Джордж Оруэлл, когда описывал в своем романе-предвидении «1984» глобальное тоталитарное общество будущего, вряд ли ожидал, что придуманный им словарь «новояза» не только войдет в реальное обращение, но и обогатится новыми перлами. «Мир — это война», «правда — это ложь» — эти постулаты описанного в «1984» режима совсем не шокируют, если вспомнить официальные причины интервенции и оккупации Ирака, или информационные манипуляции глобальных СМИ. К «новоязу» сегодня можно причислить и следующие перлы: «оккупация — это освобождение», «апартеид — это сосуществование», «гуманизм — это человеконенавистничество». Они шлифовались последние восемь лет, с тех пор, как в 2001 г. в Дурбане (Южная Африка) ООН провела первую глобальную Конференцию по преодолению расизма. Сама конференция — «против расизма» — стараниями нескольких правительств, их мощных лоббистских организаций и подчиненных масс-медиа — быстро тогда была заклеймена как «расистская», «антисемитский и антиизраильский дебош» (изречение экс-министра МИД Израиля Ципи Ливни). Причина — критика Израиля. Процитируем положение Декларации и Программы действий Дурбанской Конференции, из-за которых тогда представители Израиля, США и Канады громко покинули форум: «Пункт 66. Мы выражаем глубокую обеспокоенность проявлениями расовой дискриминации относительно палестинцев и других жителей оккупированных арабских территорий(...), и призываем к прекращению всех проявлений расовой дискриминации. Пункт 67. Мы убеждены, что борьба с антисемитизмом, исламофобией и сионистской практикой является составляющей и органической частью противостояния всем формам расизма, и подчеркиваем необходимость принятия эффективных мер для разрешения проблемы антисемитизма, исламофобии и сионистской практики с целью противодействия этим явлениям во всех формах (...) Всемирная конференция по борьбе с расизмом, расовой дискриминацией, ксенофобией и связанной с ними нетерпимостью, настойчиво призывает Израиль пересмотреть свое законодательство, основанное на расовой и религиозной дискриминации, и всю свою политику государства-оккупанта».
Понятно, восемь лет спустя новая Конференция ООН по расизму в Женеве 20—24 апреля, объявленная как «наблюдающая за Дурбанским процессом», в упомянутых выше несогласных энтузиазма совсем не вызвала. От Израиля ей ранее «доставалось» за «антисемитизм», поскольку к нему приковывалось непропорционально большое внимание. Тель-Авив позволяет дозированную критику в свой адрес по принципу персонажа одной из сказок Е. Шварца: «Ты сначала похвали, а потом мягко укажи на отдельные недостатки». Соединенные Штаты объявили, что будут бойкотировать Конференцию, и начали вербовать сообщников. Что интересно, США принимали активное участие в подготовке финального документа Женевского форума, более того, достигли незаурядного успеха, добившись изъятия любого упоминания о своем главном союзнике. Тем не менее, от бойкота не отказались, поставив в жалкое положение руководство ООН, которое шло на все уступки, чтобы угодить Вашингтону. Но еще вместе с Израилем подстрекали к неучастию своих ближайших союзников: Германию (этой всегда можно напомнить историческую вину), Голландия (эта страна еще и выдвинула свое условие: защита прав гомосексуалистов), Австралию, Канаду, Италию (Берлускони получал премию как «лучший друг Израиля»), Новую Зеландию (там уже забыли принципы премьер-министра Элен Кларк). В последний момент к ним еще успели присоединиться Польша и Чехия, которые, на примере размещения ПРО доказали, что умеют торговаться.
Ни один из лидеров государств не прибыл на Конференцию. Только президент Ирана, который целиком оправдал ожидания от своего выступления — и друзей, и врагов. Часть делегатов аплодирует, другая — значительно меньшая — негодующе покидает зал после того, как Ахмадинеджад произносит: «После Второй мировой войны они (то есть США и страны Запада — И.С.) прибегли к военной агрессии, чтобы под предлогом еврейских страданий сделать целую нацию изгнанниками. И они прислали мигрантов из Европы, США, других частей света, чтобы ввести полное расистское правление в оккупированной Палестине. Для того, чтобы компенсировать тяжелые последствия расизма в самой Европе, они помогли привести к власти самый жестокий и репрессивный расистский режим в Палестине». Генсек ООН Пан Ги Мун в ходе выступления иранского президента вертелся как уж на сковородке, обдумывая выражения будущего комментария. И он все-таки раскритиковал иранского президента за «тон обвинения и даже подстрекательства». Иранский лидер вышел далеко за пределы темы конференции. И здесь ради справедливости следует сказать, что острая критика в адрес Израиля была лишь небольшой частью выступления. Ахмадинеджад нещадно ругал Запад в общем: за двойные стандарты, за присвоенное себе право вето в Совете Безопасности ООН, в конце концов, за нынешний глобальный кризис: «Крупные государства годами насаждали несправедливые экономические правила на глобальной арене, создали экономическую и монетарную систему для всего мира, тогда как другие не имеют никакого влияния ни на процессы, ни на принятие решений. Они даже не позволяют собственному народу, или другим народам присматривать за этим, они оставили все этические нормы и создали правила в пользу только капиталистов. Эти силы посредством уничтожения равных возможностей расширили границы своего развития и распространили самую уродливую форму расизма».
Из зала конференции выбежали представители более 20 государств Европейского Союза. Выбежал с ними и представитель малоизвестной нам страны Карибского бассейна — Сент-Китс-Невис (не слышал, признаюсь, о ее евроатлантических амбициях). Демарш был предварительно запланирован — в этом призналась Франция. У нынешнего главы французской дипломатии Бернара Кушнера очень большой опыт пропагандистских акций. Еще в качестве руководителя гуманитарной организации «Врачи без границ» (остроумные журналисты прозвали эту структуру «Врачи без лекарств»), в 1993 он успешно убедил Европу в существовании сербских «лагерей смерти» в Боснии (это стоило два миллиона долларов на слезные телеролики при участии звезд Джейн Биркин и Мишеля Пикколи, которые рассказывали о «новом Освенциме»). Кто теперь возмущается, что то была полная ложь, выдуманная боснийским президентом Изетбеговичем для побуждения НАТО бомбить сербов, в чем несколько лет назад признался сам Кушнер? Возможно, впоследствии поведает нам о муках совести, когда не противился изгнанию неалбанского населения из Косово, как находился в должности главы администрации края? Кстати, Дурбанская Декларация 2001 г. осудила, как было сказано, «этнические чистки в Косово», поэтому, личных причин для мести у Кушнера достаточно. Ветеран британской журналистики Алан Гарт, который принимал участие в Женевской конференции как общественный деятель, назвал поведение этих стран не очень уважительно: «толпой овец, которые идут по приказу». Британская «Индепендент», оправдывая собственное название, в редакционной статье назвала демарш «дуростью». Посол одного соседнего государства — члена ЕС — объяснил мне — на правах анонимности — почему его страна покинула зал. «Дело не в Израиле, мы вышли бы в случае любой речи ненависти». Он говорил так убедительно, что мой вопрос, почему его страна не протестовала, когда тот же Буш говорил о «исламофашизме», определял целые государства «осью зла» (а разве то были не «выступления ненависти?») было бы сугубо риторическим. Сейчас удобно все валить на Буша и обещать уже с завтрашнего дня жить по нормам морали и международного права. Интересно посмотреть, кто в ближайшее время пожмет руку новому министру иностранных дел Израилю Авигдору Либерману, которого в самом Израиле называют фашистом за идеи «кантонов», то есть гетто для палестинцев, «трансфера», то есть депортации, наконец, заявление о том, чтобы «посадить всех палестинцев в автобусы, вывезти к Мертвому морю и там утопить».
Украинская делегация не покидала зала в ходе выступления иранского лидера. Если кому-то мешает будто бы солидарность с Россией, которая также осталась, стоит отметить, что не покидала зал Норвегия — абсолютно европейское государство с собственными принципами (к слову, прокурор этой страны на днях принял обращение группы местных адвокатов о привлечении в суд высших должностных лиц Израиля за совершение военных преступлений во время бойни в Газе в декабре-январе). Этот жест, как стало уже известно, позитивно оценили не только в Тегеране, но и в других странах так называемого третьего мира, в частности, и в тех, в которых Киев стремится сегодня получить кредиты и инвестиции. Было ли это случайностью, или Киев все-таки попытался думать собственной головой, исходя как из норм морали, так и из своих национальных интересов, остается загадкой. Тель-Авив же возмутился. «Разочаровывает украинская позиция. Израиль надеялся, что украинская делегация присоединится к позиции европейских стран, и продолжает надеяться, что Украина озвучит свою позицию что касается выступления иранского президента на конференции», — заявила Калай-Клайтман газете «Сегодня». И здесь на Михайловской площади завертелись, как Пан Ги Мун на конференции. На сайте МИД появился отрывок выступления главы делегации Украины на конференции М. Маймескула с таким пассажем: «Украина осуждает любые экстремистские высказывание с трибуны этого форума». Еще дальше в своих оправданиях зашел пресс-секретарь министерства В. Кирилич, прошу прощения за выражение, «опустив» коллегу-дипломата: «Понимая неоднозначность данного мероприятия, Украина снизила уровень своего представительства на нем. Мы делегировали для участия в конференции не министра, не его замов, а всего лишь представителя Украины при отделении ООН». Действительно, прекрасное оправдание: мы делегировали даже не заместителя министра (здесь можно было еще указать пальцем на Россию, потому что от нее был целый заместитель министра по фамилии Яковенко), а у нас, видите ли, лишь какой-то представитель, так, пустяки... Ну, а кульминацией стало телешоу Шустера 24 апреля, где израильский посол устроила в студии настоящую экзекуцию заместителю министра иностранных дел Украины, при чем при активном участии или молчаливом согласии целой группы, язык не поворачивается сказать, народных депутатов Украины... Такого формата межгосударственных отношений, осмелюсь заметить, не переживали даже «банановые республики». Бедняга оправдывался как мог. Наверное, от волнения забыл, пользуясь случаем, спросить о ходе расследования убийства в Газе украинских граждан — детей, о чем осторожно когда-то просил поинтересоваться МИД. Будут ли в мире после такого добровольного позора должностных лиц уважать Украину? Ответ очевиден.
Ну, а в целом, Конференция прошла успешно. Так объявила Верховный комиссар ООН по правам человека Неси Пиллей. 182 государства одобрили итоговый документ со стерилизованным текстом. Хотя, к недовольству бойкотирующих, он подтверждает все положения предыдущей — «плохой» — Дурбанской конференции. А главный итог — глубокий раскол в толковании государствами так называемых первого и третьего миров фундаментальных положений и международного права, а также норм морали.