Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Базовый компромисс

Российское присутствие в Грузии еще продолжается
7 июня, 2005 - 19:53
ПОСЛЕДНЯЯ УБОРКА. ТЯЖЕЛУЮ ТЕХНИКУ ГОТОВЯТ К ВЫВОДУ ИЗ БАТУМСКОЙ БАЗЫ / ФОТО РЕЙТЕР

Двухсотлетнее военное присутствие России в Грузии должно закончиться через три года. Согласно подписанному 30 мая в Москве соглашению, российские военные базы в Батуми и Ахалкалаки функционируют в режиме вывода. Этот процесс должен полностью завершиться в течение 2008 года. Долгожданное московское соглашение министров иностранных дел Грузии и России Саломе Зурабишвили и Сергея Лаврова можно действительно назвать историческим. Но глава Грузинского фонда стратегических и международных исследований Александр РОНДЕЛИ оценивает ситуацию со сдержанным оптимизмом. «Россия долго тянула волынку, но больше не могла оставаться в другой стране вопреки ее воле. Кроме того, надо учитывать и мнение Запада, и нажим США, — говорит эксперт. — Эти базы не играют особой военной роли, хотя, с другой стороны, их присутствие было довольно важным символом; если российские военные покинут Батуми и Ахалкалаки, российская база в Армении останется изолированной. Принятое решение, конечно, раздражает часть российской элиты, и мы не должны исключать, что это раздражение выльется в определенные шаги против Грузии».

«Для экспертной доработки оставлены несколько вопросов — в том числе по Гудаутской базе (ранее российская сторона заявляла, что она уже выведена, но грузинская требовала проведения мониторинга. — Авт. ) и созданию грузино-российского кон тртеррористического центра, — отмечает Александр Рондели. — Здесь мы можем напороться на подводные камни, но отрадно, что есть общее решение». Не секрет, что у России и Грузии разные подходы к ситуации в Панкисском ущелье и ее влиянию на Чечню, кроме того, Москва и Тбилиси по-разному оценивают прежние и нынешние события в Абхазии и Южной Осетии. Поэтому будущее антитеррористического центра представляется довольно туманным. «Для того, чтобы облегчить России уход из Грузии, Тбилиси выступил с предложением о создании этого центра, но без глубокой проработки деталей. Сейчас, когда зашел предметный разговор о будущем этой структуры, похоже, что она не будет иметь военного характера, а станет центром обмена информацией. При этом центр не будет бороться против чеченцев или кого-либо: мы имеем разные взгляды на то, кто является террористом, а кто нет», — говорит Александр Рондели.

Проблема, которую уже вызвал начавшийся вывод российских баз из Грузии, — недовольство Азербайджана передислокацией вооружения на территорию Армении. «Прискорбно, что таким образом присутствие российского оружия в регионе не прекращается. Учитывая то, что Карабахский конфликт не решен, такая передислокация добавляет напряжения», — отмечает эксперт.

Александр Рондели полагает, что в ближайшем будущем Грузии не стоит ждать от России дальнейших уступок. «На уступки идут, когда переосмысливают политику, принимают новую концепцию либо настолько слабеют, что не могут больше удержаться. Ничего такого я пока не вижу. Только поддержка России удерживает сепаратистов от того, чтобы пойти на переговоры с Тбилиси. Российское гражданство массово предоставляют и в Абхазии, и в Южной Осетии. В Абхазии земли, недвижимость скупают различные граждане и юридические лица из России. Для России важно присутствие на побережье Черного моря, кроме того, контролируя Абхазию, можно более вольготно чувствовать себя на Северном Кавказе. Россия, очевидно, решила окопаться в Абхазии, но одновременно заявляет об уважении территориальной целостности Грузии. Думаю, лучшее, что могла бы сделать Россия, — помочь абхазам и грузинам договориться между собой. Это действительно была бы миссия великой страны».

По словам Александра Рондели, «Грузия не раз говорила, что готова вести переговоры с абхазами и осетинами столько, сколько потребуется». «Мы понимаем их опасения, но надо добиваться соблюдения прав наших граждан и восстановления достойной жизни, — говорит эксперт. — Мы надеемся на помощь международной общественности, в том числе и России, потому как в ее долгосрочных интересах должно быть желание иметь стабильную и дружественную Грузию. Но видимо, пока что Москве представляется наиболее подходящим влиять на Тбилиси благодаря контролю над Абхазией и Южной Осетией».

Как известно, Украина исконно выступала за восстановление территориальной целостности Грузии. После того, как новое руководство взялось воплощать в жизнь региональное лидерство Украины и миссию миротворца, вопрос нашего участия в решении проблем Абхазии и Южной Осетии стал особенно актуальным. Однако украинские официальные лица лишь заявляют о том, что киевский план приднестровского урегулирования (который еще далеко не воплощен) может стать примером для решения других конфликтов на территории стран ГУАМ; а накануне кишиневского саммита этой организации некоторые СМИ передали высказывание министра иностранных дел Бориса Тарасюка о том, что мы готовы направить миротворцев в приграничные с Россией регионы Грузии. Дальше заявлений пока что дело не пошло. «Для Грузии имеет значение участие любой другой страны, кроме России, в урегулировании конфликтов, тем более если это будет Украина, способная стать непредвзятым участником процесса, — говорит Александр Рондели. — Мы благодарны Украине за политическую поддержку. Если на участие Киева в процессе урегулирования территориальных конфликтов в Грузии будет воля мирового сообщества и России, которую, конечно, мы никак не можем выбросить из этого процесса, то тогда Украина сможет сыграть свою положительную роль».

Варвара ЖЛУКТЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ