Британия, заканчивающая председательство в ЕС, может вздохнуть с облегчением, ведь свою главную задачу она выполнила. После трудных переговоров 25 стран-участниц саммита в Брюсселе в прошлую субботу смогли достичь компромисса — принять бюджет ЕС на 2007—2013 годы.
Согласно действующему порядку, каждая страна-член ЕС в зависимости от уровня экономического развития выплачивает определенную часть средств в общеевропейский бюджет, сумма которого не должна превышать 1% от совокупного ВВП стран- участниц. Соответственно, сегодня существует группа так называемых стран-доноров (в первую очередь Великобритания, Германия, Франция и Голландия), предоставляющих львиную долю бюджетных поступлений. В то же время каждая страна получает определенные субсидии на развитие сельского хозяйства и другие потребности или компенсации за сокращение работы определенных отраслей. Соответственно, существует группа так называемых бедных стран, к которым принадлежат в первую очередь новые члены ЕС. По логике, именно бедные страны и должны получать большую часть субсидий и компенсаций. Но на практике все выглядит несколько по- другому — большую часть субсидий и компенсаций получают «страны-доноры».
Попытка нескольких стран летом на предыдущем саммите инициировать частичное изменение подобного расписания фактически привела к срыву переговоров. Франция, к которой присоединилась Германия, призывала Великобританию отказаться от ежегодных компенсационных выплат в размере 4,6 млрд. евро, (которые она получает за отсутствие внешних субсидий в ее сельское хозяйство) в пользу выплат новым «бедным» членам. Лондон получает эти деньги начиная с 1994 года, согласно договору, который подписывала еще Маргарет Тэтчер в середине 80-х годов прошлого века. Британский премьер-министр Тони Блер категорически отказался от высказанного предложения, в ответ резко обвинив французских представителей в том, что Франция сама получает львиную долю всех субсидий ЕС в сельское хозяйство.
Вот и накануне нынешнего саммита главными вопросами, которые обсуждали журналисты и обозреватели, было: смогут «ли бедные и богатые» члены объединения договориться между собой, и откажется ли Великобритания от своих компенсационных дотаций. Ведь учитывая расширение и экономические проблемы новых членов, накануне саммита возникло предложение сделать бюджет ЕС больше, чем 1% совокупного ВВП стран-участников. Однако большинство старых стран-членов, в частности председательствующая Великобритания, не соглашалась с тем, чтобы бюджет ЕС превышал эту цифру, в то время как страны-новички твердо стояли на том, чтобы эта сумма была как можно большей. Их позиция перекликалась с предложением Еврокомиссии, в соответствии с которым бюджет должен был вырасти с нынешних 0,98% до 1,24%.
В результате под конец второго дня напряженных обсуждений 24 страны-участницы начали требовать от британской делегации отказаться от компенсационных доплат, а страны-новички активно требовали обещанной им при вступлении финансовой помощи. Среди новых членов особенно выделялась Польша, которая достаточно решительно заявила, что может использовать право «вето» в случае урезания помощи новичкам. Постепенно споры между Великобританией с одной стороны, и Францией (которая как и на прошлом саммите активно критиковала Британию) с другой, зашли в тупик. И тогда активность и дипломатическую гибкость продемонстрировала немецкая делегация во главе с канцлером Ангелой Меркель, которая, несмотря на определенные расхождения во взглядах, присоединилась к Франции.
В результате, фактически изолированный Лондон был вынужден пойти на уступки. Новый бюджет, ставший результатом компромисса, был принят единогласно. Суть компромисса в том, что Великобритания согласилась уменьшить сумму компенсационных выплат, которые она получает, в обмен на обещание пересмотреть общую сельскохозяйственную политику ЕС в ближайшие три года. А утвержденный вариант бюджета стал чем-то средним между желанием новичков и скупым британским вариантом. В соответствии с ним, общая сумма бюджета на 2007—2013 гг. составит 862,3 млрд. евро, что равно 1,045% от суммарного ВВП стран-участниц ЕС.
Принятие нового бюджета вызвало сдержанную реакцию ведущих партий Европарламента и критику с их стороны в адрес Великобритании. В то же время глава польской делегации, премьер-министр Казимеж Марцинкевич излучал счастье и заявил, что Польша на 95% реализовала свои бюджетные цели. Оно и неудивительно, ведь в соответствии с принятым проектом, в течение ближайших семи лет наш западный сосед получит около 60 млрд. евро, что на четыре миллиарда больше, чем предлагала Великобритания. В целом удовлетворена новым бюджетом и Греция. По словам премьер-министра страны Костаса Караманлиса, «на этот раз значительно большее количество претендентов рассчитывали на кусок значительно меньшего пирога». Однако лучше всех подвел итоги саммита его председательствующий, британский премьер Тони Блер, заявивший, что «переговоры были чрезвычайно трудными, но мы смогли достичь единого согласия на благо Европы».
В конечном итоге принятие нового бюджета показало две разные стороны объединенной Европы. С одной стороны, несмотря на длительные «тлеющие» проблемы и конфликты во взглядах на будущее Европы между странами ЕС и его институциями, члены ЕС смогли преодолеть финансовые споры и сформировать дальнейшую экономическую стратегию развития содружества. На фоне сокращения темпов экономического развития ЕС и экономической нестабильности региона это бесспорный плюс.
Но с другой стороны, проблемы все же остались, ведь общий кризис европейской экономики последних лет и противоречия системы наполнения и расходов еэсовского бюджета не исчезли. А переговорный процесс еще раз подтвердил, что солидарность ЕС — это дело будущего. Ведь если главы богатых стран столько времени спорят о десятых долях бюджета, от которого зависит строительство их общего будущего, то это означает, что национальные интересы продолжают преобладать над европейскими. И пока это происходит, Европейскому Союзу не удастся стать экономической и политической силой, готовой встретить вызов быстрого роста экономик Азии и Латинской Америки.