В украинских СМИ писалось о гибели в боях под Иловайском американца украинского происхождения Марка Паславского, который отказался от гражданства США, чтобы вступить в Вооруженные силы Украины. Кроме него, в событиях на Майдане принимал участие еще один американец, бывший журналист «Голоса Америки» Юрий Саевич, который был одним из бойцов 27-й сотни самообороны и до сих пор остается преданным идеям Майдана. На днях он снова побывал в нашей стране и рассказал «Дню» о цели своего короткого визита, своих планах и о том, как американские СМИ представляют события в Украине.
«Я СВЯТО УБЕЖДЕН, ЧТО МАЙДАН ЗАСЛУЖИВАЕТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ»
— Приехал на две недели в Украину, во-первых, чтобы подготовить почву для дальнейшей работы здесь, когда приеду на более продолжительное время и заодно для того, чтобы продолжить работу над книгой о Майдане. Я хочу издать книгу под названием: «Американец на Евромайдане. Дело для Нобелевской премии мира за украинскую революцию». Я свято убежден, что Майдан заслуживает Нобелевской премии. Раньше у меня было мало времени для этого. Во-вторых, я пишу письмо президенту США Бараку Обаме, не питая никаких иллюзий, что, даже если он его прочитает, это изменит его позицию. Но это можно будет использовать как инструмент диалога, чтобы правильно говорить о том, что делается в Украине в американских кругах, в частности СМИ. Ведь картина того, что происходит в Украине, искажена и ее надо восстановить. В-третьих, меня очень беспокоит кампания против добровольческих батальонов, которая, в частности, сосредоточена на «Азове» и Правом секторе, которых обвиняют в фашизме и неонацизме, что несправедливо. Я приехал в Мариуполь, чтобы собрать материалы и усилить уже очень сильные аргументы, почему это несправедливо.
— Можете детальнее рассказать о письме Обаме, о чем, в частности, там будет идти речь?
— Это будет, скорее, не письмо, а обращение к Президенту с точки зрения единственного американца, который может сказать, что с самого начала он был участником-свидетелем установления дипломатических отношений между Украиной и США. В частности в качестве переводчика я присутствовал на переговорах о сдаче Украиной своего ядерного арсенала. И как свидетель истории я понимал, что это значит. Кроме того, я был на Майдане почти все время и видел эти события изнутри. Я был ранен на Майдане. Следовательно, все это я буду использовать в качестве аргументов, чтобы говорить об этом более авторитетно не только Администрации Президента Обамы, но и американской общественности и американским СМИ. Я планирую использовать это как своего рода промоушн. Ведь очень мало говорят об Украине, мало пишут и на ток-шоу очень часто выступают кремлевские тролли. Поэтому я хотел бы придать новую энергию этому диалогу. Тем, кто заинтересован, я вышлю полный и более короткий вариант обращения. Если вы заинтересованы, то я могу вам выслать.
— Да, мы заинтересованы. Более того, мы можем напечатать его на трех языках: украинском, русском и английском. Вы говорите, что в Америке мало пишут об Украине, но я знаю, что The Washington Post регулярно пишет о событиях в Украине и призывает администрацию Обамы предоставить нашей стране летальное оружие. В таком случае действительно ли можно говорить об искаженном представлении американцев о событиях в Украине?
— Да, The Washington Post очень настойчиво и последовательно в редакционных статьях призывает к этому. И это очень важно, потому что The Washington Post — авторитетная газета. И это замечательно, что газета либеральных направлений призывает к такой помощи Украине, но вместе с тем она печатает комментарии авторов, которые представляют искаженную картину и призывают не вооружать Украину. В других газетах тоже есть умные и честные журналисты, которые знают, что делается, и сообщают о протестах многих членов Администрации Президента, например министра обороны, который заявляет, что Украину надо вооружить. И что это в действительности самая большая угроза для самих Соединенных Штатов. Но одновременно публикуется много негативного и неправдивого о событиях в Украине.
«О МИНСКИХ СОГЛАШЕНИЯХ»
— А как вы можете объяснить то, что среди претендентов на номинацию в кандидаты в президенты от Республиканской партии, согласно опросам, лидирует миллиардер Дональд Трамп, который заявил, что Украина — это проблема Европы, в частности Германии?
— Одной из моих задач будет передача подготовленного мной обращения к Обаме каждому кандидату в этой кампании на пост президента. Ведь они в лучшем случае игнорируют вопрос Украины, тогда как идет война между двумя крупнейшими государствами в Европе. Трамп просто невежда, когда заявляет, что Америка не имеет никакого отношения к этой войне. Поэтому кандидатов в президенты от Республиканской партии надо просвещать относительно событий в Украине. И я уверен, если они прочитают мой документ, то могут использовать его в качестве аргументов против демократов.
— Как известно, администрация Обамы поддерживает ЕС в продвижении минского процесса, который должен принести мир в Украину. А как это воспринимается среди простых американцев?
— Да, в печати это подается так, как говорят Меркель и Керри, что минский формат это единственный случай, который гарантирует мир. Но в действительности это фарс, когда они представляют этот формат, особенно когда в Минске в качестве миротворца выступает Владимир Путин, положивший начало этой агрессии. И ему фактически дали возможность написать текст этих договоренностей, которые Россия не выполняет, а Украина должна выполнять. С моей точки зрения, это абсурд.
— А каким же может быть другой путь, чтобы заставить Путина выполнять эти соглашения, вывести войска из Донбасса и вернуть Крым?
— Другой способ — вооружить Украину. Я не вижу решения этой проблемы путем переговоров. Как можно вести переговоры со страной, о которой Бисмарк сказал, что договор с ней не стоит бумажки, на которой он подписан. И это Россия подтверждает на протяжении нескольких веков, да и в последнее время. Как же можно вести переговоры с человеком, который не держит свое слово. И этот отказ предоставить Украине оружие для самозащиты, с моей точки зрения, является фактически глобальным эмбарго на поставки оружия стране — жертве агрессии.
«МЕНЯ ВОЗМУЩАЕТ САМА ИДЕЯ, ЧТО УКРАИНЦЕВ ЗАСТАВЛЯЮТ ВНОСИТЬ ИЗМЕНЕНИЯ В КОНСТИТУЦИЮ ПОД ВНЕШНИМ ДАВЛЕНИЕМ»
— Но США оказывают давление, чтобы Украина приняла изменения в Конституцию в плане децентрализации власти, что предусматривает передачу больших полномочий в регионы, отмечая, что это обеспечит мир в Украине. И именно этот аргумент сработал во время голосования в Верховной Раде, во время принятия изменений в Конституцию в первом чтении. Разве это плохо?
— Я уверен, что децентрализация нужна и это — позитивное явление. Но навязывать суверенному государству условие изменить свою Конституцию и прописывать такой пункт в международном договоре — это еще один абсурд. Я смотрел, как вопрос об изменениях Конституции обсуждался в Верховной Раде. Там было одно лукавство, особенно со стороны провластной коалиции, которая говорила, если вы против этих изменений, то вы против Украины.
— Пока выглядит так, что украинская власть собирается до конца года принять изменения в Конституцию конституционным большинством и тем самым надеется, что Россия и поддерживаемые ею сепаратисты выполнят со своей стороны все пункты Минских договоренностей. Разве такой вариант невозможен?
— Считаю, что это не имеет никакого значения, даже если до конца года будут приняты конституционные изменения, которые удовлетворят амбиции Путина. Ведь Путин и Россия будут продолжать делать то, что хотят, игнорировать пункты Минских договоренностей, которые им не нравятся. И Запад со своей стороны игнорировал все обещания Украине относительно защиты суверенитета и территориальной целостности согласно Будапештскому меморандуму.
Надо открыть глаза и признать, что Россия не откажется от своего замысла либо подчинить Украину себе полностью, либо уничтожить само государство, украинское общество. И надо относиться к этому вопросу с признанием этой правды. А это значит, делать все, чтобы защитить себя.
«УКРАИНЦЫ ЕСТЬ НА ДОНБАССЕ, И ИХ НЕЛЬЗЯ ОТДАВАТЬ НА ПОРУГАНИЕ РОССИИ»
— Некоторые эксперты советуют просто отсечь часть Донбасса, которую Киев не контролирует, с надеждой вернуть в будущем в свой состав. Что вы думаете по этому поводу?
— Этого нельзя делать ни в коем случае. Я был в Мариуполе и встречался с людьми, которые имеют российское происхождение. Они — украинские патриоты, принимают участие в защите украинской земли. Украинцы есть и на Донбассе, и их нельзя отдавать на поругание России. А это уже Украина один раз сделала с Крымом. Это — несправедливость. Говорят, что самая ценная вещь в мире это земля, потому что Бог создал ограниченное ее количество. Поэтому никогда нельзя отдавать свою территорию.
— Но пока нет силы забрать ее назад, разве не так?
— Но, пока появится сила, не надо способствовать этому, говорить: так получилось, надо забыть. Нужно использовать все средства, чтобы одержать победу, ведь это война за существование. А каждая такая уступка ослабляет Украину.