира в системе современных и перспективных внешних приоритетов Украины определяется, по моему мнению, следующими факторами. Первый — это емкость алжирского рынка товаров и услуг в сочетании с высокой платежеспособностью и высокой платежной дисциплиной алжирских партнеров. Стоит только сказать, что золотовалютные резервы Алжира, благодаря конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей, достигли суммы в 0 млрд. Следует отметить, что, с одной стороны, этот рынок является для Украины новым и перспективным, а с другой — его можно определить и как традиционный, поскольку украинские товары и услуги составляли значительную часть торгово-экономического обмена между Алжиром и бывшим СССР. На сегодняшний день благодаря росту объемов товарооборота Алжир стал для Украины одним из ведущих партнеров в регионе Африки и Ближнего Востока.

За последние пять лет украинский экспорт в АНДР удвоился — с 7, 35 млн. в 2002 году до 0 млн. в 2006 году. Высшие показатели пришлись на 2005 год, когда из Украины в АНДР были экспортированы товары почти на 0 млн. Довольно обнадеживающими являются прогнозы и на текущий год. По итогам шести месяцев 2007 года объемы украинского экспорта в АНДР составили 7,7 млн. По сравнению с аналогичным периодом 2006 года рост составляет 27,9%.

Экспорт из Алжира в Украину за этот период составил ,8 млн. Таким образом, товарооборот между Украиной и АНДР практически полностью (на 99 %) складывается в пользу Украины, что очень важно в контексте усилий нашего государства, направленных на преодоление негативного сальдо внешней торговли. В то же время, по достигнутым объемам товарооборота, Украина входит в первую десятку основных партнеров Алжира, занимает основное место среди торговых партнеров АНДР среди стран Центральной и Восточной Европы и стран бывшего СССР, опережая в том числе и Российскую Федерацию.

Сотрудничество в торгово-экономической сфере между Украиной и Алжиром имеет значительный потенциал дальнейшего развития, о чем может свидетельствовать хотя бы следующее. По общему уровню ВВП (4 млрд. в 2006 году) Алжир является второй после ЮАР экономикой на Африканском континенте. Среди стран Северной Африки (так называемый Арабский Магриб) Алжир обеспечил наибольший рост показателя ВВП за последние пять лет, фактически удвоив его за этот период. По показателю ВВП на душу населения (43) на африканском континенте Алжир уступает только ЮАР и Ливии. Средний ежегодный темп роста алжирской экономики в течение последних пяти лет фиксируется на уровне 5%.

Важным моментом является и то, что Алжир, имея экономику, ориентированную в основном на нефтегазовый сектор, подавляющее большинство своих внутренних потребностей удовлетворяет за счет импорта. Иными словами, мы имеем дело с богатым покупателем (в 2006 г. импорт товаров в АНДР составил млрд.), которому нужно почти все, кроме нефти и газа. Вопрос заключается в том, как сделать так, чтобы среди таких продавцов как США, Япония, Китай, страны ЕС, которые активно предлагают свою продукцию (поднимая, между прочим, планку требований к ней) нашлось место и для товаров украинского производства.

В этом контексте следует отметить, что структура алжирского спроса в целом отвечает экспортной ориентации украинской экономики. Алжирцы вынуждены закупать за границей механические приборы, автотехнику, черные металлы и изделия из них, электрические машины и оборудование, зерно, молочную продукцию, лекарства, полимеры, сахар, измерительную аппаратуру, масло, древесину, бумагу и тому подобное. Украина импортирует из Алжира только одну товарную группу — фосфаты.

Второй фактор определяется местом, которое занимает Алжир на мировых рынках энергоносителей и постоянно растущим влиянием АНДР на мировую энергетическую политику. При этом следует учитывать, что экспорт энергоносителей является основным доминирующим направлением алжирской экономики и базовым элементом внешней политики страны. В Алжире подтвержденные залежи нефти составляют 12,3 млрд. барелей, а природного газа — 4580 млрд. м3. В сентябре 2007 года представитель Алжира был избран председателем ОПЭК. Государственная нефтегазовая компания «Сонатрак», которая обеспечивает 97% валютных поступлений в бюджет и 40% ВВП, является третьим в мире экспортером природного газа и занимает вторую позицию среди мировых экспортеров сжиженного природного газа, 12 позицию в рейтинге основных энергетических компаний мира. Алжир является одним из пионеров и владеет наиболее современными технологиями сжижения газа, его транспортировки, обработки в портовых терминалах, которые используются в стране с 60-х годов прошлого века.

Оставаясь одним из основных поставщиков природного газа в мире, до 80% своих экспортных поставок Алжир осуществляет в страны ЕС, занимая третье после России и Норвегии место в обеспечении европейского газопотребления. Энергобаланс таких стран, как Португалия, Испания, Италия значительно зависит от поставок алжирского природного газа. Именно это объясняет высочайшую активность россиян, которую они демонстрируют в налаживании сотрудничества с Алжиром в энергетической сфере. Ведь, если сложить российскую долю газовых поставок в Европу (40%) с алжирской (12%) и принять во внимание то, что норвежские запасы газа иссякают, становится понятным, что будет означать такой газовый мезальянс для старого континента и для Украины как транзитного государства.

К этому стоит также добавить то, что от позиции Алжира во многом будут зависеть и контуры так называемой «газовой ОПЭК» — проекта по созданию организации стран-экспортеров природного газа, которому формально положено начало весной этого года в Катаре.

Алжир вышел на рынки углеводородов относительно недавно. Первые месторождения в стране были открыты в 1948 году. Резервы газа, как уже упоминалось, оцениваются на уровне 4600 млрд. м3, 80% из которых являются пригодными для промышленной разработки. На сегодняшний день разрабатывается только 15% существующих запасов газа, еще около 1000 млрд.м3 запасов рассматриваются в качестве доступных для разработки.

Общие объемы экспорта газа АНДР составляют около 62 млрд. м3 в год. Ожидается, что до 2010 года эти объемы вырастут до 85 млрд. м3 в год. При этом удельный вес экспорта газа в сжиженном состоянии составляет около 45% от общих объемов. До 2010 года этот показатель должен увеличиться до 50%.

В этом контексте необходима основательная проработка оценки возможной роли Алжира в качестве перспективного альтернативного источника энергоснабжения в Украину. К сожалению, на сегодняшний день место Алжира в энергетической стратегии нашего государства остается пока неопределенным. Показательными, в виду отмеченного, являются действия ближайшего соседа Украины — Польши. Польская компания «PGNiG» приняла решение построить в своем порту Свиноусьце на Балтике терминал по разгрузке сжиженного природного газа мощностью 2,5 млрд. м3 в год с дальнейшим расширением до 7,5 млрд. м3. Алжирский министр энергетики в январе 2007 г. посетил Варшаву, где вопрос балтийского терминала обсуждалось с Я. Качиньским и министром экономики П. Возняком. В результате переговоров национальная алжирская энергокомпания «Сонатрак» выступит соинвестором проекта, в случае реализации которого Польша станет менее зависимой от тех газовых потрясений, которые наблюдались в Европе в течение последних двух лет. В то же время было бы неправильным оценивать современную алжирскую экономику как сориентированную исключительно на энергоносители. В 2007 году алжирское правительство объявило о начале реализации новой промышленной стратегии, что открывает для Украины дополнительные возможности в экспорте в АНДР не только традиционных товаров, но и высокотехнологической продукции.

Стоит вспомнить также и то, что АНДР c сентября 2005 года в рамках соглашения об ассоциации имеет полномасштабную зону свободной торговли с Европейским Союзом (не имея, кстати, пока членства в ВТО). Здесь, как представляется, можно было бы использовать и алжирский опыт, и получить дополнительную аргументацию в переговорах с европейскими институтами относительно создания зон свободной торговли между Украиной и ЕС.

Третий фактор — это наработанный Алжиром богатый опыт в проведении борьбы с терроризмом, в т.ч. международным. На первый взгляд эта проблематика не затрагивает, слава Богу, непосредственно интересов Украины. Однако ведущие страны мира, даже очень отдаленные от Алжира географически, акцентируют внимание именно на этой сфере сотрудничества. Бесспорно, в условиях глобализации современных вызовов такой подход является наиболее рациональным, ведь лучше изучать, понимать и контролировать ситуацию на расстоянии, чем дожидаться, пока это бедствие встанет у национального порога.

Четвертый фактор — роль и авторитет, которым пользуется Алжир в Африке, арабском мире, среди исламских стран, развивающихся стран. Этот авторитет, который базируется на удачно созданном имидже страны — борца за универсальную международную справедливость, активная и заметная работа АНДР в ООН, ЮНЕСКО, Африканском Союзе, Союзе Арабского Магриба, Лиге Арабских Государств, Организации Исламской Конференции, Движении Неприсоединения, успешная посредническая деятельность в разрешении международных конфликтов заставляют рассматривать Алжир в качестве одного из региональных лидеров, с мнением и позицией которого считается большинство государств третьего мира и вынуждены считаться самые влиятельные игроки современной международной политики.

2. Основной интерес Украины состоит в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества, стратегические цели которого можно очертить следующим образом:

— сохранение и расширение присутствия на традиционном для нас рынке товаров и услуг;

— расширение украинского экспорта за счет технологической продукции;

— определение возможных путей и форм энергетического сотрудничества.

В последнее время украинский экспорт в АНДР представлен такими товарными группами, как черные металлы, сельскохозяйственная продукция (сухое молоко, масло, зерновые), стабильными остаются объемы военно-технического сотрудничества.

В течение текущего года удалось увеличить поставки технологической продукции на 82% по сравнению с 2006 годом. Среди известных украинских компаний, которые развивают свое присутствие в Алжире, — «КРАЗ», «Мотор Січ», «Укрспецэкспорт». Показательным является то, что украинские компании реализуют проекты по строительству промышленных объектов в Алжире, хотя иногда наши внутренние проблемы и несогласованности, отсутствие тендерного опыта, специалистов с знанием языков и особенностей местного делового стиля значительно сужают возможности, а то и перечеркивают их.

Украинский бизнес, в случае осознания реально существующей выгоды, мог бы успешно работать в таких областях двустороннего сотрудничества, как сельскохозяйственная продукция, строительные материалы, химическая продукция, изделия из черных металлов, материалы и оборудование для энергетического комплекса, техника для дорожных работ, технологическое оборудование для разнообразных отраслей.

Отдельного внимания требуют вопросы вхождения в строительный сектор. Здесь достаточно сказать, что годовой государственный бюджет развития АНДР составляет около млрд. В стране реализуются масштабные проекты по строительству жилья, дорожной инфраструктуры, водохозяйственных объектов. Среди крупнейших — строительство 1 млн. новых квартир до 2009 года, автомагистраль Запад — Восток со всей прилегавшей инфраструктурой общей протяженностью 1200 км, введение в эксплуатацию первой линии метрополитена в столице АНДР.

Нужно отметить, что сегодня украинской стороной сделаны первые шаги в налаживании сотрудничества в космической отрасли, в сфере научных исследований по селекции и защите растений и др.

Т.е. Украина имеет в Алжире достаточно масштабные и в то же время конкретные интересы. Отстаивать их пока что удается. Однако чувствуется отсутствие системности в подходах к сотрудничеству с этой страной, как и вообще с Африкой, видение конечной цели, наступательности.

Причем, речь идет не столько о том, чтобы всячески стимулировать поддержание уровня интереса алжирцев к Украине, не допустить ее сползания на маргинальные позиции в системе внешнеполитических и внешнеэкономических интересов АНДР, сколько преодолевать инерцию украинских организаций и предприятий. К сожалению, еще многие люди в Украине считают, что в Алжире можно не спеша и без усилий продать устарелый или некачественный товар и заработать валюту. Это ошибка. Высшее политическое руководство АНДР поставило перед собой амбициозную цель использовать благоприятную на мировых рынках энергоносителей конъюнктуру для скорейшего превращения страны в «магрибского экономического тигра» по примеру стран Юго- Восточной Азии. В основу этой стратегии положен экономический национализм, умноженный на такой мощный фактор создания государства, как безусловное осознание национальной элитой и большинством общества того, что наиболее эффективным методом решения проблем, которые возникают в связи с процессами глобализации, является быстрое и органическое вхождение в эти процессы, а не дистанцирование от них. Отсюда — ориентация на передовые стандарты, технологии, методы.

Говоря об интересах украинского бизнеса в АНДР, следует отметить, что их реализация зависит, в первую очередь, от его собственной активности, конкурентоспособности.

3.1. Алжир декларирует свою открытость к сотрудничеству со всеми партнерами. При значительном доминировании государственного сектора алжирская экономика функционирует на классических рыночных основах. Закупки за средства госбюджета и средства крупных компаний осуществляются на основе четкой, прозрачной и унифицированной тендерной процедуры.

Планируя дальнейшее освоение емкого и перспективного алжирского рынка стоит отходить от устарелых стереотипов и классификаций. В своем потреблении Алжир сориентирован на лучшие мировые, в первую очередь, европейские стандарты и эта тенденция усиливается с ростом доходов в стране. Алжирский рынок уже давно не воспринимает работы по принципу «сегодня есть корабль пшеницы, кому его продать?». Исследование рынка, маркетинговая стратегия, инвестиции, добрый деловой имидж — вот те элементы, на которые стоит ориентироваться украинским компаниям, которые хотят развивать свой бизнес в Алжире. Только при условиях серьезной системной и длительной работы алжирский рынок раскрывает свой потенциал. Для распространения информации среди украинских предприятий о возможностях сотрудничества с алжирскими партнерами Посольство Украины создало и развивает свой двуязычный сайт в сети интернет (www.mfa.gov.ua/algeria). Заинтересованные украинские компании могут получить здесь подробную информацию о ведении бизнеса в Алжире.

Основной формулой успеха при освоении алжирского рынка является прямое партнерство с местными бизнес- структурами. Очень важно также обеспечить активизацию сотрудничества между торгово-промышленными палатами, организациями предпринимателей. Учитывая существующую структуру товарооборота между Украиной и АНДР, которая представлена преимущественно украинским экспортом, в этом вопросе мяч, как говорится, находится на нашей половине поля. Особенностью алжирского рынка является то, что он ориентируется на активные действия продавцов. Вопрос расширения присутствия украинских товаропроизводителей на алжирском рынке не может быть решен дистанционно или спорадически. В частности, опыт, приобретенный посольством, доказывает, что свое место на алжирском рынке находят те производители и экспортеры продукции, которые создают и расширяют собственную сбытовую сеть в Алжире.

3.2 Бесспорно, продвижению украинского бизнеса в Алжире нужна и государственная, и законодательная поддержка, и соответствующее внимание со стороны высшего руководства нашего государства. Это объясняется характером алжирской экономики, которая иногда все еще зависит от политических решений, особенностями местного менталитета и делового стиля. Здесь следует отметить, что алжирский политикум и деловые круги склонны воспринимать характер отношений с тем или иным зарубежным государством целостно, в комплексе всех их проявлений и сигналов. Поддержка политического диалога на высоком уровне, обмены официальными делегациями, развитие культурных и спортивных связей, научные обмены — все это воспринимается алжирскими бизнесменами, как зеленый свет для активизации своих собственных действий.

Поэтому подавляющее большинство стран, которые желают экономического партнерства с Алжиром, демонстрируют свои намерения в политической, культурно-гуманитарной, информационной и других сферах, проторяя таким образом путь своему национальному бизнесу.

Законодательная поддержка — это, в первую очередь, двусторонние и межотраслевые соглашения, которые регулируют двусторонние отношения в торгово- экономической и других сферах. Без такой юридической базы говорить о продвижении любого бизнеса вообще невозможно. Нужно отметить, что в течение последнего времени посольству удалось добиться подготовки целого ряда важных документов. Прежде всего, это проект Межправительственного cоглашения о создании украинско-алжирской комиссии по вопросам двустороннего сотрудничества. Алжирцы очень придирчиво относятся к созданию таких двусторонних органов. Исключения делаются для стратегических партнеров и отдельных дружественных стран. Готово к подписанию Соглашение между Кабинетом Министров Украины и правительством АНДР о поощрении и взаимной защите инвестиций, Межправительственное поглашение о взаимопомощи в таможенных делах, два межправительственных документа в сфере военно-технического сотрудничества, Рамочное поглашение между правительством Украины и правительством АНДР о сотрудничестве в сфере исследования и использования космического пространства в мирных целях, соглашение о сотрудничестве между Министерством аграрной политики Украины и Министерством сельского хозяйства Алжира, другие документы.

Теперь вопрос состоит в том, чтобы состоялась двусторонняя встреча на соответствующем уровне, в ходе которой можно было бы подписать эти документы. Это планировалось сделать во время официального визита Министра иностранных дел Украины в Алжир, который должен был состояться в конце 2006 года. По известным причинам этот визит был отложен. Надеемся, что в ближайшее время визит руководителя украинского внешнеполитического ведомства в Алжир будет реализован и под достигнутое сотрудничество между нашими странами будет подведена необходимая договорно-правовая база.

Говоря о государственной поддержке усилий украинского бизнеса на рынках африканских стран, в том числе Алжира, нужно иметь в виду, в первую очередь, необходимость предоставлять этим странам приоритет при бюджетном финансировании выставочной деятельности украинских предприятий за рубежом. Здесь, по нашему мнению, надо исходить из того, что на выставки и ярмарки в странах ЕС, России украинские предприниматели поедут и за свои средства. А вот тратить свои деньги на выставочную деятельность в Африке желающих не очень много, несмотря на солидную долю стран континента во внешней торговле Украины. Очевидно, было бы логичным, если бы бюджетные средства, которые направляются на выставочную деятельность за границей, распределялись пропорционально по странам в зависимости от достигнутого уровня товарооборота.

Камнем преткновения для многих украинских предприятий является низкий уровень тендерной культуры. Мы неоднократно ставили вопрос о целесообразности создания в Украине специальной структуры, которая кроме распространения информации о зарубежных тендерах могла бы оказывать необходимую методологическую помощь.

Есть еще одно направление поддержки, которое зависит от отечественных СМИ. Алжир почти не представлен в информационном пространстве Украины за исключением сообщений о теракте на канале «Евроньюз». Современные реалии Алжира прежде всего экономические, остаются вне рамок представлений не только простых украинцев, но и тех сограждан, от которых зависит принятие решений в экономической сфере. В этом смысле было бы желательным, чтобы это начинание газеты «День» поддержали другие украинские масс-медиа, в т.ч. региональные.

4. Среди украинских граждан уже приобрели достаточную популярность туристические и рекреативные возможности соседних с Алжиром стран — Марокко и Туниса. Алжир остается для подавляющего большинства туристов Украины терра инкогнита. Сегодня АНДР демонстрирует серьезные намерения развивать туристическую сферу. Среди преимуществ, на которые опирается развитие этого сектора — большое количество памятников античного периода (Алжир является вторым после Италии местом по количеству исторических памятников времен Древнего Рима), средиземноморские пляжи и бальнеологические ресурсы, близость к Европе, как основному потребителю туристических услуг. Туристов из многих стран мира привлекают и поразительные пейзажи алжирской Сахары. Сегодня в развитие гостиничной инфраструктуры алжирцы вкладывают около млрд. Речь идет о строительстве целых туристических зон.

5. Алжирцы в свою очередь все активнее интересуются возможностями ознакомиться с Украиной, ее историей и современностью. Поэтому вопрос развития туристических обменов между нашими странами, безусловно, остается на повестке дня украинско-алжирских отношений. Кстати, сейчас на финальной стадии доработки находится cоглашение между Кабинетом Министров Украины и правительством АНДР о сотрудничестве в сфере туризма. Мы надеемся, что его воплощению в жизнь посодействуют и украинские журналисты.

Украина рассматривается как равноправный партнер Алжира среди других государств. Таким образом, можно охарактеризовать позицию алжирского руководства в плане развития отношений между нашими странами. Сложилось так, что исторически наши отношения не омрачены ничем негативным.

Старшее поколение помнит украинских специалистов, которые работали в Алжире во времена СССР. Многие алжирцы получили образование в украинских высших учебных заведениях, кое-кто из них привез из Украины жену. Сегодня в этих смешанных семьях уже выросли дети, подрастают внуки. Молодежь, увидев украинский флаг, радостно выкрикивает фамилии Шевченко (ясное дело, футболиста) и Кличко. Представители бизнеса хорошо знают экономический потенциал нашего государства.

Невзирая на то, что наши страны относятся к разным континентам, религиям и культурам, у алжирцев отмечается доброжелательный интерес к Украине и украинцам, всплеск которого наблюдается в течение последнего времени. Практически всем слоям населения Алжира — страны, которая пережила кровавое десятилетие 90-х, порожденных политическим кризисом, — импонирует способность нашего общества разрешать политические конфликты мирным способом.

Подготовил Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ