Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Азиатский выбор

9 января, 2002 - 00:00

Пекинская встреча министров иностранных дел стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества — это Китай, Россия и бывшие советские республики Центральной Азии Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан — должна была, как можно было понять по выступлениям ее участников, продемонстрировать сохранение регионального статус-кво, на который не должны повлиять даже события 11 сентября. Однако на самом деле было продемонстрировано, насколько изменилась ситуация. В свое время идея нового регионального сотрудничества возникла из необходимости продолжить диалог с Китаем в ситуации, когда с карты исчез Советский Союз и вместо него соседями КНР оказалось несколько новых государств. Россия была главным участником этого диалога, можно сказать, что она серьезно влияла на позиции центральноазиатских стран. Однако теперь практически у всех стран Центральной Азии имеются собственные отношения с Китаем. Прибытие на шанхайскую встречу министра иностранных дел Монголии также продемонстрировало, что эта страна, когда-то безгранично ориентированная на Советский Союз, сегодня ищет диалог с КНР в любых формах... А наблюдатели говорят о возможности расширения Шанхайской организации за счет не только Монголии, но и Туркменистана, и даже Индии и Пакистана... К чему это должно привести? К появлению авторитетной региональной организации? Возможно. Однако и к уменьшению роли России в этой организации. Из «первой среди равных» Россия превратится только в одного из участников, к тому же намного менее азиатского, чем другие участники дискуссии. Как ни парадоксально, уже сегодня в глазах своих партнеров по организации Россия является скорее репрезентантом западных интересов. Игорь Иванов, руководитель российского внешнеполитического ведомства, конечно же, пользовался в Пекине словарем своего китайского коллеги Тан Цзясюаня. Однако в КНР не могут не замечать новой атмосферы в российско-американском диалоге, не осознавать, что теперь и в Азии Россия будет считаться с интересами своих западных партнеров по антитеррористической коалиции. Тем более, что это уже происходит...

России придется или признать, что ее роль в Азии сегодня заключается именно в репрезентации западных интересов и остаться сильным игроком с помощью Соединенных Штатов и Европы, или лишиться реального влияния на течение событий в важном для нее регионе — и, возможно, навсегда.

Виталий ПОРТНИКОВ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ