Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Амбиции и амуниции»

Реально ли вступить в НАТО в 2008 году?
12 октября, 2005 - 19:57

«Украина станет полноправным членом НАТО в 2008 году», — об этом вчера рассказал «Дню» компетентный источник, приближенный к внешнеполитическому ведомству страны. Наш собеседник признал, что «все это — только проект». Однако такие евроатлантические намерения, похоже, довольно серьезно рассматриваются в органах украинской власти. Хотя эти амбиции пока что почти не имеют под собой оснований.

Число «2008» в контексте вступления в НАТО называется не впервые. Например, еще в апреле нынешнего года во время встречи в Вильнюсе со своими натовскими коллегами министр иностранных дел Борис Тарасюк сказал, что Киеву понадобится именно три года, чтобы отвечать критериям для членства в НАТО. Многие эксперты по-разному восприняли слова главы дипломатического ведомства. Одни считали, что Украина может лишь получить приглашение на присоединение к НАТО в 2008 году. Другие допускали, что эта дата вообще никого и ни к чему не обязывает. Другие же действительно всерьез рассматривали заданный срок министром как реальный, хотя и, казалось бы, фантастический.

Некоторые западные эксперты на основе конфиденциальности также рассказывали «Дню» о своем видении будущего расширения НАТО. И 2008 год они рассматривают как очень вероятный. Согласно ему в июле следующего года Украина, Грузия, Сербия и Черногория, а также Босния должны получить приглашение на начало выполнения Плана действий по подготовке к членству (повышенный формат сотрудничества определенного государства и НАТО, что в переводе с официального языка означает, что та или иная страна входит в завершающий этап своей интеграции). Далее в соответствии с планом, разработанным западными аналитиками, во время саммита в июне 2008 года (который должен состояться в Бухаресте или в Берлине) к НАТО присоединятся пять государств — Албания, Хорватия, Македония, Украина и Грузия. Сербы и боснийцы получат раннюю перспективу о присоединении.

Разработчики этих планов осознают, хотя и не принимают во внимание, возможность сбоев. А последние могут случиться с большой долей вероятности, если учесть, что существует немало препятствий для интенсивного продвижения Украины в НАТО. Во-первых, некоторые члены Альянса последовательно не поддерживают присоединения нашего государства. В частности, разные источники рассказывают, что к клубу противников евроатлантической интеграции Украины принадлежат Франция, Германия, Италия, Испания и Бельгия. Второй барьер состоит в отсутствии общественного и внутриполитического консенсуса в Украине в отношении вступления в НАТО. Наверное, заигрывание политиков с избирателями о том, что государству не нужно вступление в «агрессивный блок», как раз и связано с отсутствием поддержки евроатлантической интеграции со стороны населения. Делает ли что-то украинская власть, чтобы изменить это состояние дел? Пока что нет, несмотря на то, что государственная программа, которая предусматривает проведение разъяснительной работы, уже довольно давно существует. Фактически все страны бывшего соцлагеря, которые ныне являются членами НАТО, начинали свой путь в Альянс с низкого общественного уровня поддержки интеграции, однако активная работа на этом направлении дала свои плоды. Во всех странах именно политическая элита и неправительственные организации были двигателями евроатлантического движения. В Украине политический истеблишмент демонстрирует, как минимум, равнодушие в отношении интеграции в НАТО. Жизнь по принципу «от выборов до выборов» и здесь дала свой отпечаток. Создается впечатление, что большинство политиков, опасаясь потерять свои рейтинги перед очередными выборами, не поднимают непопулярный в обществе вопрос. Компетентный источник также сообщил «Дню», что в проекты бюджета не вносилась строка, которая бы предусматривала проведение разъяснительной работы о Североатлантическом альянсе. Можно ли верить в таком случае словам украинских руководителей о преданности европейской и евроатлантической интеграции? Насколько реальным в таком случае является вступление в НАТО в 2008 году?

Конечно, время от времени Украина уделяет внимание натовскому вектору. Так, в конце прошлой недели секретарь СНБОУ Анатолий Кинах сообщил, что в ближайшее время будет создана межведомственная комиссия по координации действий в отношении вступления в НАТО. Также Украина намерена преобразовать свою дипмиссию при НАТО в посольство. Премьер-министр Юрий Ехануров, который недавно встречался с генсеком НАТО Яапом де Хооп Схеффером, «подтвердил неизменность заинтересованности Украины во вступлении в Альянс». Сам же генсек подчеркнул, что двери НАТО для Украины остаются открытыми. С 18 по 20 октября в Украине будет находится с визитом именно Североатлантический совет НАТО под председательством генерального секретаря Альянса. Украинская сторона ожидает услышать от представителей из Брюсселя более четкие сигналы, чем просто заявления об открытых дверях... Получит ли при этом НАТО более четкие сигналы со стороны Украины о готовности выполнять взятые обязательства, чем просто заявления о приверженности демократическим ценностям? Приезд генсека НАТО, возможно, и даст ответ на вопрос: реально ли вступить в НАТО в 2008 году?

КОММЕНТАРИЙ

Сергей ДЖЕРДЖ, заместитель председателя Общественной лиги «Украина—НАТО»:

— Вхождение Украины в НАТО в 2008 году — это вполне реально. Когда дипломаты или политики называют определенные сроки, то преследуют оправданную цель: повлиять на чиновников, которые должны более активно работать в направлении продвижения Украины в НАТО. Если бы называлась дата 2015 или 2020 год, то это бы расхолаживало аппарат, который занимается решением «интеграционных» вопросов. Цель, на воплощение которой в жизнь отводят 10—15 лет, выглядит просто нереалистичной, как будто ее воплотят в другой жизни. Объявление срока вхождения в НАТО может стать своеобразным стимулом. И я думаю, этот стимул сработает. Важно, чтобы мы ставили перед собой четкие ориентиры и двигались в направлении их достижения. Государство, без сомнения, должно усилить свою работу. Фактор выборов в 2006 году может затормозить нашу интеграцию. Но в конце концов есть государственный аппарат, куда входят чиновники, а не политические фигуры, и они могут смело заниматься вопросом интеграции в НАТО, независимо от того, что происходит «за окном», — предвыборная кампания или «избирательное межсезонье».

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ