Германия сделала свой выбор. Она решительно проголосовала за уход великой коалиции из кабинета, отправив социал-демократов в политическую бездну. Только руины остались от некогда горделивой СДПГ Герхарда Шредера. Несмотря на явную победу правоцентристов, Христианско-демократический Союз (ХДС) не вышел сухим из воды. Но в то время как его потери были умеренными, баварский партнер по коалиции ХДС, партия ХСС, испытала разгром, сравнимый только с разгромом социал-демократов.
Таким образом, похоже, что СДПГ опустилась на самое дно, ХСС находится в свободном падении, а ХДС изрядно потрепана. Явные победители — Гуидо Вестервелле и его Либеральная партия, за которой следуют «левые» и «зеленые» — все трое из которых набрали самое высокое количество голосов за всю историю своего существования.
Но действительность гораздо сложнее. Самый явный победитель — Ангела Меркель. Канцлер сыграла по-крупному, вроде бы несмотря ни на что, и попала в самую точку. В отличие от своей партии, она теперь сильнее, чем когда-либо. Так неужели мы увидим новую Ангелу Меркель — канцлера, который будучи свободным от ограничений СДПГ в правящей коалиции, будет более решительным, реформистским и готовым взять на себя политический риск?
Не делайте на это ставки. Меркель только что избежала политического забвения на последних всеобщих выборах после того, как ХДС приняла рыночный радикализм, а потом провела кампанию на его основе в 2005 году. Ее спаситель явился в маловероятном виде тогдашнего канцлера социал-демократов Герхарда Шредера, чей дикий поступок в ночь выборов вручил ей в руки канцлерство.
Безусловно, фортуна и успех в политике неразделимы. Но Меркель с тех пор не пыталась испытывать свою судьбу. Наоборот, она решительно направляла ХДС влево, потому что она уяснила три вещи из поражения ХДС на выборах в 2002 году и его с трудом доставшейся победы в 2005 году: немцы не хотят войны, невысокого мнения об экономической реформе, и по большей части стоят слева от ХДС/ХСС.
Меркель могла взяться за эту стратегию потому, что она знала, что ее правый фланг прикрывает СвДП, которая привлечет избирателей, недовольных левым поворотом ХДС, а потом вступит в коалицию под руководством ХДС. В то же время, переместившись влево, Меркель вытеснила СДПГ из политического центра — где в Германии побеждают и проигрывают на выборах — и одновременно с этим все же смогла сформировать реальное большинство в новой пятипартийной системе без риска возникновения созвездий новых коалиций и жестокого внутреннего конфликта.
Другими словами, секрет победы Меркель на выборах заключался в том, чтобы обеспечить большинство голосов в пользу правоцентристов для того, чтобы придерживаться, в большей или меньшей мере, левоцентристской политической программы. Изменение Меркель политической линии теперь просто укрепит подавленную СДПГ.
Безусловно, «черно-желтая» коалиция ХДС-СВДП сделает некоторые поправки в политике — замедление поэтапного ядерного сокращения, косметические изменения в налоговой системе и т.д. — чтобы не разочаровать свои части электората и своих экономических сторонников. Но не произойдет никакого четкого изменения в направлении политического курса.
Сказав это, управление вряд ли достанется Меркель легко. В ближайшие годы она столкнется с экономическим кризисом, растущей безработицей, растущим государственным долгом и демографическими проблемами внутри страны, а также ей предстоит сделать жесткий выбор в сфере внешней политики в Афганистане, Иране, Пакистане и на Ближнем Востоке. Кроме того, с уходом великой коалиции она больше не сможет обвинить обструкционизм СДПГ в своем бездействии.
Действительно, пространство Меркель для маневра уменьшится. До сих пор Меркель приходилось иметь дело со слабой или несуществующей оппозицией. Это очень быстро изменится, особенно учитывая возможность наращивания войск НАТО в Афганистане. С этого момента ей потребуются качества, которые до сих пор у нее отсутствовали: умение руководить и принимать решения.
Кроме того, победа «черных» и «желтых» определила альтернативу: «красные», «темно-красные» и «зеленые». Старые политические лагеря — левый и правый — на некоторое время вернулись. Если эта ситуация сохранится после 2013 года, то СДПГ столкнется с незавидным вызовом. Ей придется провести реорганизацию, которая включает возможную коалицию с левыми на федеральном уровне, но при этом не уходя слишком далеко влево в политическом плане. СДПГ вместе с «зелеными» придется переместить борьбу в политический центр, что исключает конкуренцию с «левыми» за голоса неформальных групп.
Кроме того, Левым — партии, которая произошла от правящих коммунистов бывшей Восточной Германии и инакомыслящих социал-демократов — придется налаживать отношения, принимая политический реализм. Лучше всего это можно сделать через участие «левых» в региональных (земельных) правительствах. Но трудно предсказать, будет ли возможно такое разделение труда с разочарованным бывшим социал-демократом Оскаром Лафонтэйном.
А «зеленые»? Их роль в таком созвездии будет заключаться в том, чтобы представлять интересы среднего класса и озабоченных экологией избирателей. Однако, если сдвиг влево произойдет внутри лагеря «левых», «зеленые» потерпят верное поражение, как и их наиболее вероятные партнеры по коалиции.
Йошка ФИШЕР — ведущий член Партии зеленых Германии в течение почти 20 лет, был министром иностранных дел и вице-канцлером Германии с 1998 до 2005 гг.