За последние 40 лет развитие компьютерной техники и средств связи преображало одну часть света за другой — сначала это произошло с США и Европой, затем с Японией, Кореей и Тайванем, а недавно к ним присоединились Индия, Китай и Восточная Европа. На очереди — Африка?
Несмотря на гражданские войны, недостаток продовольствия и эпидемию СПИДа, в черной Африке происходит нечто поразительное: стабильный подъем высокотехнологичного сектора. Говорить об африканской «Силиконовой долине» несколько рановато, но, тем не менее, если Африка стремится к процветанию, она может и должна лелеять эти ростки высокотехнологичной промышленности.
Посмотрите, что происходит на нескольких этажах одного только высотного офисного здания в Аккре, столице Ганы. Там работает около 1500 африканцев, обрабатывающих американские заявки по медицинскому страхованию — круглосуточно, в три смены. Эти африканцы говорят по-английски, набирают на компьютере как минимум 50 слов в минуту, извлекают данные из бумажных бланков заявок, присланных в электронной форме через спутник американскими страховыми компаниями, вводят их в новые цифровые формы и отправляют обратно в США. Они подключены к сети таким образом, что руководитель в Америке, находящийся от них за 13 тысяч километров, может просматривать формы по мере их заполнения.
Гана больше всего знаменита производством какао и золота, но сегодня крупнейшим частным работодателем в стране является Affiliated Computer Services (ACS), техасская компания, которая и руководит этим аутсорсинговым проектом. Африканцы — «нажиматели клавиш» зарабатывают от 4 до 5 долларов в день, что в четыре раза больше установленной законом минимальной заработной платы, и получают при этом медицинскую страховку, питание и субсидии на транспорт. Немногочисленные африканские инженеры и специалисты зарабатывают намного больше и время от времени проходят повышение квалификации в области передовых технологий.
Сотрудники ACS — это лишь первые африканцы, получающие пользу от популярнейшей тенденции в мировой экономике: аутсорсинга, то есть перевода вспомогательных работ из стран с высокой заработной платой в страны с низкой заработной платой. По правде говоря, количество таких примеров в Африке не идет ни в какое сравнение с тем, насколько распространена эта практика в Азии, Латинской Америке и Восточной Европе. Но важная новость заключается в том, что Африка наконец-то участвует в экономическом состязании, изменяющем лицо мировой экономики.
Перед Африкой по-прежнему стоит несколько серьезных препятствий, не последним из которых является ее отталкивающий имидж. «На картах крупных корпораций, когда они обсуждают возможные места для аутсорсинга, Африка вообще отсутствует», — говорит Самбоу Макалоу, уроженец Мали, пытающийся убедить работодателей из США перенести вспомогательные работы в Африку. «В Африке существуют реальные возможности для аутсорсинга, — говорит он, — но есть также и препятствия».
Африканские правительства также должны быть готовы начать с малого: затратить массу усилий на привлечение пробных проектов в надежде на более значительную занятость в будущем. С помощью разумных реформ многие препятствия можно устранить или, по крайней мере, уменьшить. Начать надо со следующего.
Улучшение управления: правительства африканских стран часто хвалятся тем, как они одним росчерком пера положили конец разрушительному действию коррупции и нерациональным правилам в области бизнеса. Но при этом мало внимания уделяется высокой стоимости телекоммуникаций, ненадежности систем электроснабжения и слабости транспортной инфраструктуры.
Более высокая конкурентоспособность: африканские лидеры с опозданием понимают, что они должны приманивать иностранные корпорации с помощью особых услуг, учебных программ для работников и даже субсидий на аренду офисов. Страны Азии привлекают много рабочих мест с помощью создания «промышленных зон» с более надежным сервисом (в том числе супернадежными коммуникационными сетями), предлагаемым за разумную цену. Перестраивая свое среднее и высшее образование на подготовку выпускников с навыками, необходимыми транснациональным корпорациям, страны Азии тем самым повышают конкурентоспособность своей рабочей силы.
По правде говоря, Африка сейчас намного более благоприятное для бизнеса место, чем пять лет назад. Распространение мобильной телефонной связи произвело революцию в повседневной жизни континента с самым низким в мире уровнем развития обычных телефонных сетей. Спутниковые подключения во много раз улучшили доступ к интернету, а прокладка нового подводного кабеля (SAT-3) вокруг побережья Африки обещает улучшить и удешевить все виды связи.
Проблема заключается в том, что хотя Африка становится все более привлекательной в экономическом отношении, Индия и Китай совершенствуются еще быстрее, что увеличивает разрыв между этими регионами. Все больше африканских городов попадает в окончательные отборочные списки экспертов по размещению предприятий — лишь для того, чтобы проиграть в конкурентной борьбе азиатским городам. Африканцы могут начать побеждать только в том случае, если будут развиваться быстрее.
Как ни странно, проблемой является конкуренция зарплат. Хотя в среднем Африка является беднейшим регионом мира, заработная плата в официальной экономике обычно выше, чем в Китае и Индии, где правительство поддерживает базовые затраты на питание, жилье и транспорт на относительно низком уровне при помощи субсидий и контроля. В городах Африки затраты — особенно стоимость питания и транспорта — относительно высоки, что приводит к более высокому уровню зарплаты. Действительно, индийский программист обычно зарабатывает меньше, чем африканский программист того же уровня. Даже плата за рутинную работу по введению данных в Африке обычно не меньше, чем в южной части Азии.
Шансы на то, что однажды Африка получит свою законную долю рабочих мест в порядке аутсорсинга, увеличиваются. Но существует и опасность, что этот регион отстанет еще больше. Когда некая компания недавно приняла решение о расширении, она открыла новый проект в Индии, а не в Гане или другой африканской стране. Это был отрезвляющий сигнал. Даже в то время, когда в Азии, Восточной Европе и Латинской Америке возникают сотни подобных аутсорсинговых центров, центр в Аккре остается единственным в своем роде на Африканском континенте. Это постыдный факт, но нет никаких причин, чтобы такова же была и судьба Африки.
Паскаль ЗАХАРИ — автор книги «Преимущество разнообразия: своеобразие многих культур в экономике нового мира» и член правления группы «Журналисты за права человека» в Торонто