Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Берлин: 10 лет успеха и разочарования

26 мая, 2001 - 00:00

Столица объединенной Германии, особенно Восточный Берлин и центр города, где раньше проходила стена, сегодня стала огромной стройплощадкой, где должен вырасти «город будущего». Ежегодные капиталовложения в строительство города, начиная с 1990 года, достигали 30 млрд. немецких марок. В середине 90-х годов в Берлине одновременно осуществлялось более 2000 строительных проектов. Около 200 млрд. марок было инвестировано также в инфраструктуру земли Берлин (город представляет собой отдельную федеральную землю, и правящий бургомистр Берлина является, по сути, его премьер- министром). Из них 20 млрд. марок было вложено в строительство железнодорожных сообщений. Берлин действительно невозможно узнать — и далеко не все его жители согласны с тем, что эти изменения — к лучшему. Например, новое здание Ведомства федерального канцлера берлинцы за его оригинальную архитектуру окрестили кто «глазом канцлера», кто «слоновой стиральной машиной», кто «стадионом имени Шредера».

Тем не менее, 23 мая исполнилось два года со времени первого заседания Федерального собрания в обновленном здании Рейхстага — этот день называют днем рождения нового Берлина, а сам Рейхстаг с новым стеклянным куполом, куда бесплатно может попасть любой желающий, — символом обновленного города и соединения в нем нового и старого. Посещение купола, откуда открывается вид на центральную часть Берлина, стало излюбленным занятием не только туристов и гостей города, но и самих берлинцев, особенно молодежи.

Наиболее ярким примером комплексного берлинского строительства является Потсдамер Платц. Пять лет назад этот ультрасовременный комплекс с офисами, магазинами, культурными сооружениями и квартирами (необходимое условие при строительстве в городе — 20% помещений должны быть жилыми) был огромным пустырем и позже стал крупнейшей строительной площадкой Европы, насчитывающей 125 тыс. квадратных метров. И именно эту площадь берлинские гиды стремятся показать гостям города в первую очередь.

Следует отметить, что конкретного плана по отстройке Берлина не было. С одной стороны, это положительно характеризует руководство земли Берлин, сумевшей привлечь инвестиции в строительство и в максимально сжатые сроки «выгнать» целые комплексы высотных зданий. Но с другой — Берлин трудно назвать красивым городом. И несмотря на целый ряд ограничений, стоящих перед архитекторами, проектирующими новые здания (высота и прочие параметры, строительные материалы, внешний вид), серая безликость зданий советского сектора превращается в не менее серую (по цвету обилия стекла) американизированную современность. Впрочем, видимо, именно этого впечатления о городе пытались достичь его руководители, подписывающие строительные проекты. В выступлениях правящего бургомистра Эберхарда Дипгена и в множестве иллюстрированных брошюр о Новом Берлине, распространяемых маркетинговыми компаниями города, немецкая столица все время представляется, как «европейский город 21-го века», «город, который всегда не «есть», а «будет».

В новой архитектуре Берлина как города будущего, где все большее значение приобретают открытость, прозрачность, публичность, строительными материалами №1 стали стекло и прозрачный пластик. Прозрачными и полупубличными стали не только офисы в новых комплексах на Потсдамер Платц, где, говорят, женщинам даже не разрешают носить юбки, не только некоторые СМИ, как, например, Джаз-радио, куда может зайти любой желающий и через стекло студии наблюдать за работой ведущего, но и госучреждения (купол Рейхстага) и даже посольства. Так, северные государства (Дания, Исландия, Швеция, Нидерланды) приняли решение создать дипломатический комплекс в центре города с единым центральным зданием, которое назвали Объединенным домом и куда (неслыханная в истории дипломатии вещь) может попасть любой человек с улицы.

Что действительно поражает в Новом Берлине, особенно выходцев из постсоветского региона, — это то, как преображаются жилые дома в центре города и в так называемых «спальных» районах. В частности, АО «Мега» купило у государства и сделало «пригодным для жизни» район Zentrum Helle Mitte. За восемь месяцев эта компания модернизировала 2400 квартир в домах, построенных в начале 80-х годов и уже требующих капитального ремонта. Кроме замены коммуникаций, ремонта фасадов и теплоизоляции, была изменена также планировка квартир. Так, в частности, в некоторых квартирах кухня размещалась посередине и не имела окон. Архитекторы «Мега» решили убрать одну стену и превратить кухню со смежной комнатой в модную сейчас столовую. Кроме домов были модернизированы также дворы возле них. Теперь каждый дом имеет два двора: двор-сад и функциональный двор, на котором, в частности, размещается бесплатная автостоянка. В центре района — огромный комплекс по предоставлению жителям микрорайона разнообразнейших услуг: кинотеатр, отель, поликлиника, продуктовые магазины и бутики, кафе и многое другое. Есть даже своя газета.

Вместе с тем, с падением Берлинской стены 9 ноября 1989 года Берлин на практике все еще не стал единым целым, как и не слились в единое государство новые и старые немецкие земли с произошедшим в 1990 году воссоединением двух немецких государств. И для самих жителей Германии, и для иностранцев, посещающих страну, по- прежнему имеет значение, в какой из частей Федеративной Республики — Восточной или Западной — они находятся, работают, проживают. Уровень жизни восточных немцев, вопреки оптимизму тогдашнего боннского правительства, все еще ниже, чем аналогичный уровень их западных собратьев, и это не может не сказываться на настроениях жителей «новых земель». Для многих восточных немцев, как и для многих украинцев, прошедшие десять лет были годами разочарования. «Они мечтали о рае, а проснулись в Северном Райне-Вестфалии» — так охарактеризовал крах иллюзий восточной части населения страны уполномоченный федерального правительства по делам расследования документов секретной службы ГДР Йоахим Гаук. В связи с этим немецкие демографы отмечают тревожные факты. Так, например, только 29% восточных немцев в сравнении с 70% западных немцев приветствуют существующую в Германии демократию. В большинстве своем восточные немцы считают равность и социальную справедливость более важными, чем индивидуальные свободы. Половина восточных жителей страны, по данным социологических исследований, чувствует себя, прежде всего, восточными немцами и кроме этого, «гражданами второго сорта».

С другой стороны, изменения, которые произошли в ФРГ со дня ее объединения, дают основания полагать, что со временем экономическая ситуация в Восточной Германии выровняется. Оптимисты среди ученых-экономистов считают, что уже к 2002 году Восток сможет экономически конкурировать со старыми федеральными землями. Десять лет назад возрождение Востока началось с полной «реконструкции» инфраструктуры: автомагистралей, железных дорог, систем водоснабжения, телефонных сетей. И успехов в этом достигнуто немалых — уже сейчас практически весь восток страны эксплуатирует одну из наиболее современных телефонных сетей Европы.

Независимая Украина и объединенный Берлин — ровесники. Восточный Берлин, по крайней мере по внешнему виду, да и внутреннему обустройству домов, офисов, магазинов, все увереннее «догоняет» свою западную часть.

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ