Глава Еврокомиссии Романо Проди пытался убедить Европарламент, что его подчиненные не могут нести ответственность за коррупционный скандал, разгоревшийся в статистическом офисе ЕС Евростате. Восьмистраничный доклад Проди сводился к одному: во всем виноваты отдельные фигуры Евростата, а комиссары ЕС либо не были вовремя проинформированы об аферах, либо во время проведения махинаций еще не заняли свои нынешние посты.
Статистический офис ЕС обвиняется в незаконном использовании по крайней мере 8 миллионов евро, которые, начиная с 1999 года, уплывали на тайные счета, использовались на взятки или вообще исчезали в неизвестном направлении. Коррупционный скандал, который называют одним из самых громких в истории Евросоюза, начался год назад, в июне 2002 года. Подозрения насчет Евростата появились тогда у трех членов комитета Европарламента по контролю за бюджетом, которые и обратились с соответствующим запросом к Еврокомиссии. Через месяц антикоррупционный офис ЕС ОЛАФ направляет прокурору Люксембурга (именно там находится Евростат) информацию о возможном мошенничестве при заключении контрактов между Евростатом и двумя частными компаниями — Еврограм и Еврокост. В феврале 2003 года комитет Европарламента по контролю за бюджетом ставит вопрос о махинациях Евростата перед Комиссаром ЕС по вопросам экономической и денежной политики Педро Солбесом. Он признает, что одна из фирм предоставила Евростату ошибочные данные, чтобы заполучить от него контракт. Комиссар поспешил заверить: все цифры уже исправлены, а неправильными данными никто и не пользовался. Тем не менее уже в конце февраля Еврокомиссия прекращает все контракты с Еврограмом. События развиваются дальше: антикоррупционный офис ЕС проявляет интерес к сотрудничеству Евростата с парижской фирмой Планистат и отправляет соответствующее досье прокурору в Париж. В апреле Европарламент называет неприемлемым тот факт, что Еврокомиссия не предпринимает вообще никаких шагов в то время, как ОЛАФ отправляет запросы о деятельности Евростата судебным властям Люксембурга и Франции. В мае Еврокомиссия наконец объявляет, что получила информацию о возможных аферах в Евростате. Самое интересное, что Еврокомиссия узнала это якобы из газетных публикаций. И это почти через год после начала скандала! (Как же такая логика знакома жителям одной постсоветской страны). Июльские события вокруг статистического офиса ЕС показали: Еврокомиссия знает и даже может показать, что такое твердая рука. Так, в одну из ночей офисы Евростата были опечатаны, генеральному директора и еще двум руководителям сделаны дисциплинарные взыскания, некоторые функционеры отстранены от должности. Торжество справедливости? Может быть, но только частично. Ведь остается еще невыясненным, почему Еврокомиссия, контролирующая деятельность Евростата, не боролась должным образом с коррупцией и мошенничеством. Европарламентариям очень интересно знать, как перед носом у Еврокомиссии могла проворачиваться такая большая финансовая афера. Уже через неделю после жаркой для Евростата июльской ночи бюджетный комитет Европарламента решает, что настало время спросить и с главы Еврокомиссии Романо Проди. Одновременно с этим комиссар Солбес заявляет, что не может нести ответственности за действия, о которых он не знал или не мог знать, потому что стал комиссаром уже после коррупционных афер.
Тем временем Европарламент жаждал расправы над теми чиновниками Еврокомиссии, которые должны были бы контролировать нечестных на руку коллег из Евростата. Главным виновником выглядит все тот же Солбес, отставки которого и требуют евродепутаты. Они с большим нетерпением ждали выступления в Европарламенте главы Еврокомиссии Романо Проди, который представил внутренний отчет по расследованию коррупции в Евростате. Впрочем, наивно было бы ожидать, что Проди признает вину своих комиссаров и сдаст их европарламентариям. Так и произошло. В пространном докладе глава Еврокомиссии разглагольствует: «Я думал о случаях, когда комиссар мог нарушить правила коллективной ответственности, быть виновным в плохом руководстве или просто не справляться с работой. Тот ли это случай? Мой ответ — НЕТ, ни в коем случае!»
Прочитав доклад, главу Еврокомиссии можно представить себе яростным борцом с коррупцией. Проди напоминает, что начал свою деятельность на посту руководителя Еврокомиссии с девизом «Мошенничеству — никакой толерантности». Он отмечает, что в 90-х годах Евростат, как и другие офисы Еврокомиссии, брал на себя возрастающее количество работы, но при этом персонала ему не хватало. По словам Проди, офис обращался за поддержкой извне, получал финансирование через гранты и нуждался в правильном руководстве. И совсем другое дело сейчас: Романо Проди убежден, что инциденты, случившиеся в Евростате в 90-х годах, имеют слабые шансы произойти ныне, после того, как Еврокомиссия установила в статистическом офисе «механизмы контроля и предотвращения». В общем, логика такова: коррупция в Евростате имела место, но еще до того, как Проди возглавил Еврокомиссию.
Расследования антикоррупционного офиса ОЛАФ и Еврокомиссии не утверждают, что деньги Евростата пошли на личное обогащение той или иной особы. Но установить, где же в конечном счете оказались немалые суммы из статистического офиса, аудиторы не могут.