Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бельгия ищет собственность жертв нацизма

21 июля, 2001 - 00:00

Исследовательская комиссия, созданная при правительстве Бельгии, обнародовала данные о расхищениях собственности и финансов евреев, которые сбежали в страну во времена нацизма. Благодаря исследованию, кропотливо проведенному в течение четырех лет, Бельгия теперь имеет более или менее ясное представление о количестве разворованного золота или отобранных предприятий у лиц еврейской национальности. Комиссия также поставила себе целью вернуть — хотя бы и более чем через полвека — имущество его хозяевам или их наследникам.

Исследователи довольно подробно описывают историю страданий немецких евреев, вынужденных покинуть территорию «третьего рейха». Двадцать восьмого октября 1940-го года высшим немецким военным командованием были изданы первые антиеврейские указы. Сбежавшие в Бельгию евреи поселились в двух самых крупных городах страны — Брюсселе и Антверпене. Компактность поселения беженцев сыграла для них плохую службу. Ведь когда бельгийское правительство арестовывало всех заподозренных в симпатиях к немецкому агрессору, под эту категорию попала и масса еврейских беженцев из «третьего рейха». В итоге эти люди были высланы в лагеря во Франции — многие из них оказались впоследствии в концлагере Освенцим. А что произошло с теми евреями, которым удалось остаться в Бельгии? Указаниям рейха власти королевства не очень-то повиновались — например, они отказались издавать антиеврейские законодательные акты. Хотя затем бельгийское руководство разослало местным властям циркуляр, которым предписывалось начать регистрацию евреев и выдавать им эмблемы со «звездой Давида». Брюссель, впрочем, это выполнять отказался, Антверпен — нет.

Исследование приходит к однозначному выводу, что собственность евреев, укрывшихся в Бельгии, перешла в руки нацистов. Одно из подтверждений этому — указ от апреля 1942 года, в котором говорится о захвате имущества немецких евреев. Кроме того, недвижимость и бриллианты еврейских беженцев были распроданы по очень низким ценам, а их предприятия были либо ликвидированы, либо переданы немцам.

Появился ли у этих людей шанс вернуть свое добро по окончании Второй мировой? В первые послевоенные годы Бельгия не уделяет особого внимания жертвам национальной дискриминации. Активы немецких евреев были вначале заморожены: на выяснение того, где средства пострадавших, а где — «вражеские», ушло около двух лет. Затем имущество и деньги со счетов евреев, личность которых не была установлена, передаются в государственную казну. Украденные бриллианты в большинстве случаев, впрочем, вернулись к своим законным хозяевам. Хуже обстоят дела с картинами и другими произведениями искусства — они, по заключению исследователей, были распроданы или переданы музеям.

На возмещение ущерба в послевоенной Бельгии могли претендовать лишь бывшие политзаключенные. Те, кто преследовался по расовым мотивам, на это права не имели. Бельгийско-германское соглашение 1960 года принесло, казалось бы, прорыв — документ предусматривал, что компенсации будут выплачивать и жертвам расовой, религиозной и идеологической дискриминации. Но Брюссель упорно стоял на своем — декрет 1961 года предусматривал, что опять-таки лишь бывшие политзаключенные или их наследники получат компенсации. Еврейские жертвы нацизма вновь оказались не у дел...

Во время войны в Бельгии погибло около 45 процентов приехавших в страну евреев из Германии. Исследователи удивляются, что от их счетов не осталось и следа — очевидно, что еврейские деньги были попросту использованы. По данным комиссии, некоторые организации не смогли предоставить списки невостребованных счетов — что тоже вызывает подозрения. Ныне, после опубликования выводов комиссии, Бельгии предоставляется шанс восстановить историческую справедливость.

С заявлениями о реституции в комиссию обратилось более тысячи человек, ныне живущих в Бельгии, Израиле, США, Канаде, Франции, Британии, других странах.

Наталия ВИКУЛИНА, Брюссель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ