Министр иностранных дел Великобритании объявил о намерении правительства выделить 700 млн фунтов стерлингов на создание нового фонда расширения прав и возможностей, который будет использоваться в качестве «мягкого» оружия против Владимира Путина. Как сообщила британская The Telegraph, из вышеназванной суммы часть средств будет направлена на проекты в Украине и странах Балтии по борьбе против российской пропаганды. В целом бюджет, который определен на международную помощь и направлен в поддержку союзников Соединенного Королевства за рубежом, будет составлять 12 млрд фунтов стерлингов.
По сообщению газеты, британская международная помощь не будет использоваться на поставку оружия, а будет предназначаться на борьбу с экстремизмом на Ближнем Востоке и, в частности, с кибератаками.
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА
Издание также отмечает, что именно Джонсон был инициатором создания нового фонда расширения прав и возможностей, который называют фондом «мягкой силы» для борьбы с Путиным. В декабре прошлого года он в частности заявил: «У нас есть культ сильной личности. Мы наблюдаем, как отступает демократия. Следовательно, нам нужно удвоить нашу решительность и защитить наилучшим образом правила, основывающиеся на международном праве». Со ссылкой на источник в британском правительстве The Telegraph пишет, что создание этого фонда рассматривается как способ увеличить глобальное влияние Соединенного Королевства на волне Брекзит.
Спикер МИД так прокомментировал Daily Mail инициативу главы этого ведомства: «Фонд расширения прав и возможностей находится в начальной стадии развития. Детали относительно фонда будут объявлены в парламенте в установленном порядке».
Великобритания начинает делать конкретные шаги в борьбе с российской пропагандой. И чем быстрее заработает упомянутый выше фонд, тем лучше.
Напомним, что в конце прошлого года США ввели дополнительные санкции против России через кибератаки в ходе президентских выборов. В Италии чиновники также выражали подозрения, что в прошлом году именно РФ организовала постоянные хакерские атаки против итальянского МИД.
А буквально недавно руководитель избирательной кампании кандидата в президенты Франции Эммануэль Макрон заявил о «сотнях или даже тысячах» попыток сломать компьютерные системы его штаба, следы которых ведут в Россию.
Немецкое издание Frankfurter Allgemeine Zeitung со ссылкой на источники в госорганах, в частности в МВД, органах безопасности и Ведомстве федерального канцлера Германии сообщило, что Москва будет пытаться массово влиять на выборы в Германии путем осуществления кибератак и проведения кампании по дезинформации.
Ведущие западные страны начинают понимать угрозу от российской пропаганды и наконец начинают принимать меры противодействия.
«День» обратился к британскому и украинскому экспертам с просьбой прокомментировать инициативу главы внешнеполитического ведомства Британии.
«ЭТО СЛИШКОМ МАЛО И СЛИШКОМ ПОЗДНО»
Эдвард ЛУКАС, старший вице-президент Центра анализа европейской политики, Лондон:
— Это слишком мало и слишком поздно. Нам не нужны деньги, чтобы остановить Путина. Нам нужна сила воли. Пока Лондонское Сити остается местом для отмывания денег Кремля, никто серьезно не будет принимать заявления британцев. Нам необходимо привлекать к ответственности банкиров, юристов и бухгалтеров, которые являются соучастниками разграбления России, и положить конец безнаказанности, разрушающей наше моральное положение в мире.
«ДЖОНСОН ПОНЯЛ МАСШТАБЫ ВРЕДА, КОТОРЫЙ МОЖЕТ ПРИЧИНИТЬ ПРОПАГАНДА»
Сергей СОЛОДКИЙ, первый заместитель директора Института мировой политики, Киев:
— Великобритания имеет огромный опыт в коммуникационной работе, потому ничего особенного в новости нет. Последние годы значительную коммуникационную поддержку от Лондона (в виде консультаций, тренингов) получала и Украина — насколько мне известно, получает и до сих пор. Великобритания была также активной в поддержке европейской интеграции нашего государства еще до российской агрессии — и значительное внимание британцы уделяли именно коммуникациям, фактически просветительству. Поэтому здесь я не вижу чрезвычайных сюрпризов — Британия понимала и понимает важность информационной работы, вес слова. Положительно поражает то, что эту область внешней политики страны поддерживает и в дальнейшем Борис Джонсон, который, будем откровенны, ранее несколько приобщился к гибридной войне, которую проводит Россия. Так, он неоднократно обвинял Евросоюз, который, мол, ответственен за конфликт в Украине — не осознавая и, очевидно, не желая этого, он подыгрывал информационным директивам Кремля. Значительные фонды Соединенного Королевства на борьбу с гибридными угрозами, информационными провокациями, следовательно, можно расценивать как своеобразную работу над ошибками. Борис Джонсон, похоже, понял масштабы вреда, который может причинить пропаганда. Собственно, уже во время его визита в Украину в сентябре прошлого года было понятно, что Джонсон осознает уровень угроз со стороны России. И в том числе опасность пропаганды РФ.
Виденья Украины и Британии могут отличаться относительно восприятия Евросоюза, но наши подходы очень близки относительно необходимости жестко наказать Кремль за нарушение международного права, за агрессию против Украины. Я бы сказал, что по этой причине британцы и лично Джонсон — не просто партнеры, но друзья Украины. В этом контексте выход Британии из ЕС может быть даже выгоден Украине, поскольку тогда официальный Лондон не должен будет адаптировать свою реакцию на российские провокации с другими европейскими странами, которые проявляют более высокую степень наивности в своей политике относительно Кремля. А зависимость российских олигархов, приближенных к Владимиру Путину, от британских банков, имущества общеизвестна. Поэтому жесткие санкции одной Британии могут стать более серьезным ударом для Кремля, нежели умеренные ограничительные меры всего ЕС.
***
Понятно, что против пропаганды нужно бороться знаниями. И газета «День» уже более 20 лет этим занимается, выпуская, в частности, книги на историческую тематику, чтобы в мире лучше понимали процессы в нашей стране или двусторонние отношения Украины с соседями. Многие из них на средства газеты переводятся на английский язык, как, например «Украина Incognita. ТОП-25» и «Котел», або Справа без терміну давності», или на польском «Війни і мир». Соответственно, украинское государство могло бы продвигать за рубежом готовую продукцию, которая бы помогла бороться с российской пропагандой и улучшать имидж нашей страны за рубежом. Могло бы, но...